Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Из жизни.ру | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Вторник, 15.10.2024, 01:22
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОБНОВЛЕНИЯХ САЙТА


Форма входа

плюсы баннерной рекламы

Загрузка...


Другие новости

Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 58
Пользователей: 58
Сейчас комментируют: 0


Новости сегодня
Сегодня материалов нет

Новости готовят...

Новостей: 32938

В архиве: 11391

Новостей: 8367

В архиве: 11931

Новостей: 5188

В архиве: 8413

Новостей: 3998

В архиве: 155

Новостей: 3010

В архиве: 4005

Новостей: 1352

В архиве: 338

Новостей: 1311

В архиве: 438

Новостей: 1035

В архиве: 17

Новостей: 948

В архиве: 6967

Новостей: 879

В архиве: 1480

Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

ВСЕ НОВОСТИАРХИВВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрология и пророчества [1356]Астрономия и космос [1507]Бывает же такое! [2262]
Гипотезы, версии, прогнозы [6070]Дом, сад, кулинария [1204]Животные и растения [550]
Здоровье, человек [2099]Искусство, поэзия [597]История, археология, судьбы [7009]
Мир вокруг нас [1748]Наука и технологии [1375]Непознанное [3434]
НЛО, уфология [257]Новости, общество, в мире [21170]Психология и отношения [632]
Религии, учения [118]Советы и истории из жизни [855]Стихия, климат, экология [1143]
Фильмы и видео [1259]Частное мнение [2916]Это интересно! [3025]
Юмор, афоризмы, притчи [1076]


16:28
Трагедия Бориса Годунова, или Царь-то «ненастоящий»!


Пролог, или слово об империи

Продолжим ранее начатый цикл о соотнесенности в фигуре российского самодержца царского и священнического служения. В сегодняшнем разговоре несколько сместим акцент на народные представления о «настоящем» и «ненастоящем» государе.

Тема важная, ибо подобные представления повлекли за собой череду судьбоносных в истории Отечества событий и послужили причиной падения династии Годуновых, так и не ставшей в глазах подданных подлинно царской.

Но прежде небольшое вступление: в прошлом материале «Иван Грозный – договор с Господом» подчеркивалось принятие Русью, равно как и Европой в целом, Константинова, или имперского, христианства.

К западу от Одера, пусть и не сразу, это нашло отражение в создании империи Карла Великого, имевшей опосредованное, несмотря на все претензии и самого монарха и его окружения, отношение к наследию Рима.

Как известно, со смертью своего основателя держава Каролингов распалась, а позже сколоченная Оттоном I Священная Римская империя, дожившая в полуобморочном состоянии до Наполеона, представляла собой нечто аморфное и скорее – реквием по так и не сбывшейся мечте.

У нас же, в иных обстоятельствах и спустя семьсот лет после Карла Великого, идея империи воплотилась в жизнь.

В чем она выражалась в военном и политико-теологическом смысле? На мой взгляд, верный ответ дал историк С. Девочкин:

Речь идет о концепции Translatio imperii, иначе говоря, «передача империи». Суть в том, что Римская империя – это метафизическое мировое царство, которое переходит из одной страны в другую. Этим концептом пытались обосновать справедливость того, что правитель королевства франков Карл Великий в 800 г. принял титул римского императора. Для обоснования прав Карла его идеологи вспомнили древнюю легенду о том, что Ромул был потомком Энея, который бежал из пылающей Трои и как бы унес царскую власть с собой. С другой стороны, привлекали концепцию из Священного писания христиан, из книги пророка Даниила, где речь шла о сменяющих друг друга царствах.

От Августа Кесаря

В логике концепта Translatio imperii, равно как и идеи сакрализации рода: от Энея до Ромула, и следует понимать слова Грозного, обращенные им к шведскому королю Юхану III: «Мы от Августа Кесаря родством ведемся».

Таким образом, опиравшийся на «Сказание о князьях Владимирских» Иван Васильевич подчеркивал законность своих прав на корону.

Не в деталях, но в сущности царь не кривил душой: брак его деда с Софьей Палеолог давал основания видеть себя «природным» государем – родственником последнего императора переместившейся на север и не способной умереть Римской державы. Не способной, поскольку, согласно теологическим представлениям поздней античности и раннего Средневековья, Римская империя освящена Рождеством Спасителя, что, собственно, и привело к формулированию концепции Translatio imperii.

