Трагедии в Казани и Екатеринбурге
Трагедия, произошедшая
11 мая в гимназии № 175 в Казани, потрясла всю страну. Очередной
малолетний имбецил (его имя мы умышленно не будем упоминать) то ли из-за
голосов в голове, то ли из желания прославиться, осуществил поджог
собственной квартиры, предварительно рассыпав в ней селитру, чтобы
спровоцировать взрыв, а затем с охотничьим ружьём отправился в школу,
где ранее проходил обучение. Взорвав в вестибюле самодельное взрывное
устройство (СВУ), он принялся методично ходить по этажам, расстреливая
детей и взрослых. Жертвами трагедии стали семеро детей и двое взрослых,
ещё около 20 человек получили различные травмы и ранения.
Как водится, в первую очередь виновным в трагедии сразу было назначено
гражданское оружие – дескать, как он смог такое купить, зачем ему
продали, кто разрешил и так далее. В общем, надо запретить.
После
слов президента РФ В. В. Путина о необходимости ужесточения правил
оборота оружия предложения посыпались как из рога изобилия: увеличить
возраст приобретения оружия до 21 года, выдавать разрешение на оружие
только отслужившим в армии (по умолчанию лишаем большую часть женщин
права стать охотницами или спортсменками, а также – на самооборону с
оружием) и т.д.
К счастью, разум пока возобладал, в достаточно
неплохо работающий российский «Закон об оружии» изменения пока вносить
не стали. В то же время, всё может измениться, в случае очередного
инцидента и желания кого-либо из политиков набрать очки за счёт хоть и
бесполезных, но популярных популистских решений.
Стоит отметить
опыт СССР, где оружие было приобрести гораздо проще, чем сейчас – до
определённого периода просто по паспорту, и никаких массовых расстрелов
не было и в помине.
Безусловно, общество хочет увидеть наказание
виновных в трагедии. В числе кандидатов на виноватых: руководство школы,
охрана, родители преступника, врачи, выдавшие справки, сотрудники
Росгвардии, выдавшие лицензию на оружие, участковый – список можно
продолжать до бесконечности. Не исключена и вполне реальна ситуация,
когда срок получит директор школы, в то время как преступник будет
признан невменяемым и после непродолжительного лечения будет отпущен
восвояси.
Не стоит грешить и на компьютерные игры. Игры со
стрельбой и насилием существуют уже очень давно, но никакой взаимосвязи
между реальными преступлениями и компьютерными играми пока установлено
не было.
Все эти предлагаемые меры являются не просто
неэффективными, но и абсолютно бессмысленными – они вселяют в людей
ложное чувство безопасности, которое исчезнет после очередной трагедии.
К
примеру, практическую «пользу» от увеличения возраста получения
разрешения на оружие, равно как от выдачи лицензий только отслужившим в
армии/полиции, наглядно подтвердила ещё одна трагедия – в воскресенье 30
мая в Екатеринбурге бывший сотрудник правоохранительных органов открыл
стрельбу по прохожим с балкона жилого дома. В результате в живот тяжело
ранена девятилетняя девочка, ранен сотрудник Росгвардии. В квартире и во
дворе нашли 73 гильзы от карабина.
Казалось бы, условия соблюдены – преступник старше 21 одного года,
служил, бывший военнослужащий, бывший сотрудник милиции/полиции, и чем
это помогло его жертвам?
А что если вообще запретить гражданское оружие, как это сделано в большинстве стран Азии и Европы?
Вот несколько примеров того, что происходит в этом случае.
Опыт стран Европы и Азии 29
апреля этого года двое маленьких детей погибли и еще 14 детей и двое
воспитателей были ранены при нападении мужчины с ножом в детском саду в
китайском городе Бэйлю, сообщают китайские государственные СМИ.
28 мая 2019 года в японском городе Кавасаки неизвестный напал на
группу школьников на остановке автобуса, в результате чего 19 человек
были ранены, двое погибли. Среди пострадавших есть шестилетние дети.
