О, это пьянящее чувство собственной правоты, когда мы возмущены несправедливостью и готовы обрушить праведный гнев на провинившихся. Но так ли мы правы, поделив мир на плохих и хороших?
ЧЕРНО-БЕЛОЕ МЫШЛЕНИЕ Двойственность восприятия — свойство нашего сознания. Если есть плюс, должен быть и минус. Есть добро — должно быть и зло. Однако у подростков, да и у многих взрослых порой доходит до крайностей — проявляется так называемое дихотомическое мышление. События, явления, люди судят в контрастном черно-белом формате, полутона не допускаются. «Все или ничего».
В некоторых случаях это становится системным нарушением восприятия. Но если не брать в расчет патологию, мы по опыту знаем, что такая категоричность суждений бывает свойственна почти всем, особенно когда переполняют эмоции.
ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ «ХОРОШИМ» Большинство из нас, как правило, стремится выглядеть лучше — как в глазах общества, так и в собственных. А поскольку говорить и писать в соцсетях гораздо проще, чем действовать, для многих это становится способом продемонстрировать свою позицию, а еще нравственный облик и имидж «хорошего человека».
К этому можно прибавить эффект «кругов по воде», который усиливают современные способы коммуникации и скорость, с которой мы получаем новости и реагируем на них. В результате мы регулярно наблюдаем бури, поднимаемые резонансными событиями во всем мире. Осуждение тех, кто поступил «неправильно», порождает опьяняющее чувство «справедливого негодования» или «праведного гнева».
ПРАВЕДНЫЙ ГНЕВ Когда это чувство объединяет людей в группу, оно становится сокрушительной силой. Люди передергивают факты или из общего потока информации вычленяют только ту, которая соответствует их позиции, и подпитывают негодование. Позволяют себе оскорбительные выпады и действия. Праведный гнев дает ощущение правоты, дает право на осуждение, на «беспощадный бунт», а значит, и на нарушение закона.
Конечно, все гораздо сложнее. Наше восприятие определяют когнитивные искажения, прошлый опыт, травмы и многое другое. Но упрощенно разделяя мир на правых и виноватых, праведный гнев дарит комфортное ощущение ясности. И удовольствие от того, что мы в этот момент лучше, выше других.
Социальные медиа — удобная площадка для того, чтобы накачивать себя и друг друга. Люди ловят кайф от написания постов, комментариев и ожесточенных споров, в которых снова и снова обвиняют тех, кого и так уже винят. А заодно и подпитывают собственное эго.
Праведный гнев — это своего рода «наркотик». И для «диванных политиков», и для кухонных «блюстителей нравственности», и для всех тех, кто считает, что ориентируется на правильные ценности в жизни. Кто «за все хорошее против всего плохого».
Трудно поверить человеку, который скажет, что никогда не упивался чувством собственной правоты. Сколько бы мы ни рефлексировали и ни осознавали все «за и против», это нормально, что вопиющая несправедливость рождает в нас гнев и протест.
Мы возмущены тем, что гибнут невинные люди. Негодуем, узнав об абьюзе или насилии. Злимся, когда обижают беззащитных и мучают невинных. Да и как же иначе?! Но в какой-то момент естественная эмоциональная реакция перерастает в то самое негодование. А на его волне так легко и самим переступить грань, за которой мы изменяем уже своим ценностям.
Синдром белого пальто: зачем мы осуждаем других
БЕЛОЕ ПАЛЬТО «На первый взгляд мир белого пальто прекрасен, — рассказывает гештальт-терапевт Анастасия Гурнева. — В его основе защита слабых, ясные моральные ценности, смелость о них заявлять во всеуслышание, неприемлемость определенных форм поведения, образа мыслей, непримиримость и осуждение тех, кто неправ. Но именно поэтому так трудно его на себе обнаружить. Ведь сначала в глаза бросается светлое, а уж потом непривлекательная изнанка. Потому и говорят о пальто белом, а не в крапинку.
Но чтобы существовало однозначно белое, необходимо то, на фоне чего белизна особенно видна, а именно — однозначно черное. Для этого немного нужно — разделить мир на своих и чужих. Дальше чужих нужно «расчеловечить», а это первый шаг к фашизму. Потому что отключается эмпатия. Чужим сложнее всего сочувствовать.
Когда я училась на первом курсе института, преподаватель зоопсихологии задал студентам вопрос, кому мы сочувствуем больше всего. Звучало много ответов. Оказалось, больше всего мы сочувствуем тем, кто похож на нас.
