У истории под юбкой: почему происходят сексуальные революции
«Сексуальную революцию совершили задние сиденья автомобилей», – заявил в свое время американский общественный деятель Джерри Рубин. И ошибся. Раскрепощение нравов происходило задолго до появления машин, причем много раз. Оно напоминает движение маятника. Как и почему вершились «секшал революшнс» и стоим ли мы на пороге нового витка сексуальности или же нас ждет ужесточение морали? Об этом – в нашем материале.
Сексуальные революции во все времена были отражением исторических событий и настроений в обществе. Чтобы увидеть эти витки, нужно рассмотреть исторический процесс целиком.
Век каменный: свобода нравов
О поведении людей в столь давние времена говорить сложно, но есть основания полагать, что с сексуальной свободой у праотцов все было хорошо. Достаточно сравнить данные этнографии и посмотреть на современные традиционные сообщества. И хотя прямые аналогии с предками здесь проводить нельзя, рассуждать об их поведении на такой основе все же можно. Так, у некоторых племен в Африке и Южной Америке девственность невесты считается не преимуществом, как иногда до сих пор в европейских странах, а позором для жениха.
Известны, например, обычаи из центральной части Черного континента, когда девственности девушку лишал не ее будущий муж, а… старейшие женщины клана (при помощи пальца или деревянного ножа). А в Южной Колумбии это делал крестный отец (через соитие), в Зиаре или Конго – шаман или вождь племени. Это еще что: в Центральной Африке, Океании, Южной Америке и Индонезии невесту даже… отдавали на «поругание» друзьям жениха. Причем на несколько дней – чтобы наверняка. Правда, уже после свадьбы жена должна была хранить верность мужу до конца своих дней. А еще «жертвой» иногда становились не только девушки, но и юноши. На западе Африканского континента, например, существовал обычай, когда мужчина должен был заняться сексом с будущей тещей, а потом уже с ее дочерью.
В нашем распоряжении есть и кое-какие археологические данные. Прежде всего так называемые палеолитические венеры – фигурки из кости или мягких пород камня, датируемые верхним палеолитом. Они найдены по всей Европе, но многие из них найдены и в других частях Евразии. Статуэтки, как правило, изображают женское тело со всеми его прелестями и в крайне гипертрофированной форме. Назначение их неизвестно: вероятно, они могут быть связаны с культом плодородия, но высказываются и более смелые гипотезы – что венеры могли служить неким аналогом современного журнала Playboy. Древние изображения женской вульвы (или нечто очень похожего на нее) найдены на стенах некоторых пещер в той же Европе.
Все это дает некоторые основания полагать, что наши далекие предки едва ли были озабочены проблемами сексуальной морали – во всяком случае, в современном понимании этого слова. Сексуальность естественна, иначе не было бы смысла придумывать какие-то запреты на этот счет. Поэтому на заре человечества, вероятно, максимальная раскрепощенность была обычным явлением. Примерно то же самое, видимо, можно сказать о Древнем Египте – во всяком случае, ханжеством там точно не страдали. Секс зачастую здесь возведен в культ: им прилюдно занимались жрицы в храмах богини Исиды (явление так и называлось – храмовая проституция). Полученные деньги уходили на пользу храма. Тем же промышляли, кстати, и в других частях света – Мезоамерике, Месопотамии, Индии.
Античность: аскеза и мальчики
В Древней Греции впервые начали «закручивать гайки». Правда, происходило это не сразу, да и касалось в основном женщин. Образцом женской целомудренности стала супруга римского патриция Тарквиния Коллатина – Лукреция. Барышня прославилась тем, что убила себя после изнасилования. А вот мужчинам, как водится, иметь любовные связи на стороне особенно не возбранялось. Хотя в целом это касалось любви к мальчикам.
Но античность – период долгий, поэтому уже к середине II века до нашей эры маятник опять начинает движение в другую сторону, ведь Рим знакомится с моралью восточных эллинистических государств, где нравы были весьма раскрепощенными. Но сексуальная революция вершилась не сразу, а постепенно.
