Татьяна Черниговская — доктор биологических наук,
профессор, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также
теории сознания. В 2017 году номинирована РАН на Золотую медаль за
выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний.
Из интервью Татьяны Черниговской:
Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по
наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно
учиться.
Мозг запоминает всё, мимо чего он прошёл, унюхал, попробовал,
услышал, потрогал и так далее. Мозг — не решето. Ничего не высыпается из
него. Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть данных
лежит в «папке «Другое»». Поэтому: не надо слушать плохую музыку, не
надо читать плохие книги, не надо всякое дерьмо есть, не надо дрянь
пить, не нужно общаться с плохими людьми.
Говоря в общем, для творчества необходимо снять когнитивный контроль и
не бояться ошибок. Ошибки — это прекрасно. Да и кто скажет, что такое
ошибка?
Многие творческие люди говорят, что озарения приходят неожиданно, во
время рутинных действий, никак не связанных с решаемой задачей: я смотрю
телевизор, читаю книгу — и вдруг у меня образуется эта долго не
появлявшаяся связь! История науки свидетельствует: открытие нельзя
спланировать, кроме технических достижений (их может совершать и
компьютер), и идеи приходят в голову, когда человек совершенно к этому
не готов.
Открытие нельзя сделать по плану. Правда, есть
существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете,
таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над ней,
мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю:
таблице Менделеева страшно надоела эта история, и она решила ему явиться
во всей красе.
У людей неправильные установки, они считают, что, например, повар
хуже, чем дирижер. Это не так: гениальный повар перекроет всех
дирижеров, я вам как гурман говорю. Сравнивать их все равно что кислое и
квадратное — неправильно поставлен вопрос. Каждый хорош на своем месте.
Не мыслить «как все», или проблемы творческих детей:
Творческие люди обучаются сами и начинают это делать
очень рано. Свои необычные идеи, свои открытия они никогда не считают
чем-то экстраординарным. Это для них самая обычная и очевидная вещь. Они
часто не понимают, в чем, собственно, состоит их заслуга, если всё так
очевидно. Очевидно ИМ…
У таких людей, как правило, неприятности в школе, большая их часть
умнее учителей. Они, конечно, не знают того, что знают учителя, но они
могут быть умнее. И поэтому попадают в очень сложную ситуацию,
оказываясь под прессингом общества.
У меня был коллега, детский врач-терапевт, он рассказал такую
историю. Один мальчик — тотальный двоечник в школе, сидя дома, будучи
семи лет от роду, изобрел паровой двигатель. И не просто его изобрел, а
собрал.
Представьте себе: паровой двигатель на подсолнечном масле, брызгая
этим самым раскаленным маслом, носится по квартире! При этом мальчика
все считают дурачком.
Почему необходимо читать:
Чтобы развиваться, надо читать сложную литературу.
Важно линейное чтение — от начала до конца. Гипертекст, вынуждающий
кликать на выделенное слово и как бы проваливаться в него, порождает
нестройность мысли.
Люди, которые выросли на таком типе чтения, не в состоянии прочесть
большой текст целиком. У них рваное сознание — кое-что отсюда, оттуда.
Когда спрашиваешь ребенка, про что был этот рассказ, он вам его не может
пересказать.
Прогнозы ученых о будущем чтения неоптимистичны — предрекают серьезный раскол между возможностями интеллектуальной элиты и основной массы населения земного шара.
Но если дети будут только комиксами заниматься, у них не выработается
не только алгоритм для чтения сложной литературы, которая формирует
сознание, но и алгоритм сложного думания — они будут думать только на
какую кнопку нажать, чтоб тебе гамбургер привезли.
Мозг пластичен не только в детстве, как считали
раньше. Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни.
Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга.
Главное — иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией.
Способность получить высококлассное образование может стать элитарной
привилегией, доступной только «посвященным». Вспомним Умберто Эко,
предлагавшего в романе «Имя розы» пускать в Библиотеку только тех, кто
умеет, кто готов воспринимать сложные знания. Произойдет разделение на
тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает
вывески, кто таким клиповым образом хватает информацию из интернета. Оно
будет раздвигаться все больше и больше.
«Если мы ляжем на диван и будем там лежать полгода, то не сможем
встать. Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками,
слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на
что жаловаться. Мозг должен тяжело работать. Тяжело – ключевое слово.
Мозгу должно быть трудно. Книга, которая может быть для кого-то легкая,
но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы
будете думать, читать критику. Или спектакль, где не ясно, что хотел
сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой». Татьяна Черниговская
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|