Строительство дома - акт творения, созидания. А плотники на Руси
уподоблялись творцам, считались причастными к сакральной сфере и
наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире.
Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся
творением, строительство сопровождалось определенными обрядами. Определение центраСтроительство
начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась
середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда
сажалось или втыкалось молодое деревце (березка, рябина, дубок, кедр,
елка с иконой) или сделанный плотниками крест, который стоял до
окончания строительства. Деревце или крест уподоблялись мировому древу,
символизирующему миропорядок, космос. Так устанавливались отношения
подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам
акт строительства мифологизировался. ЖертваВ
центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая
строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом
представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из
жертвы. На
ранних этапах истории у славян не исключались человеческие
жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом
человеческой жертвы стали домашний скот(чаще всего конь) и мелкие
животные (петух, курица). Отрывок из христианского номоканона
гласит: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в
качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому наказание —
12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана,
или бычка, или козла». Позже строительная жертва стала бескровной.
Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги,
которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с
олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого. Укладка первого венцаОбряд
жертвоприношения совмещался с укладкой первого венца. Этой операции
уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным
венцам, из которых состоит сруб. С
укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и
теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и
внешнее. Обычно в этот день плотники кладут только один венец,
после чего следует «окладное» («обложейное», «закладочное») угощение, во
время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому
доле стоять, пока не сгниет». Если же плотники желают хозяевам будущего
дома зла, то и в таком случае укладка первого венца — наиболее
подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме
задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» — и что он
задумал, то и сбудется. Укладка матицыЦентральный
момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для
потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было
обеспечить тепло и достаток в доме. Один
из плотников обходил самое верхнее бревно («черепной венец»), рассеивал
по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева все это время молились богу. Мастер-жрец
переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в
карманах ее положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке
зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу,
содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с
привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.После установки матицы и
«матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение
видело, что матицу положили. И только через день продолжали достраивать
дом. Прорубание окон и дверейПристальное
внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов,
дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с
внешним. Когда вставляли дверную раму, говорили: «Двери, двери! Будьте
вы на заперти злому духови и ворови», - и делали топором знак креста. То
же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и
так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых
духов. Покрытие домаНебо
– крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония, ведь все, что
имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира,
становится «своим», жилым и безопасным, только будучи покрытым. С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши. На
Севере устраивали«саламатник» — торжественный семейный обед для
плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких
сортов — густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной),
замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из
поджаренной на масле крупы. Окончание строительстваСтранными
представляются обряды, завершающие строительство дома. В течение
определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться
незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов
семьи. Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или
год не делали крышу над сенями, чтобы «всякие беды вылетали в это
отверстие». Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями
поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия, продолжения
жизни.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|