Если
задаться целью и проанализировать сообщения информационных агентств, то
можно увидеть, что подобное в азиатских странах происходит достаточно
регулярно. Стоит отметить, что и в Китае, и в Японии, носить ножи
практически запрещено – есть строгие ограничения по длине, фиксатору
лезвия и так далее, не говоря уже об огнестрельном оружии.
И каков результат?
Происходят подобные случаи и в странах Европы:
В
октябре 2015 года в Швеции, в городе Трольхеттане, неизвестный мужчина
напал на школу с ножом. Убиты учитель и один школьник, еще несколько
человек получили ранения.
В принципе, в качестве отдельного
примера проще привести целую страну – Францию. Многочисленные случаи
убийств с помощью холодного оружия, эмигрантские кварталы, в которые
даже полиция боится заходить, теракты с применением грузовых
автомобилей.
При этом во Франции разрешены только кухонные ножи и
складные ножи, не имеющие фиксирующего лезвие замка и однорукого
открывания, с длиной клинка менее 100 миллиметров, а их свободное
ношение крайне обременительно – любой полицейский может вас задержать
для выяснения причин ношения ножа.
С другой стороны,
законодательство Франции достаточно либерально в отношении
огнестрельного оружия: можно получить лицензию на пистолет или
револьвер, гладкоствольное или нарезное длинноствольное оружие –
процедура получения не намного сложнее, чем в России, однако,
преступления совершаются или холодным оружием (которое теоретически
носить нельзя), или незаконно приобретённым боевым оружием.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1.
При отсутствии возможности использовать огнестрельное оружие преступник
выбирает себе жертвы, способность которых к сопротивлению минимальна –
выродки идут в детские сады и в младшие классы школ.
Побочным
негативным эффектом является отсутствие звука выстрела: поди пойми,
из-за чего орут в соседней группе, может, праздник какой или игра, в то
время как звук выстрела – однозначно служит сигналом угрозы.
2.
При запрете огнестрельного оружия преступник использует нож, при
запрете на ножи (а это в полной мере невозможно в принципе), в качестве
оружия будет использован топор, лопата, отвёртка или любой другой
предмет из бесконечного списка потенциально опасных.
В
современном мире исключить возможность приобретения оружия или
предметов, которые могут быть использованы для оружия, физически
невозможно.
3. Человека с оружием, готовящегося совершить насильственное преступление, может остановить только другой человек с оружием.
У
этого правила есть исключения – решительно настроенный невооружённый
человек может остановить вооружённого преступника, но его шансы заведомо
будут ниже. При этом нападающие на школы и детские сады преступники
преимущественно являются мужчинами, в то время как большинство
сотрудников школ и детских садов – в основном женщины, зачастую пожилого
возраста. Огнестрельное оружие в этом случае является наиболее
эффективным, уравнивающим шансы сильного и слабого противника
инструментом, но представить себе вооружение боевым оружием учителей,
воспитателей и нянечек на текущем этапе достаточно сложно.
Возможно, безопасность людей и в первую очередь детей обеспечит охрана?
Рассмотрим этот вопрос на примере школ и детских садов.
