Симон Васильев: «В приобских лошадей я влюбился с первого взгляда»
Для большинства людей Ямал ассоциируется с мерзлотой и оленями. А для Симона Васильева он стал местом для осуществления мечты. И мечтой этой были лошади. О том, как ему это удалось, Симон рассказал сам.«Конюшня была моей мечтой детства. Мы росли в многодетной семье, нас шесть братьев. Отец работал лесником, и в хозяйстве постоянно была лошадь. Также в совхозе разводили лошадей, и мы все время там находились.
Я родился в маленькой деревушке в Чувашии, на Север попал переводом, переехал работать в 1997 году. До 2006 года работал участковым, после ушел на пенсию по выслуге лет.
Когда приехали на Север, я увидел, что люди держат лошадей, занимаются с этими животными, и у меня появилось желание организовать табунное коневодство. Я обратился в администрацию города, но получил отказ. Тогда еще округ не знал, что я все равно добьюсь своей цели.
Для начала взял в аренду земельный участок, построил конюшню. Когда конюшня была построена, мне подарили двух белых лошадей приобской породы − Белку и Стрелку. С них все и началось.
Также я узнал, что в поселке Пельвож хозяин отказывается от содержания лошадей из-за проблем с кормами, и выкупил у него пятерых лошадей. Поселок этот находится в 60 км от нас, лошадей гнали своим ходом. Дорога заняла двенадцать часов в 30° С мороза. Но лошади очень стойкие, хорошо перенесли дорогу.
Вдобавок к лошадям мы начали покупать коз, баранов, кур, чтобы было мясо свое для пропитания и дети могли приехать познакомиться с животными, так как других таких ферм в Салехарде нет.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ЭТА ПОРОДА
В глухих ямальских деревнях всегда гуляли по деревням лошади. Их подкармливали буквально раз в неделю, чтобы они приходили домой, а все остальное время лошади проводили на воле. Я в них влюбился. Они неприхотливые, в любую погоду их можно выгонять в поле, лошади всегда найдут себе корм.
Приобская порода была завезена на Север с первыми поселенцами. Стандарт породы − 1,39-1,43 м в холке. На данный момент у нас идет мероприятие по восстановлению поголовья и сборы физических материалов для подтверждения данной породы.
Своих лошадей мы держим на улице круглый год, в конюшню заводим только кобыл на вырежебку. В летнее время выпускаем для свободного выгула в тайгу. Там за ними никто не смотрит. Прихожу, даю команду − и они возвращаются домой. Раньше жители часто жаловались, что лошади свободно гуляют по улицам, но потом привыкли. Теперь звонят и говорят, что видели их там или там.
Кормим мы лошадей качественным сеном, овсом и даем соль. Сено покупаем. На Ямал его возит только один поставщик из Тюменской области. Тонна сена стоит 16-17 тыс. рублей. Для одной лошади необходимо примерно десять тонн сена в год и 300 кг овса, а у нас в конюшне 30 голов. Чтобы решить этот вопрос, мы создали свой сельскохозяйственный кооператив, чтобы самим начать заготовку кормов.
ЗАРАБАТЫВАЕМ КАК МОЖЕМ
Доходов с туризма не всегда хватает на то, чтобы прокормить лошадей, приходится добавлять свои. Стараемся как-то выкручиваться: участвуем в городских мероприятиях, заключаем договора с молодежными центрами. Как говорится, собираем с миру по нитке.
В 2021 году на Ямале Федерация конного спорта открыла некоммерческое предприятие адаптивной верховой езды. Там наши волонтеры занимаются иппотерапией с детьми-аутистами и с ДЦП. Также взрослые люди после инсульта или каких-то травм приходят на занятия. Желающих очень много, поэтому приходится составлять график. За каждой лошадью у нас закреплен волонтер, но все они люди работающие, поэтому могут приходить только на выходных.
ДРУГИЕ ЖИВОТНЫЕ НА ФЕРМЕ
Для разнообразия и чтобы как-то оправдывать содержание фермы, мы разводим и других животных. Это и мелкий рогатый скот, и птица.
Бараны у нас, в основном, романовской породы, но уже перекрещенные с курдючными. Но до 100 кг мы их не успеваем откармливать. Спрос на баранину высок, деньги на содержание животных постоянно нужны, поэтому продаем при весе 22-25 кг. Стоимость баранины у нас 350 руб/кг живым весом.
Коз также держим на мясо (350 руб/кг живым весом) или продаем козье молоко.
Прошлой осенью у нас появилось шестеро свиней. На сегодняшний день осталось только двое. Выкармливаем и режем для себя, а если просят, то продаем. Свинина у нас стоит 450 руб/кг.
Гуси, кролики, куры − все идут на продажу. Кроликов забиваем осенью и продаем по 750 руб/кг. Стоимость гусиного яйца − 50 руб/шт., куриного − 15 руб/шт. Несмотря на то, что магазинная продукция стоит дешевле, люди больше предпочитают все домашнее.
У нас есть даже подсадные утки для весенне-осенней охоты. Они очень востребованны при открытии охоты. Их можно и купить, и взять в аренду. В Тюмени одна кряква стоит 10 000 рублей, а аренда утки − 1000 рублей в сутки.Помимо животных на ферме есть огород с теплицей, в которой выращиваем огурцы и помидоры. В открытом грунте сажаем картошку, редиску, репу, лук, укроп. В прошлом году лето было холодным, картошку не успели посадить.
Огородами занимается большое количество жителей, людям специально для этих целей выделялись участки. Так что спросом пользуется даже навоз. Мы по весне продаем его по 300 рублей за мешок. Можно наполнять мешки самостоятельно и купить по 150 рублей за мешок.
БИЗНЕС ДЛЯ ДУШИ
На конюшне в среднем я провожу 4-5 часов в сутки. Из помощников у меня один работник, помогают также жена с сыном. Я не могу позволить себе большое количество работников, так как на лошадях много не заработаешь. Но и бросать конюшню не собираюсь. Для меня это не просто хобби, ухаживая за лошадьми, я получаю большое удовольствие. Находясь возле лошади, ты успокаиваешься.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
В прошлом году три члена кооператива получили грант по 4 млн рублей на строительство, приобретение техники, косилок, тракторов и лошадей. В этом году планируем построить три конюшни на Ямале. Там будем содержать лошадей до пятилетнего возраста, а на своей ферме готовить взрослых лошадей, подходящих под иппотерапию.
Хотим еще получить племенной статус лошадей и распространять их по России как племенной бренд. Тогда мы сможем официально работать как племхозяйство и поставлять лошадей для иппотерапии. Ведь подготовка одной лошади занимает пять лет, даже несмотря на то, что порода спокойная и дружелюбная. На Ямале осталось всего 100-150 голов приобской породы, и если мы восстановим генетику, они будут признаны вымирающим видом.
Еще в планах строительство манежа. Погода у нас не позволяет проводить круглогодичный прокат на лошадях, поэтому есть еще желание построить большой крытый манеж и заниматься этим круглый год».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.