Первому русскому царю повезло более, нежели Карлу Великому, чей брак с византийской императрицей Ириной некоторое время рассматривался в политических кругах Аахена и Константинополя, но так и не состоялся.

В свою очередь, «природный» характер царской власти Рюриковичей давал их подданным повод видеть в государе земного Бога, о чем писал первый биограф Грозного Пауль Одерборн. Больше того, схожие представления были свойственны и интеллектуальной элите. Так, в послании Ивану Васильевичу Максим Грек уподоблял образ царя земного Царю Небесному.

Максим следовал логике римской традиции, в рамках которой даже после прекращения гонений на Церковь и в уже начавшуюся эпоху Вселенских Соборов:

Божественность императоров-христиан – пишет историк А.Д. Рудоквас – не отрицается, но констатируется даже в законодательстве. Так, в законе 341 г. о запрещении языческих жертвоприношений император Констанций ссылается на изданный по тому же поводу закон его божественного отца, то есть Константин.

То есть и после торжества христианства принятая еще во времена язычества титулатура императоров оставалась неизменной: Pontifex maximus. Позже подобные представления о сакральном статусе монаршей власти перекочевали на русскую почву.

Их суть: царь — не простой человек, что в еще большей степени подтверждалось миропомазанием наследовавшего в 1584-м трон Федора Ивановича. Далее обряд будет совершаться над всеми российскими монархами, за исключением Федора Годунова и Петра III. Кстати, Федор Иванович сподобился миропомазания вторым в русской истории. Первым стал галицкий князь Даниил, возведенный в королевское достоинство и помазанный миром папским легатом в 1257-м.

Еще один важный аспект в контексте нашей темы и напрямую вытекающий из первого отмечен свидетелем коронации последнего Рюриковича – если не считать, конечно, последним Василия Шуйского – на троне, англичанином Д. Горсеем:

Царь после краткой речи допустил каждого поцеловать его руку, что и было сделано, затем он перешел на свое царское место за столом, где ему с почестями прислуживали его знатные люди.

В православной традиции руку целовать принято священнику. Видимо, в сознании подданных царь совмещал и мирскую, и пастырскую функции.

И еще один хорошо известный аспект: в 1589 г. учреждение патриаршества – акт не только церковный, но и политический, повысивший значение России как нового Рима на христианском Востоке.

Бывший опричник, не ставший новым Соломоном

В контексте вышесказанного, ставший царем шурин Федора Ивановича Борис Годунов понимал шаткость своего положения. Ведь он – «неприродный» монарх, и легитимность его избрания Земским собором в глазах простого люда ничего не значила.

Соответственно, Борис стремился исправить ситуацию. Один из шагов — идея воздвигнуть, в подражание царю Соломону, на территории Кремля собор «Святая святых», что символизировало бы преображение Москвы в Новый Иерусалим. По другой точке зрения, Борис задумал строительство собора по подобию храма Воскресения Господня в Иерусалиме.

Грандиозный собор, по словам Б.А. Успенского, призван был умалить значение прежнего, сооруженного при перебравшемся из Владимира в Москву по приглашению Ивана Калиты митрополите Петре, в подражание константинопольской Святой Софии.

Но главное: собор придавал бы и сакральный статус династии Годунова, демонстрируя на важнейшем для категорий средневекового мышления языке символа: Борис отныне новый Соломон, вписавший свое имя в скрижали Священной Истории. Реализовать проект царь не успел – был возведен лишь один ярус колокольни Ивана Великого.

Да и сама идея не встретила сочувствия у современников, осудивших монарха за гордыню, о чем писал дьяк Иван Тимофеев – яркий публицист XVII в., автор посвященного Смуте исторического произведения «Временник».

Другой шаг к легитимизации власти новой династии нашел выражение в предпринятом Борисом изменении обряда венчания, что носило, по словам искусствоведа А. Л. Баталова:

концептуальный характер, перестраивая чин в сторону большей близости с византийским обрядом. В чине Бориса Годунова была сделана попытка восстановить византийскую последовательность, соединить венчание с миропомазанием. Смысловой акцент сделан именно на этой части обряда. Сознательная ориентация на чин византийских василевсов связана с желанием уподобиться императору Вселенской православной империи.