ОхранаСуществующая охрана в школах и детских садах не способна оказать вооружённому преступнику никакого сопротивления. В
большинстве школ и детских садов охранниками являются пенсионеры,
рассматривающие свою работу как необременительную возможность получить
прибавку к пенсии. В случае трагедии в Казани такой «охранник» просто
был бы застрелен в числе первых. По личному опыту, большинство
охранников на входе в школу вообще ничего не контролируют – смотрят в
сторону или в телефон, постоянно отходят или с кем-нибудь болтают. Но что, если поставить профессиональную вооружённую охрану? По
данным Росстата, в 2018 году в России было около 40 000 школ и около 50
000 детских садов. А ведь есть ещё детские поликлиники и другие детские
общественные учреждения. Выходит, для того чтобы обеспечить все их
охраной, понадобится как минимум по одному вооружённому охраннику на
каждое, а по факту два-три (для обеспечения посменного дежурства), то
есть сотни тысяч молодых мужчин, оторванных от реальной экономики. При
этом эффективность их работы вряд ли будет высока, поскольку в условиях
ежедневной монотонной работы человек расслабляется – вооружённый
охранник может быть застрелен так же легко, как и невооружённый,
поскольку на стороне преступника фактор внезапности. Если же говорить о
присутствии одновременно нескольких вооружённых охранников, то на всю
страну их потребуется больше миллиона. Зачастую в охранные
структуры идут не только отслужившие военные и сотрудники
полиции/Росгвардии (которые, кстати, могут иметь проблемы с психикой,
как следствие участия в боевых действиях), но и те, кто просто не нашёл
себя ни в какой другой сфере или банально не хочет работать. Вооружив
миллион таких охранников и отправив их в школы и детские сады, не
получим ли мы тех же самых «пенсионеров», только молодых и вооружённых, а
в худшем случае – и нескольких потенциальных «Евсюковых»? Если
же говорить о сотрудниках Росгвардии, то их численность составляет
порядка 340 000 человек, то есть постоянное присутствие в школах и
детских садах силами Росгвардии обеспечить невозможно. Можно обеспечить
их выезд на экстренную ситуацию, но, как показывает практика, жертвами
преступника к этому времени могут стать уже десятки. Всё
вышесказанное не означает, что охрана не нужна – необходимо постоянно
повышать её качество, обеспечить не «присутствие», а «охрану», вооружить
охранников хотя бы газовыми баллончиками (струйными или гелевыми,
работающими точечно и не загрязняющими помещение), равно как необходимо и
минимизировать время приезда экстренных служб по сигналу тревоги. Но
одной охраны в любом случае будет недостаточно для того, чтобы
исключить вероятность повторения трагедий, аналогичных произошедшей в
Казани. Необходимо комплексное решение проблемы безопасности школ и
детских садов. Необходимые меры1. Поднять престиж профессии и увеличить зарплаты.В
первую очередь необходимо поднять престиж профессии учителя и
воспитателя, увеличить зарплаты. Помимо повышения качества образования,
которое является одним из краеугольных камней существования
технологически развитой державы, повышение заработной платы привлечёт в
сферу образования молодых специалистов, в том числе мужчин, шансы
которых справиться с преступником гораздо выше, особенно в случае их
нападения с холодным оружием. И хватит осложнять жизнь
учителям (а также врачам/сотрудникам полиции и т.д.) различными
придирками типа «фотографий в купальнике» и тому подобными: престижа
профессии это явно не добавляет, чем люди занимаются в личное время –
никого касаться не должно, их задача – квалифицированно выполнять свою
работу, а желающих устроить хайп на этой теме необходимо привлекать к
ответственности за вмешательство в личную жизнь.2. Вооружить учителей.Вопрос
вооружения учителей или других сотрудников достаточно сложен. Речь,
безусловно, не идёт о размещении в школах ружей или винтовок, но
вооружение учителей и воспитателей теми же струйными или гелевыми газовыми баллончиками (ГБ)
вполне реально. Они не представляют угрозы для жизни и здоровья, даже
если будут утеряны или украдены и попадут в руки детей, но при этом
обладают достаточно большой дальностью применения и достаточно высокой
эффективностью воздействия. Необходимо ещё раз отметить, что
струйные и газовые баллончики «не пылят», то есть не загрязняют воздух,
как обычные аэрозольные баллончики, а дальность их действия может
составлять до трёх метров. Их стоимость составляет порядка 400–500
рублей, и любое учебное заведение может позволить себе закупать их
ежегодно без ущерба для бюджета (остающиеся в конце года могут быть
