Тачанка: главные заблуждения о самом необычном вооружении времен Гражданской войны:
Пулеметные тачанки хорошо известны широкой публике по фильмам и даже песням. Но, как это часто бывает, об этом своеобразном образце вооружения кинематограф сформировал далеко не самое правильное представление.
Кто придумал?
Выяснить, кто именно придумал тачанку, не представляется возможным. Идея использовать легкую подрессоренную повозку для того, чтобы вслед за конницей перевозить тяжелые станковые пулеметы, могла одновременно прийти в голову бойцам многих кавалерийских частей. Использовали то, что имелось под рукой: телеги, дрожки, брички, извозчичьи коляски.
По поводу названия также нет единого мнения. Наиболее распространенная версия — происхождение от слова «тавричанка», то есть повозка из Таврии. Что многие связывают с широким применением тачанок махновцами. По другой версии, сами махновцы называли свои повозки украинским словом «нэтычанка», что означает: подрессоренная повозка. Достоверно можно сказать одно: специальные пулеметные и патронные двуколки проектировались в русской армии ещё до Первой мировой войны.
В ходе последовавшей затем Гражданской войны в ход шло все, и говорить про какие-то стандарты невозможно. В Красной Армии специальная пулеметная повозка для кавалерийских частей была принята на вооружение официально в 1928 году, под названием «Боевая конно-пулемётная тачанка образца 1926 года». Тогда же впервые были утверждены её параметры и характеристики. С вооружения тачанки были сняты только в начале 50-х годов.
Огонь лихо, с разворота
В кино тачанки представляются зрителю, как некое мобильное средство, которое стремительно передвигается на поле боя, и, развернувшись прямо перед противником (пулемет же сзади установлен), косит врагов пулеметным огнем.
На войне случается всякое, и бой часто идёт не по уставам и правилам, но тачанки использовались как средство перевозки пулемёта, а вовсе не для того, чтобы с них вести огонь. Стрелять с тачанки на ходу вообще невозможно, если, конечно, есть желание куда-то попасть, а не просто пошуметь. Стрельба с тачанки опасна и для расчёта, и для лошадей. Проводились опыты по бронированию тачанок, но лошадей в любом случае спрятать невозможно. Потому пулемётный расчёт на поле боя обычно снимал оружие с повозки, устанавливал его на позиции, а лошадей с тачанкой прятал в укрытие.
Мнение, что пулемет требует всего двух человек для обслуживания и в этом состоит преимущество тачанки — не совсем верное. Были попытки сократить численность личного состава пулеметных подразделений в кавалерии, но от этого быстро отказались, так как в результате станковые пулеметы просто некому было обслуживать. Стандартный штат пулеметного взвода (четыре станковых пулемета и четыре тачанки) включал двадцать шесть человек и тридцать лошадей, то есть расчёт пулемета состоял из пяти человек, а вовсе не из двух.
Не только пулемёты
Тачанки в Красной Армии существовали не только пулеметные, но и миномётные. В пулеметном эскадроне кавалерийского полка полагалось иметь четыре 82-мм миномёта, и обычно для них тоже выделялись тачанки. Разумеется, миномёты с тачанок огонь вести не могли — повозка просто разрушилась бы при первом же выстреле. Имелись специально оборудованные тачанки для стрельбы по самолётам. Причём тачанки именно этого типа были единственными, с которых предусматривалось ведение огня с колес, пулемёт не снимали. В пулеметном эскадроне кавалерийского полка полагалось иметь две зенитные тачанки. В армии Махно, где подобные повозки были очень широко распространены, тачанки использовались и для перевозки пехоты.
Не только в Красной Армии
Решать проблему, как перевозить тяжелые станковые пулеметы в составе кавалерийских подразделений, приходилось во всех армиях. И хотя во многих странах кавалерия перевозила пулеметы вьючным способом, использование различных повозок было тоже распространено. Например, специализированные легкие повозки применялись в польской армии. Поляки даже пытались создавать бронированные тачанки, но этот опыт завершился неудачей. Специализированные двухколесные пулеметные повозки использовались в армии Германии, как в Первой, так и во Второй Мировой войне. На них перевозился только пулемет и боезапас, а сам расчет шел рядом (в пехоте), либо передвигался верхом (в кавалерии). В Вермахте пулеметные повозки перевозили по два пулемёта MG.34 или MG.42. Причем на повозке оборудовался специальный лафет для спаренной установки пулеметов, предусматривающий стрельбу по самолётам.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Пулемёт системы максим весил в снаряжённом состоянии 63 килограмма. По мимо того в комплект входил сам пулемёт, станок Колесникова для установки пулемёта, броне щиток, 5 коробок патронов, машинка для заряжания лент, 10 литровая канистра с водой, инструмент, для обслуживания и чистки пулемёта, две коробки жидкой смазки и одна с оружейной смазкой. Вот такой был довесок к пулемёту. А все это кому то надо было таскать на горбу. Тут ещё надо сказать, что наводка по вертикали осуществлялась посредством винта по этому стрельба вилась только в определённом секторе, без возможности менять прицел по вертикали. А на подрессоренной тачанке прыгающей по кочкам, это просто, не возможно.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]