Одним из ее «апогеев», как считается, было восхождение на трон римского императора Калигулы. Многие историки, впрочем, склонны полагать, что нравы Калигулы мало резонировали с нравами его предшественников: отличие лишь в том, что он просто не скрывал своих наклонностей. А те и впрямь были специфичными. Объявив себя «богом на земле», Калигула был женат четыре раза и имел многочисленных любовниц. Многие из них были женами знатных римлян.
«Обычно он приглашал их [женщин] с мужьями к обеду и, когда они проходили мимо его ложа, осматривал их пристально и не спеша, как работорговец, а если иная от стыда опускала глаза, он приподнимал ей лицо своей рукой. Потом он при первом желании выходил из обеденной комнаты и вызывал к себе ту, которая больше всего ему понравилась, а вернувшись, еще со следами наслаждений на лице, громко хвалил или бранил ее, перечисляя в подробностях, что хорошего и плохого нашел он в ее теле и какова она была в постели. Некоторым в отсутствие мужей он послал от их имени развод и велел записать это в ведомости», – писал о Калигуле древнеримский историк Гай Светоний Транквилл.
Античные авторы также утверждают, что Калигула спал со своими сестрами и одна будто даже родила ему ребенка. Были у императора, конечно, и гомосексуальные связи.
Понятно, что такой правитель имел соответствующих подданных, в том числе простых граждан. Историки сообщают, что на момент гибели Помпей город тонул в разврате: в этом небольшом населенном пункте было аж 25 борделей (лупанарий), а проституцией занимались якобы даже патрицианки, принадлежащие к правящей элите. Но конец был близок – появляется христианство.
Средневековье: запреты и их нарушения
Впрочем, конец наступил далеко не сразу, да и моралью был окрашен во многом лишь «фасад» эпохи Средневековья. Изнутри, кажется, нравы были куда свободнее, чем принято считать. По крайней мере, у знатных особ. Супружеские измены в этой среде были обычным делом, как и кровосмесительные браки. Не так уж редко встречались сожительство без брака, проституция и изнасилования. Среди высокопоставленных особ обычным делом было иметь внебрачных детей – от служанок и любовниц. Но в целом, конечно, секс разрешался лишь для продолжения рода, а красоту тела (особенно женского) надлежало прятать и даже уродовать, утягивая грудь и подкладывая подушечки под живот, дабы имитировать «небольшую беременность» – высшую добродетель христианской морали. Едва ли многие соблюдали этот запрет очень рьяно, но покров благочестия был – за этим строго следили Церковь и фанатики веры.
Во Франции, например, за адюльтер карали так: мужчина и женщина, совершившие прелюбодеяние, должны были пробежаться голыми по городу. При этом к детородному органу мужчины привязывали веревку, которую женщина держала в руке. Было и другое «веселое» наказание: мужчину раздевали и сажали задом наперед на осла, после чего тоже катали по городу. За мужеложство карали смертной казнью (хотя в раннем Средневековье это наказывалось лишь многолетними постом и молитвой).
Эпоха Возрождения: карьера и постель
Византийская империя окончательно пала под натиском турок в 1453 году. Византийцы побежали в Европу, прихватив с собой фолианты, книги и произведения искусства, овеянные эпохой Античности. Средневековая Европа знакомится с раскрепощенными нравами римлян и их культом естества – красивого женского и мужского тел. Маятник вновь начинает движение – на этот раз в сторону, противоположную аскезе. То, что долго подавлялось, не могло не вытечь наружу, как вода из бурлящего котла. Пуританская мораль набила оскомину. И началась эпоха антропоцентризма: процветают гуманизм и науки, а секс перестает быть постыдным делом – не только у знатных особ, но и у простого люда.
В моду входит обязательное наличие официальных фаворитов и фавориток у монархов. Карьеры делают через постель. Если говорить о России, то особенной любовью к фаворитам, как известно, отличалась Екатерина Великая, питавшая слабость к сильным мужчинам. Есть легенда, согласно которой в отсутствие своего любовника Потемкина царица столкнулась в коридоре с большим мускулистым истопником. Она приказала ему разжечь камин в ее спальне. Тот и разжег, но «шальную императрицу» это не удовлетворило. «Разве вы не понимаете, как нужно согревать Ваше Величество?» – спросила она. Он понял. За что на следующее утро получил титул дворянина, тысячи крестьян и фамилию Теплов – в память о том, как согрел императрицу.