использованы для тренировки сотрудников). Применение газового баллончика позволит как минимум замедлить
преступника, как максимум – обезоружить и задержать его. Как и в случае с
первым пунктом, максимальную эффективность газовые баллончики будут
иметь против преступников, вооружённых холодным оружием. Однако даже
против преступника, вооружённого ружьём, они могут быть эффективны,
например, во время перезарядки преступником оружия или при внезапном
применении ГБ из-за угла. Производителям, в свою очередь, хочется
порекомендовать добавить в состав трудно смываемую краску – она
«маркирует» преступника и затруднит ему обзор, в случае применения им
защитных очков. Потенциально может быть рассмотрен следующий
вариант: часть сотрудников проходит проверку и необходимое обучение,
получает разрешение на травматическое оружие (оружие ограниченного
поражения – ООП) и осуществляет его скрытое ношение, регулярно проходя
психологический осмотр и тренировки в Росгвардии, получая за это
дополнительную оплату. Более подробно о травматическом оружии, доступном
гражданам РФ, можно почитать в статьях «Гражданское короткоствольное
оружие в России» часть 1 и часть 2. Преимуществом
такого решения, по сравнению с охраной, станет непредсказуемость угрозы
для преступника, поскольку хранение и/или ношение оружия должно будет
осуществляться сотрудниками скрытно. При этом необходимость
наличия хотя бы простейшей охраны на входе это не отменяет. Кроме того,
дополнительным положительным эффектом станет общее повышение культуры
обращения с оружием у населения: почти 100 000 школ и детских садов –
это несколько сот тысяч сотрудников, регулярно проходящих тренировки с
оружием. Несмотря на то, что травматическое оружие считается (и
является) не слишком эффективным, на многих потенциальных преступников
оно окажет существенный «останавливающий» эффект: массовые убийцы чаще
всего очень хотят жить – они сдаются полиции при малейшей угрозе,
прикидываются сумасшедшими, больными... 3. Регулярные тренировки действий в кризисных ситуациях.Прекрасный
пример в этом отношении – школы и детские сады Израиля, где угроза
войны, внезапных ракетных ударов или террористических актов вынуждают
принимать эффективные меры для защиты людей. В первую очередь это
регламентированный порядок действий в той или иной ситуации и регулярные
тренировки для их «механического» выполнения в условиях паники. Необходимо
реализовать два разных типа звуковых сигналов – пожар и вооружённое
нападение. В первом случае необходимо покинуть здание, во втором случае
заблокировать дверь изнутри. С технической точки зрения
необходимо устанавливать усиленные межкомнатные двери, с замком –
достаточно прочные для того, чтобы остановить одного или нескольких
преступников, но с обеспечением возможности её вскрытия сотрудниками
правоохранительных структур или МЧС (не стальная сейфовая дверь).
Разумеется, должна быть система видеонаблюдения, для оценки угрозы, и
система громкоговорящей связи, для конкретизации угрозы. Необходимо
периодическое обучение детей и сотрудников правилам действия при
нападении: блокировке дверей, защите доступными предметами, путём их
размещения между собой и преступником, активному перемещению для
затруднения прицельной стрельбы и иных насильственных действий, и так
далее. Регламенты и методики такого обучения должны быть разработаны МЧС
и Росгвардией. Это будет гораздо полезнее, чем очередное ограничение прав законопослушных владельцев гражданского оружия. 4. Исключить героизацию.Уже
давно говорится о том, что информацию по массовым расстрелам необходимо
ограничивать. Сам факт трагедии скрывать нельзя, люди не должны жить в
«розовом» мире, но вот информация о преступнике должна быть минимальной и
только спустя продолжительное время, когда улягутся эмоции. С
какой целью начали на все лады склонять жизнь убийцы из школы в Казани? С
какой целью были озвучены измышления имбецила о его «осознании себя
богом, монстром» и прочей ахинеей, которую он нёс? Чтобы дать пищу для
размышлений другим умственно неполноценным? Повторюсь, никакой
информации о личности преступника, о его намерениях, причинах, желаниях и
фантазиях озвучиваться не должно. СМИ за распространение этой
информации необходимо беспощадно карать, а из соцсетей надо удалять все
чаты любопытных и сочувствующих. Можно не сомневаться, что
возможность получить «славу», является одним из мотивирующих факторов
массовых убийц. Информация об их личности в полном объёме должна
публиковаться только тогда, когда их поведут на эшафот, в этом случае
она приобретёт уже совсем другой оттенок. 5. Жёсткое и жестокое наказание.Очень
часто говорят, что эффективность наказания преступников обеспечивает