Уподобление выражается в венчании Бориса на царство – впервые в русской истории – одним из пяти Вселенских патриархов, что зримым образом должно было сместить значимость царской власти с родовой ее составляющей на харизму носителя скипетра и державы.

Однако подобный шаг, может, и вызвал понимание со стороны образованной части духовенства, но вряд ли затронул струны души простого народа и убедил его, что новый государь — «настоящий».

Миротворец, но не триумфатор: упущенный шанс Годунова

Действительно же реальный шанс легитимизировать свою власть в глазах подданных Борису представился в апреле 1598-го, после поступления известий о вторжении на русские земли войск крымского хана Казы-Гирея. Победа виделась бы народу знамением Господа, Его санкцией на царство и благословением рода Годунова.

И государь лично выступил в поход. Однако хан не принял сражения и двинул войска в Венгрию. Борис вернулся в Москву миротворцем, но не военным триумфатором, что сыграло не в его пользу.

Трагическая история с Дмитрием Угличским также подкосила и самого монарха и послужила в дальнейшем причиной гибели его жены с сыном. Причем именно она демонстрирует народные представления о легитимности царской власти.

На первый взгляд Дмитрий не имел формальных прав на трон, как рожденный в результате блудного сожительства, каковым считался невенчанный брак, и потому, строго говоря, последний сын Грозного не являлся царевичем. Но всё это отходило на второй план перед представлениями о сакральности подлинно царского рода, к коему Дмитрий принадлежал и что на вполне официальной основе делало его при жизни старшего брата наследником престола.

Соответственно, убийство Дмитрия выглядело не просто как преступление, но — святотатство, а его недуг — прямое следствие колдовства. На сегодняшний день нет доказательств причастности Годунова к разыгравшейся в Угличе трагедии, но народной молве они и не требовались. Какой-нибудь юродивый на паперти храма в воскресный день сказал во всеуслышание о виновности Бориса, и всё — считайте, приговор.

Ситуацию усугубил неурожай и порожденный им голод 1601–1603 гг., в чем народ увидел кару Небес за прегрешения, в числе которых – избрание «ненастоящего» царя, к тому же поднявшего руку на «природного» Рюриковича.

Соответственно, когда в 1602-м в Речи Посполитой появился самозванец, Годунов был обречен.

Месть Отрепьева

В прошлом материале мы говорили о жуткой участи, уготованной Грозным жертвам его расправ. Некоторые из них лишались христианского погребения, превращаясь, по народным представлениям, в заложных покойников.

Однако после преждевременной смерти сына испугавшийся за его участь в пакибытии монарх и сам принялся молиться, и монахам повелел за убитых по его приказу, составив знаменитый синодик опальных.

Отрепьев в этом плане оказался более жестокосердным. Мало того, что, согласно «Московской хронике» немецкого наемника Конрада Буссова, он приказал убить Федора Годунова, вдобавок к этому Лжедмитрий запретил отпевать и самого шестнадцатилетнего несчастного юношу, и задушенную его мать – царицу Ирину, обрекая их, в народном представлении, на превращение в неуспокоенных скитальцев на земле.

По повелению Отрепьева дворец Бориса подвергся разрушению, а само тело усопшего было перенесено из Архангельского собора и похоронено за пределами Кремля, тем самым подчеркивалось его якобы самозванчество.

Возможно, Лжедмитрием руководил сугубо политический расчет: продемонстрировать в том числе и таким специфическим образом нелегитимный характер пребывания Годуновых на троне.

Раз Борис с Федором не «природные» государи, то, следовательно, они играли в царей, то есть скоморошничали, что в глазах народа являлось кощунством, граничащим с богохульством.

А тут еще молва, будто бы Борис «природного» государя Дмитрия извести пытался, и тот только чудом спасся. Всё это усугублялось слухами об обращении Годунова к магам и гадалкам. Последнее, впрочем, соответствовало действительности: царь весьма интересовался астрологией.

В общем, какое уж тут христианское погребение. Разумеется, в таком случае столь страшная участь могла видеться в рамках суеверного народного сознания вполне заслуженной.