А если в моем мире, мире белого пальто, люди делятся на тех, кто, как я, имеет «правильные» ценности, и других, тех, кто не согласен, — я могу «унасекомить» их, лишить права на понимание и сочувствие. И тогда миры — мой и тех, кого я осуждаю — не пересекаются, и я позволяю себе «бить», не раздумывая, там же нет живого.
Внимание сфокусировано на праведном гневе, на попытке улучшить мир. Конечно, в нем многое требует доработки, но с виду прекрасная цель принимает уродливые формы. Чтобы поддержать черно-белое мышление, мы фильтруем факты, унижая и разрушая все, что не вписалось».
КАК ОБНАРУЖИТЬ НА СЕБЕ БЕЛОЕ ПАЛЬТО? Обладаем ли мы необходимым трезвомыслием, чтобы заметить в себе то, что не нравится в других? Анастасия Гурнева предлагает задать себе несколько важных вопросов:
Понимаете ли вы суть того, что осуждаете или поддерживаете? Механизм его происхождения и развития. Понимать не равно оправдывать, здесь речь идет именно о понимании. Готовы ли встретиться с альтернативным мнением без злости и отрицания? Можете ли увидеть в себе и своем прошлом то, что осуждаете, пусть и не в таком глобальном масштабе? Можете ли вы осознать свои ценности и говорить о них, а не обсуждать других? Ваша самооценка строится на противопоставлении себя другим? Когда вы думаете, например, о смерти в ДТП при участии пьяного водителя, семейном насилии, жестоком обращении с животными, на ком больше сфокусировано ваше внимание, на жертве или на авторе несправедливой ситуации? Какая эмоция у вас ярче: сострадание (к жертве) или злость (к автору несправедливости)? «В общем-то, белое пальто — это иллюзия по очень простой причине, — поясняет гештальт-терапевт. — Копаясь в чужих экскрементах, невозможно не испачкаться. Хотите быть чистым? Будьте!
Ведь в ситуацию можно вложиться не через осуждение, а через помощь: женщинам, которые пытаются уйти от насильника, нужна моральная, материальная, а часто и юридическая поддержка, приютам для собак — волонтеры и хозяева для животных, фондам по борьбе с болезнями — деньги. Всегда есть те, кто нуждается в помощи. Помогать эффективней, чем ненавидеть. Да и пальто сохранит белизну».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
...вывод неверен,не надо придумывать, чего нет:"нытик" это тот который ноет,вечно чем то недоволен,но сам менять ничего не хочет,ждёт что кто то сделает так ,как ему хочется....и всё...
Главное - страх. Именно из-за страха человек начинает хамить, язвить, оскорблять, цеплять других. И неведомо им, что сарказм - броня несчастного боящегося тельца
...сарказмы у вас проскакивают,а Михалыч этим не пользуется...вы боитесь что не справитесь с объяснением своей позиции,вот отсюда хамство и оскорбления....
Польза. Хотя осуждение из уст мудрого может ранить, в Библии говорится: «Лучше выслушивать обличение (или осуждение) от мудрого, чем слушать песню глупых» (Эк 7:5). Если прислушаться к осуждению мудрого и поступить соответственно, то можно измениться к лучшему. «На понимающего сильнее подействует порицание (осуждение), чем на глупого — сто ударов» (Пр 17:10), осуждение со стороны может образумить. Мудрые понимают, что «исправительное наставление — путь жизни» (Пр 6:23). Хотя обличение может помочь тому, кого обличают, усилия «исправляющего» не всегда оцениваются по достоинству. Поэтому в Притчах 9:7, 8 говорится: «Поправляющий насмешника бесчестит себя, и исправляющий нечестивого пятнает себя. Не исправляй насмешника, чтобы он не возненавидел тебя; исправляй мудрого, и он полюбит тебя». Грешным людям свойственно обижаться на обличение и на того, через кого оно дается. Если человек поддается этой склонности, он уподобляется неразумному животному, не способному различать между добром и злом. В Притчах 12:1 говорится: «Ненавидящий исправление неразумен». Совсем иначе к обличению относился псалмопевец Давид, которого самого не раз обличали. Он писал: «Если ударит меня праведный, это будет любящей добротой, будет исправлять меня — это как оливковое масло на мою голову, которое не будет отвергнуто моей головой» (Пс 140:5).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]