Тамара Пастухова, 65-летняя крановщица из Санкт-Петербурга
Cпасла троих рабочих с горящей опоры строящегося моста:
«В
настоящее время я работаю на Крестовском острове на строительстве
участка Западного Скоростного Диаметра. Мы возводим пилон – опору,
которая будет держать подвесные конструкции моста. Кабина
моего башенного крана находится на высоте 140 метров, а двадцатью
метрами ниже на пилоне есть временное сооружение, площадка такая… Она
уже выполнила свою функцию и к тому моменту была наполовину разобрана. В
районе этой площадки и начался пожар – загорелся утеплитель.
О пожаре
Произошло
это вечером 19-го января. Я как раз подцепила стальную конструкцию,
повернула кран и увидела в той стороне искры. Сначала не придала этому
значения – мало ли, что там на стройке… может, сварка работает. Но потом
пошел дым, и я поняла: что-то не так, но все равно не думала, что это
серьезно. На пилоне работали несколько бригад, все – на разной высоте, а
там, наверху, я не видела никого. Кран стационарный, стоит так близко,
что сам пилон мне обзор загораживает.
Я опустила конструкцию и
стала поднимать крючки – хотела еще за одной… Но вдруг увидела огонь!
Все очень быстро разгоралось, в мою сторону летели искры и дым. Я стала
по рации говорить ребятам, которые на земле: «Наверху что-то горит!» Но
они почему-то не отвечали. Потом я увидела, что кто-то побежал, люди
внизу засуетились, наверно, сами увидели и начали меры какие-то
принимать. Я поняла, что что-то серьезное намечается – если разгорится
еще больше, то я уже спуститься не смогу. Оделась, взяла свою сумку и
начала из кабины выходить…
Об огненной ловушке
Рация у
нас у всех есть, и я случайно услышала в эфире, что на той
полуразобранной площадке есть люди, и что они не могут спуститься. Я
поняла это по разговорам и вернулась за пульт управления, включила кран,
опустила к земле крючки. Говорю по рации: «Зацепите что-нибудь, чтобы
людей можно было снять!» Тут уже сами эти ребята-альпинисты говорят мне:
«Подведи к нам крючки! Мы за них схватимся!» У них там совсем ситуация
безвыходная: под ними горят доски строительных лесов, полыхает так, что
уже до меня жар доходит. Я им говорю: «Да вы что! Я не смогу вас быстро
спустить, это займет минуты три – вы не удержитесь!» Их там трое, зима,
они в перчатках, а у меня на большом крюке чалка с четырьмя крючками
поменьше; железо скользкое в мороз – представляете, если б они просто
руками схватились?! Не удержались бы они.
О спасении
Рабочие
внизу приволокли небольшой контейнер (мы его для мусора используем) и
прицепили. Я стала поднимать. Ребят я не видела – они были с другой
стороны пилона. Пока контейнер поднимала, почти полный круг стрелой
сделала, чтобы подвести ее к месту. Действовала вслепую: мне итак из-за
опоры ничего не видно, а еще пламя, дым… Треск стоит! Пару раз мне
показалось, что взорвалось что-то… Но не сильно. Они по рации
командовали: ближе-дальше… Потом спрашиваю: «Все залезли?» Они сказали,
что все. Но я только тогда вздохнула с облегчением, когда стрелу отвела и
своими глазами увидела всех троих. Спустила их вниз, аккуратно
поставила на свободное место.
Об опасности
К тому
времени разгорелось так, что мне спускаться было уже поздно. Рабочие
вставили в блок с крюком арматуру и привязали к ней дыхательную маску. Я
крюк к кабине подвела, маску взяла – в ней дышать стало легче. Ждала,
что дальше будет, просчитывала варианты: если прогорит и утихнет, то
спокойно спущусь, а если разгорится сильнее, то придется на стрелу
вылезать без страховки и по ней дальше от огня уходить.
О спуске
Когда
прогоревшие доски начали вниз падать, жара такого уже не было, и я
решила, что можно вниз спускаться. Мне по рации сотрудники МЧС говорят:
«Мы за вами идем!» Я из кабины вышла, смотрю: они лезут. Я им говорю:
«Ну чего вы лезете? Я сама могу спуститься!» Еле уговорила их
остановиться и подождать. Спустилась до той секции, где они были, и
дальше мы уже вместе. Мне сразу каску дали, потому что сверху горящие
обломки падали.
О благодарности
На земле все бросились
меня обнимать! Не только те трое, которых я спустила, а буквально все,
кто там был, включая начальника. Все говорили: спасибо! А я, помню,
такая удивленная была… Думала, что тут такого? Ну сняла людей… А как
иначе-то, если у них там выхода не было? Для меня это было не сложно. На
стройке все, что угодно может случиться – за 47 лет работы я многое
повидала и к экстремальным ситуациям привыкла.
О профессии
Сейчас
мне, чтобы добраться до рабочего места на 140-метровую высоту,
требуется минут двадцать (когда зимой лестница покрывается инеем, то
дольше) – я в свои 65 лет вполне справляюсь.
Работаю на кранах с
18-ти лет. Родилась в Уфе. После восьми классов школы отучилась на швею
и работала на швейной фабрике. Потом переехала к дяде в Днепропетровск.
Работа швеи мне не нравилась, и я пошла на крупный металлургический
завод. А там только в одном цехе – больше тридцати станковых кранов! С
них я начинала, мне нравилось ими управлять. Потом получила права на
управление башенным краном и стала работать на стройках.
О родине
С
2004-го я стала ездить в Петербург на заработки, потому что на Украине
работы не было – ничего не строилось. Сначала жила здесь периодами, а в
2011-м перебралась насовсем. Недавно получила вид на жительство – само
собой хочу стать гражданкой России. С этим не должно возникнуть проблем,
ведь я здесь родилась.»
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.