Чтобы получить положенное наследство, нужно его принять, и закон устанавливает для этого строгие временные рамки: шесть месяцев со дня смерти наследодателя (ст. 1154 ГК РФ). Пропуск этого срока грозит тем, что наследник может лишиться имущества, которое он искренне считает своим, поскольку в любое время претензии на него могут предъявить либо другие наследники, принявшие наследство, либо государство, к которому переходит не востребованное никем наследство (выморочное имущество).
Хотелось бы обратить ваше внимание на свежий пример из практики Верховного суда РФ, который показывает, как наследница, не обращаясь к нотариусу, добилась наследства, да еще в большем размере по сравнению с остальными наследниками.
Спустя двадцать лет после смерти матери на квартиру стала претендовать городская администрация, настаивая на том, что это выморочное имущество.
Квартира была приватизирована матерью еще в 1990-е годы, а после ее смерти (в 2000 г.) в ней остались проживать ее муж и одна из трех дочерей. Ни дочери, ни отец не обращались к нотариусу для оформления наследства.
Потом не стало отца, и тогда две дочери подали заявление о принятии наследства после него (только собственность на себя так и не переоформили, поскольку в ЕГРН не было сведений о праве собственности матери), а третья дочь продолжала проживать в квартире, считая, что она и так принадлежит ей.
Когда в 2022 г. администрация подняла вопрос о том, чья же квартира, третья дочь обратилась в суд, требуя признать, что законной собственницей является она, так как непрерывно проживала в квартире с 1993 г. и все это время несла расходы по ее содержанию.
Сестры подали встречный иск, настаивая на том, что они приняли наследство после отца, который фактически унаследовал квартиру после матери, а значит квартира должна принадлежать всем поровну (по 1/3).
Но суд признал, что дочь, которая проживала в квартире, приняла наследство после матери фактически, значит ей принадлежит 1/2 квартиры, а сестрам выделил по 1/4, учитывая, что они приняли наследство после отца.
Однако Верховный суд РФ это решение отменил, указав следующее (определение №89-КГ23-12-К7):
квартира была приватизирована только матерью, значит она не являлась совместной собственностью, и после смерти женщины мужу не полагалась его супружеская доля; когда матери не стало, в квартире проживали ее супруг и дочь, следовательно, они фактически приняли наследство и каждому полагается по 1/2 квартиры (ст. 1153 ГК РФ); когда скончался отец, две дочери приняли его наследство через нотариуса, а третья продолжала пользоваться квартирой, где была его доля, тем самым фактически приняв наследство отца.
Поэтому, помимо своей 1/2 ей полагается еще часть отцовской доли в квартире; учитывая, что наследников трое, 1/2 отца делится на три равные доли – значит, каждой дочери полагается по 1/6 квартиры.
Таким образом, две дочери получили по 1/6, а той, которая проживала в квартире, досталась большая часть – 4/6 (1/2 + 1/6).
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.