Ирония только в том, что не пройдет и года, как в подобном обвинят и Отрепьева. Да и поводов он понадавал: и бороду, нарушая запрет Стоглавого собора, брил, и после обеда не спал, и платье немецкое носил, а именно в нем на русских средневековых иконах черти изображались, еще и телятину в пост ел, и жену-католичку привез, и ляхов вместе с ней.

Потому и самого Отрепьева на участь заложного покойника обрекли – свалили труп в навозную кучу, покуда не спалили.

Что касается Годунова: продержись он на троне дольше и передай власть способному, по отзывам современников, и блестяще образованному сыну, и исторический путь России сложился бы иначе. Скажем, процесс модернизации страны, немыслимый в Новое время без образованных и грамотных управленцев, начался бы столетием раньше. Собственно, Борис отправлял дворян учиться за границу.

«Самоцарь» как приговор

Но времени у него не оказалось, он так и не стал в народном представлении легитимным государем. Ибо:

Законное в обрядовом отношении, — пишет Б. А. Успенский, — поставление на престол (венчание на царство) еще не делают человека царем. Не поведение, но предназначение определяет истинного царя; поэтому царь может быть тираном (как, например, Иван Грозный), но это ни в коей мере не говорит о том, что он не на своем месте. Итак, различаются цари по Божьему промыслу и цари по собственной воле, причем только первые признаются «царями»; иначе говоря, различаются безусловный и условный (конвенциональный) смыслы слова «царь». Поэтому Лжедмитрий, в отличие от Ивана Грозного, с точки зрения Ивана Тимофеева не является царем (хотя он и был законно поставлен на царство), он — «самоцарь». Равным образом и Борис Годунов, по мысли того же автора, «самоизволением» сел на престол, и поэтому Иван Тимофеев царем его не признает; так же он относится и к Василию Шуйскому.

И уже совсем в завершение, перекидывая мостик если и не в день сегодняшний, то в прошлый и еще столь близкий для многих из нас век: думаете, народные представления о «природном» и «неприродном» царе – дела минувших дней, преданье старины глубокой? Вовсе нет.

Как и документально зафиксированная вера в заложных покойников, они дожили до современности, найдя отражение в мифах то о чудесно спасшейся дочери Николая II Анастасии, то о выжившем цесаревиче Алексее, ставшем с фамилией Косыгин фактически вторым лицом в государстве.

Игорь Ходаков




Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История, археология, судьбы | Источник: https://topwar.ru/251583-tragedija-borisa-godunova-ili-car-to-nenastojaschij.html| Просмотров: 159 | Добавил: Pantera| | Теги: Трагедия, Царь-то, Бориса, «ненастоящий»!, Годунова, или | Рейтинг: 4.5/2

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 1
1 Ferz  
-3
...после Грозного - наследника царской монархии Рюрика, не удивительно что линия родовой династии стала смещаться в сторону бездельников бюрократов и взяточников КАК И СЕГОДНЯ по сути повторение имперских амбиций без должного на то дозволения Господа Бога... помазанники не могут быть помазаны на трон без разрешения промысла вседержителя... но на то и щука, чтобы карась не дремал... кто расслабился - попадает в забвение веков и распутицы гнилого царствования императоров без империи... потому войны были по всем областям и регионам... и только советской власти удалось создать империю великой Державы ВОИСТИННО... и потерять как брошку на шляпке идиотов...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


По этой теме смотрите:

Загрузка...

Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2114]Взаимоотношения людей [1055]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10751]Дом, сад, кулинария [3178]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4269]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1124]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7055]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5695]Это интересно! [4123]Юмор, афоризмы, притчи [2399]



Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 58
Пользователей: 58
Сейчас комментируют: 0

Мы комментируем

Загрузка...

На форуме

Я - РУС

(238)


Интересное сегодня
Материалов за текущий период нет.

Loading...

Активность на форуме

Постов на форуме: 7986
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 6355
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4194
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3892
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3110
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2879
Группа: Модераторы

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 21130
Группа: Друзья Нашей Планеты
Микулишна
Комментариев: 16982
Группа: Друзья Нашей Планеты
игорьсолод
Комментариев: 15220
Группа: Проверенные
Ferz
Комментариев: 14346
Группа: Проверенные
nikolaiparasochko
Комментариев: 13120
Группа: Проверенные
Благородный
Комментариев: 11043
Группа: Проверенные



18+