Чтобы взглянуть на архитектуру будущего глазами советских
футурологов, урбанистов и архитекторов, мы отправились в библиотеку,
где пролистали подшивку журнала "Техника - молодежи", который издавался в
СССР с 1933 года…
1937 год
В
конце 1930-х популярной темой у урбанистов была оборона городов и
отдельных зданий. Некоторые архитекторы предлагали строить подземные
города, а на поверхности земли оставлять только средства
противовоздушной обороны. Кстати отметим, что идея строительства
подземных автомагистралей стала актуальной для Москвы в сегодняшние дни.
"...Вместительные лифты спускают жителей в подземные дома,
защищенные сверху мощным слоем бетона. Турбогенераторы и насосные
станции снабжают подземные жилища светом, теплом, воздухом и водой. Если
весь проект несбыточен, то это нельзя сказать об отдельных его деталях.
Так, например, проблема частичного переноса
городского движения под землю разрешается не только устройством
метрополитена, но и сооружением целых подземных улиц и автомагистралей", - писали авторы "Техника - молодежи" в январском номере за 1937 год.
1960 год На
иллюстрации журнала изображен фрагмент жилого района города будущего.
Из панорамного окна квартиры открывается вид на кинотеатр, торговый
центр, бытовой комплекс, кафе - все это сосредоточено вблизи жилых
домов.
Неподалеку от общественного центра расположились четырех- и
пятиэтажные жилые дома. А правее - дома гостиничного типа для
малосемейных. Для детей устроен мелкий бассейн. Неподалеку сооружены
спортивный павильон, открытый плавательный бассейн, стадион. В стороне
от домов, в района общественного центра предусмотрена стоянка для
автомашин. В 1960 году советские градостроители вывели формулу квартиры будущего: К = Н + 1. "К
- количество комнат в квартире, Н - количество членов семьи. Значит, в
квартире будет на одну комнату больше, чем людей в семье. У каждого
человеке - своя спальня с местом для (заботы и большая общая комната), -
говорится в статье журнала. - Это можно сделать только при условии
уменьшения площади спален.
А чтобы в маленькой комнатке не было
тесно, вместо обычных перегородок будут установлены объемные "шкафные
перегородки". В такой перегородке поместится все необходимое для людей,
живущих в разделенных ею комнатах: отделение для одежды, секретер для
книг и мелких вещей или туалетный стол с зеркалом. Встроенное
оборудование - один из основных признаков квартиры будущего.
Главным,
наиболее распространенным типом жилья всегда была и останется квартира
на семью из трех-пяти человек. Таких семей в нашей стране больше всего.
Если теперь такая семья должна расселиться в двух-трехкомнатной квартире
то в будущем ей предоставится квартира из трех-четырех и даже из пяти
комнат, маленьких, но удобных для отдыха и работы каждого члена семьи.
Такие
квартиры будут строиться в четырех-пятиэтажных секционных домах (секция
- это несколько квартир, сосредоточенных вокруг лестницы). Но не будет
ли тесно и неуютно в маленьких комнатках новых квартир?"...
1962 год Строение
на этой фотографии кажется театральной декорацией или макетом большого
телевизора. Но это нормальный жилой дом, вернее - квартира, только
опытная, построенная для всестороннего испытания. В ней все до
последнего винтика из пластических материалов. Потолок, стены и пол
сделаны из двух слоев стеклопластика, между которыми заложен
пенополистрирол. Наибольшая толщина стены 14 см. И, несмотря на это, городской шум не
проникает в помещение, а тепло не уходит из- него. Одна стена - передняя
- из органического стекла, пропускающего ультрафиолетовые лучи. Обои из
полихлорвиниловой пленки на бумажной основе, трубы из винипласта. В
подставке, на которой установлен дом, размещены отопительное,
вентиляционное и электрическое хозяйство.
Лестница
(пластмассовая) поднимается на узкий балкон. Отсюда дверь ведет внутрь
дома. Небольшая прихожая, рядом санузел и кухня i затем большое
помещение. Оно может быть подвергнуто любой планировке и превращено в
две или три отдельные комнаты. Воздух подогревается калориферами,
установленными в помещении под полом, и подается в комнаты через
отверстия в стенах. Ленинград. "ТМ", 1962-07.
1978 год В
конце 1970-х автора "ТМ" мыслили категориями не отдельных домов или
районов, а целых городов. Их интересовало, каким будет город недалекого
будущего?
"Этот вопрос интересует не только урбанистов и
футурологов, но и всех, кто планирует на десятки лет вперед развитие
разных областей деятельности человека, - пишет автор материала в
декабрьском номере "ТМ" за 1978 год. - Этот вопрос интересует и
молодежь, так как близкое будущее принадлежит ей". Предложенная футурологами модель города будущего - Биотронград.
Концепция Биотронграда основана на научных достижениях биологии и
техники. Биотронград представляет собой линейный город, составленный из
биотронов, связанных в единую коммуникационную систему.
Биотрон -
это 55-этажный дом на 5 тыс. человек, где производится все необходимое
для повседневных нужд его жителей. Здание состоит из трех основных
частей: жилой, обслуживающей и производственной. Жилая часть расположена
в 3 благоприятных в климатическом отношении сторонах здания, начиная с 5
этажа и выше. На 50-и этажах находятся квартиры для 5 тыс. человек. В
первых 5-и этажах - общественная кухня, школы, физкультурные залы,
кинотеатр, клиника, лаборатории, ателье, кабинеты, клубы, помещения для
игр и развлечений.
Центральная часть здания, его ядро,
представляет собой четырехгранную призму, которая проходит по всей
высоте здания и немного возвышается над окружающей ее жилой частью.
Здесь расположены плантации, фермы, производственные цехи, очистительные
сооружения.
Техноплантации полностью автоматизированы. На
многоэтажных стеллажах без почвы в искусственных растворах и при
электрическом освещении выращиваются все растительные культуры,
необходимые для питания людей и домашних животных, а также для
изготовления одежды.
На фермах, оборудованных климатическими
установками и сооружениями для очистки воздуха и удаления отходов,
содержатся домашние животные, птицы и рыбы. Здесь производится вся
необходимая продукция животного и растительного происхождения. Сточные
воды отводятся по отдельным трубам канализационной сети биотрона и
поступают в соответствующие очищающие или регенерирующие сооружения.
Транспортом внутри биотрона служат пассажирские и товарные лифты,
конвейеры, электрокары-автоматы. Связь биотронов с районным центром
осуществляется транспортными кабинами, расположенными в галерее,
проходящей неглубоко под землей. На больших расстояниях используется
скоростной вакуумнотрубопроводный транспорт на магнитной подушке.
В
туннеле на глубине до 50 м расположены две параллельные стальные трубы,
каждая диаметром 3,66 м, в которых поддерживается вакуум. Станции
расположены через каждые 200 км, и отрезки между ними абсолютно прямые.
На станциях в шлюзовой камере при нормальном давлении происходит
пересадка пассажиров на другие линии. Вагоны рассчитаны на 136
пассажиров. Линейный электродвигатель разгоняет поезда до скорости 900
км/ч.
"Город будущего, несомненно, будет городом окончательно
завершенной научно-технической революции, а это значит полной
механизации и автоматизации производства. Это будет город мира, город
человека, достигшего совершенства в своем физическом и духовном
развитии, к человечества, достигшего вершины своих социальных отношений и
общественной организации", - подводят итог авторы советского журнала
"Техника - молодежи" в 1978 году.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|