Модной стала и гомосексуальность: иметь тягу к людям своего пола теперь не грех, а красивый порок. Хотя по большей части это, конечно, относилось к высшему сословию – простые люди по-прежнему не практиковали «содомию». Зато им была по нраву проституция. Хотя девушкам, конечно, секс до брака запрещался (не все, впрочем, этот запрет соблюдали), а вот юноши могли, по сути, делать что угодно. И первый секс они, как правило, имели с проституткой.
XX век: секс есть – секса нет
Но в XIX веке маятник опять закачался в сторону моральных запретов. Началась викторианская эпоха, яркой представительницей которой стала дама «самых строгих правил» – королева Виктория. Впрочем, такое положение вещей было недолгим. Конец XIX – начало XX века стали эрой не только промышленной, но и частично вытекающей из нее сексуальной революции. Набирало обороты движение суфражисток: женщину, наконец, объявляют «человеком» и предоставляют ей права. Вместе с правами на свободу слова она получает право на свободу проявления своей сексуальности. Особенно ярко это проявляется в революционной России.
Идеолог сексуальной свободы Александра Коллонтай считает, что сексуальные потребности отныне должны удовлетворяться подобно жажде – не стоит делать из них «священную корову». На основе этой идеологии сразу после государственного переворота в России появляется общество «Долой стыд» и знаменитая теория стакана воды. Большевики объявляют любовь условностью, а брак и флирт – пережитками буржуазной эпохи. Гомосексуалы и лесбиянки более не считаются изгоями.
Но очень скоро, особенно с приходом к власти Сталина, нравы ужесточаются. До крайностей не доходит: женщина все же «остается» человеком (по крайней мере, на уровне деклараций), но сексуальная распущенность пресекается. После смерти вождя народов ситуация немного смягчается, но не сильно – нетрадиционный секс вроде орального и гомосексуального порицаются, как и соитие до брака. В конце 1980-х в обиход даже входит фраза (искаженная от первоначальной) из советско-американского телемоста Владимира Познера и Фила Донахью – «в СССР секса нет», – которая будто бы характеризует ту эпоху.
Развал Страны Советов сорвал последнюю крышку с бурлящего котла освобожденных нравов людей. Сексуальность отныне льется отовсюду – прежде всего с экранов телевизоров. Взоры обращаются на «вольный духом» Запад (где в 1970-х сексуальность одержала сокрушительную победу над строгой моралью), и в 1990-х в России проходит волна тотальной сексуальной революции, частично продолжающаяся поныне. Правда, до конца она в нашей стране и государствах бывшего СССР все же не победила: это выражается в общественном порицании гомосексуальности и периодических возгласах о запрете абортов и «моральной распущенности».
XXI век: назад в будущее
Движение маятника закономерно – история циклична, в том числе, как видим, история сексуальных революций. Если в 1990-х был взрыв – по логике должно наступить постепенное снижение интереса к сексу в обществе. И отчасти мы уже наблюдаем такую тенденцию, в том числе в женской моде, которую, как известно, диктует Европа. Моду, кстати, нельзя недооценивать: она служит выражением настроений в обществе, а также свободы или, наоборот, закрепощенности нравов. Так, уже несколько лет «в тренде» не короткие и яркие наряды «в облипку», столь популярные в 1990-е, а женская одежда свободного и широкого кроя сдержанных цветов. Историки моды даже ассоциируют ее с восточным колоритом, подразумевая под этим и пуританские нравы Востока.
Сексуальная контрреволюция, как ни странно, выражается и в настроениях феминисток (не говоря уже об ультраправых движениях). Последние призывают к запрету проституции, а с ней и к тому, чтобы перестать видеть в женщине объект (секс-машину или кухарку), а не субъект (человека, личность). Такие тенденции уже добрались до России и становятся весьма популярными среди молодежи, а также более взрослого поколения.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.