его неотвратимость, а не его жестокость. Особенно часто любят это
говорить применительно к смертной казни – дескать, пожизненное
заключение куда страшнее для преступника, чем смерть. Это абсолютная чушь, точнее – наполовину чушь. Человек
– тварь такая: ко всему привыкает. На солнышке погрелся, покушал,
поспал, ещё чем-то занялся, да и надежда всегда мерещится: может,
сбежать удастся или, возможно, апелляция сработает. Неотвратимость
наказания действительно исключительно важна, но вот то, что не важна
суровость наказания, нельзя сказать, ни в коем случае. Для
массовых убийц единственным наказанием может и должна быть смертная
казнь. Ранее проблема смертной казни автором уже рассматривалась в
статье «Смертная казнь 2019. Время пришло?». В
ситуации с массовыми убийцами полностью исключена возможность осуждения
невиновного, и такие дела вполне могут рассматриваться в особом порядке
уже сейчас, была бы политическая воля. Высказывания против
смертной казни зачастую звучат просто абсурдно, например,
Конституционный суд РФ не раз высказывался о невозможности возвращения
смертной казни. Суд объяснял, что из-за длительного моратория на
применение смертной казни в России сформировались « устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым такому наказанию». Это что ещё за такие устойчивые гарантии? У
населения, например, сформировались устойчивые гарантии выхода на
пенсию в определённом возрасте, что, однако, не помешало увеличить
пенсионный возраст. А если каждый год или месяц будут
происходить убийства в школах, у населения сформируются «устойчивые
гарантии» того, что их ребёнка в любой момент могут убить? Ещё
глупее звучат апелляции к «принципам высшей ценности жизни человека и
цивилизованной ответственности преступника перед государством и
обществом». Эти ценности распространяются только на нормальных людей, а
не на выродков. А в случае с массовыми убийцами их вина неоспорима – за
отнятую жизнь необходимо платить своей. И «цивилизованность» здесь будет
выражаться в том, что преступника не отдадут на растерзание родителям, а
культурно и цивилизованно повесят/застрелят/посадят на электрический
стул. Что касается выполнения Россией международных обязательств
по подписанному Протоколу № 6 к Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод, то мы ведь проголосовали за новую
Конституцию и за приоритет российского законодательства над
международным? Или нет? Да и не выгонят нас из Совета
Европы – им и денег хочется, и наедине с США и КНР остаться страшно. В
крайнем случае, ненадолго приостановят членство. А выгонят – скажем «до
свидания». Возможно, это покажется чрезмерным, но смертная казнь
должна стать публичной, должна транслироваться по телевидению. Это
окажет огромное влияние на снижение количества преступлений вообще и
массовых убийств в частности. Одно дело абстрактно знать, что где-то
кого-то расстреляли/повесили, другое дело – видеть, как приговорённый
вертится в руках конвоиров, когда его ведут, плачет, умоляет о пощаде,
видеть его искорёженное страхом лицо и обделанные штанишки. Даже самый
тупой преступник легко представит себя не героическим заключенным, а на
месте казнённого. Ещё один спорный момент – отсутствие наказания в случае невменяемости преступника. Какое родителям убитых детей дело, допился ли он, возненавидел весь мир или стал слышать голоса в голове? Наказание
должно выдвигаться по факту его совершения, а не по надуманным
причинам. Психиатрия не точная наука – одна экспертиза может показать,
что преступник был невменяем и психически нездоров, а другая – что он
вполне мог осознавать свои действия. Замена наказания лечением, да ещё с
риском выхода преступника на свободу, крайне отрицательный фактор,
который позволяет преступнику рассчитывать на такой исход и пытаться
симулировать болезнь. И этот фактор должен быть исключён –
лечите психов до совершения ими преступлений, а после совершения тяжких
преступлений, вне зависимости от вменяемости/невменяемости, никаких
поблажек быть не должно. Безусловно, предложенный комплекс мер
не обеспечит стопроцентной гарантии предотвращения повторения трагедий –
массовых убийств в школах, детских садах и других аналогичных
учреждениях, но он позволит значительно уменьшить как вероятность их
совершения, так и последствия от таких преступлений.
Не менее важным фактором станет ощущение справедливости у населения в результате сурового наказания преступников. P. S. Просьба в комментариях не способствовать героизации преступников и не упоминать их имена и мотивы совершения преступлений.
Андрей Митрофанов
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|