Огневые испытания уже 15-го номерного
прототипа многоразовой космической системы Starship изначально были
запланированы на прошлые выходные, а полет на высоту в 10 километров —
на 20 апреля. Но ни то, ни другое мероприятие так и не состоялось,
несмотря на многократно анонсированные перекрытия дорог около деревеньки
Бока-Чика (с недавних пор также известной как Starbase) и разрешение
регуляторных органов (FAA). Задержка составляет уже около
недели, новая дата прожига двигателей назначена на пятницу. А пока
разбираемся, что там в Техасе у SpaceX с этим проектом происходит и
стоит ли переживать (или злорадствовать, кому что ближе) из-за очередных
переносов.
Перво-наперво анонс: вероятнее всего, огневые
испытания здорово переработанного прототипа Starship SN15 состоятся в
пятницу, 23 апреля. Издание Independent пишет, что обитателям соседней с
техасским космодромом SpaceX деревни Бока-Чика придется в этот день
временно эвакуироваться. Это уже не просто закрытие дорог, которое может
быть вызвано простой перевозкой крупногабаритных конструкций, а
полноценная мера предосторожности на случай непредвиденного исхода
тестов.
Несколько постоянно проживающих в радиусе пары
километров от стартового стола людей получили уведомления, что в пятницу
они могут услышать полицейские сирены с полудня до 20:00 по местному
времени. Когда это произойдет, во избежание возможных травм им
необходимо выйти из любых строений и встать подальше от окон и других
стеклянных конструкций. А лучше вообще съездить всей семьей (включая
домашних животных) отдохнуть куда-нибудь. Риск аварии минимален, но если
с прототипом что-то произойдет, его баки могут лопнуть, а ударная волна
имеет все шансы повыбивать окна в Бока-Чика.
Как сообщил сам
Илон Маск еще в конце марта, прототип под номером 15 получит сотни
улучшений, касающихся структуры летательного аппарата, авионики
(бортовой электроники), программного обеспечения и двигателей. Что
конкретно входит в этот список, не оглашалось, но некоторая информация
известна. Как минимум в SN15 радикально переработаны трубопроводы подачи
топлива и на него установят новую версию двигателей Raptor.
Причем
изменения в устройстве двигателей заметны даже непрофессионалам: у них
сильно по-другому устроены все трубопроводы вокруг камеры сгорания. Это
хорошо видно на снимках, сделанных волонтерами — наблюдателями проекта
NASASpaceFlight, которые буквально круглосуточно дежурят около «Звездной
базы» SpaceX в Бока-Чика. Тема на форуме с актуальными зрелищными
снимками пополняется почти каждый день. Именно этим энтузиастам мы
обязаны оперативной информацией о состоянии проекта Starship.
Насколько
эти «сотни улучшений» повышают шансы SN15 на успешную посадку, сказать
пока невозможно. Напомним, со взлетом, переворотами в воздухе и
планированием у прототипов Starship все более-менее в порядке. Маск
поставил своей космической компании поистине колоссальную задачу:
«научить» ракету садиться до того, как она начнет летать на орбиту.
Предыдущее детище SpaceX — частично многоразовый носитель Falcon 9 —
эксплуатировали четыре года, прежде чем его первую ступень удалось
успешно посадить на площадку. А до регулярных удачных приземлений прошло
еще два года. Кстати говоря, над большим количеством неудачных попыток
посадить ракету иронизировали даже сами сотрудники SpaceX, выпустившие в
свое время потрясающий ролик, ставший интернет-классикой.
В
случае Starship так не получится: это изначально многоразовая система,
причем ее повторное использование должно быть быстрым. Ее бессмысленно
начинать эксплуатировать без гарантированной посадки обратно. Вероятно,
именно поэтому SN15 уделяют так много внимания: четыре полета подряд
показали, что с процедурой перехода из горизонтального управляемого
падения к торможению ракетными двигателями в вертикальном положении есть
большие проблемы. Прототипы SN8 и SN9 разбились из-за некорректно
сработавших при посадке двигателей, SN10 смог сесть, но слишком жестко
(в результате через несколько минут все равно взорвался), а SN11 вовсе
разорвало в клочья еще в воздухе.
Так что с точки зрения всего
проекта 15-й прототип навряд ли можно назвать новой главой, это лишь
очередная итерация «зародыша» Starship. Но на этом конкретном этапе
программы от реализованных в нем решений зависит слишком многое. Поэтому
его испытания важны — как с точки зрения развития системы Starship —
Super Heavy, так и с точки зрения ближайшего будущего многоразовых
ракет.
Кипучая деятельность на Starbase Судя по тому, что
видно со стороны, единственные, кто не испытывают никаких сомнений в
необходимости безостановочно двигаться вперед, — это сотрудники SpaceX.
На площадке компании (космодромом это еще трудно назвать, на 100
километров с нее ничего не поднималось вверх) в Бока-Чика, которую Маск с
недавних пор окрестил «Звездной базой» (Starbase), постоянно что-то
происходит.
Тестовые изделия с номерами 12-14 были заброшены еще
на стадии минимально готовности, теперь там собирают как минимум семь
прототипов: пять космических кораблей (SN16-20, SN15 готов) и два
ускорителя (первых ступеней BN2-3). Одновременно с этим активно возводят
орбитальный стартовый стол и башню обслуживания к нему. Дорабатывают
здание вертикальной сборки, а по тем же технологиям, что и Starship, уже
изготовили несколько баков для хранения запасов горючего и окислителя.
На
протяжении последней недели дороги в окрестностях несколько раз
перекрывали. Поначалу создавалось впечатление, что виной тому —
долгожданные огневые испытания, но они так и не состоялись. Зато по
шоссе несколько раз перевезли массивные металлические конструкции и даже
колоссальный кран. Готова и уже вовсю используется специальная
конструкция из металлических труб для сборки и испытаний носовых
обтекателей Starship.
Чего ждать и ждать ли вообще Судя по
вышеописанному уведомлению о возможной эвакуации, можно предположить,
что в пятницу огневые испытания все-таки проведут. А вот через какое
время SN15 наконец взлетит, вопрос открытый. Еще до «боевых» тестов один
его двигатель заменили: вполне вероятно, SpaceX начала еще пристальнее
искать малейшие дефекты в революционных Raptor. Так что, если 23-го
числа какой-то из агрегатов выдаст хоть сколь-нибудь аномальные
показатели, прототип ждет очередная частичная переборка. Притом что
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) уже устало выдавать
разрешения на испытания, которые так и не проходят.
Есть ли
шансы, что SN15 наконец-то выполнит возложенную на него миссию и сможет
благополучно сесть? Есть, и несравненно более высокие, чем у его
предшественников, но в таком тотализаторе участвовать мы бы все равно не
стали. Да, SpaceX нет равных в быстром накоплении опыта и оперативном
устранении недочетов. Но уж слишком амбициозная задача. Так что фанатам
Маска уготовано еще много поводов для беспокойства, а любителям
позубоскалить на тему очередного «быстрого незапланированного демонтажа»
— пищи для едких комментариев. Таков путь.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.