К танкам союзников, поставлявшихся в СССР по Ленд-лизу, красноармейцы относились по-разному. Одни заморские машины едва ли не считались бесполезными, в других признавались достойные образцы техники и верные помощники в деле достижения победы. Одним из таких танков как раз и оказался британский «Черчилль», незатейливо названый предприятием в честь знаменитого премьер-министра Соединенного королевства.
Когда Вторая мировая война перекинулась на Советский Союз, поговаривают, будто бы Уинстон Черчилль, комментируя договор с советами, сказал, что против Гитлера готов заключить союз хоть с дьяволом, если того потребует ситуация. Как показала дальнейшая история, с дьяволом Уинстон Черчилль готов заключать союзы против кого угодно, лишь бы сохранить положение Великобритании в Европе и мире.
Впрочем, ничего тут не поделаешь: политика такая. К слову, у советского руководства отношения с Черчиллем всегда были непростым. А вот у красноармейцев отношения с «Черчиллем» сложились исключительно товарищеские и добрые. Правда не с известным премьер-министром, а с тяжелым танком, названным в его честь. Вопрос касательно названия о том: «А не вождизм ли захватил умы простых англичан в тяжелое для страны время?» - оставим на другой раз. Пока поговорим о танке.
Без преувеличения будет сказано, что танк «Черчилль» стал практически идеальным воплощением концепции тяжелого пехотного танка. Это такая боевая машина, которая должна наступать вместе с царицей полей. Планировалось, что «Черчилли» будут поддерживать солдат огнем, подавляя огневые точки и разрушая заградительные препятствия на своем пути. До массового появления «Тигр» и «Пантер» с немецкой стороны, британский танк со своей 152-мм броней был фактически неуязвим. Эффективно бороться с ним можно было только при помощи противотанковой артиллерии.
Собственно, именно за 152-мм броню машину любили танкисты. В первые годы войны так было слабоуязвим. В заморском «Черчилле» наши танкисты чувствовали себя почти так же спокойно, как и в тяжелом отечественном КВ, с которым британская машина была вполне сопоставима несмотря на то, что по ряду параметров все-таки уступала. Пехота любила «Черчилли» на огромные габариты. Спрятаться за танком можно было легко и быстро. Более того, «Черчилль» мог прикрыть большое количество пехоты, в том числе из-за своей исполинской длины по меркам советской бронетехники.
Конечно же, были у британского танка и недостатки. Очень низкая скорость движения отчасти компенсировалась неплохой проходимостью и маневренностью, хотя осенью и зимой на восточном фронте «Черчиллям» становилось по-настоящему тяжело. Много вопросов вызывал главный калибр танка, который в 1941 году уже откровенно устарел.
Кроме того, «Черчилль» не умел стрелять фугасными снарядами. Их в комплектации просто не было. По этой причине советским оружейникам даже пришлось разрабатывать собственный боеприпас данного типа к танкам Ленд-лиза. Однако, несмотря на все это британская машина показала себя с лучшей стороны. Хотя потери среди «Черчиллей» оказались выше, чем потери среди КВ (в первую очередь небоевые), отдельные танки воевали аж до 1945 года.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.