Шри Ауробиндо: «В каждом человеке есть Бог, и проявить Его — это цель жизни»
Исходной точкой поисков Шри Ауробиндо стала реальная жизнь, а не философские абстракции. Борьба за освобождение Индии явилась началом его пути.
Мало кому известно, что тактика пассивного сопротивления и несотрудничества с англичанами, которой впоследствии придерживался Ганди, была разработана Шри Ауробиндо. Однако главной темой политической программы Шри Ауробиндо была «подготовка вооружённого восстания и публичная пропаганда, направленная на обращение всей нации к независимости…».
Для того, чтобы поднять огромную нацию на борьбу, нужно было вдохнуть в неё силу. Именно в поисках этой силы Шри Ауробиндо впервые обратился к йоге. Йога стала средством эффективного действия, а не уходом от мира: «Я хочу практиковать йогу для работы, для действия, а не ради санньясы (отречения от мира) и Нирваны». К этому времени он уже достиг высшего состояния Нирваны, которое стало для него не завершением эволюции, а отправной точкой для высшей эволюции. В этом состоянии он был способен ежедневно издавать газету, посещать тайные собрания, выступать с политическими речами. Он вошёл в контакт с Сверхсознательным, и «с тех пор всё — речь, мои рукописные произведения, моя мысль и внешняя активность приходят ко мне из того источника, который находится выше головы», — писал он. На рассвете 4 мая 1908 г. его разбудили вооружённые английские полицейские. Итак, ему предстояло провести целый год в Алипорской тюрьме в ожидании приговора.
«Моя вера на некоторое время была поколеблена, — вспоминал он, — ибо я не мог видеть сути Его намерения. Я заколебался и воззвал к Нему в сердце своём. Я верил, что моя миссия — работать для народа моей страны и до тех пор, пока эта работа не окончена, я под Твоей защитой.
Почему же тогда я здесь? Прошёл день, затем второй и третий, когда я услышал голос изнутри: «Жди и смотри». Тогда я успокоился и стал ждать. …Затем я вспомнил, что где-то около месяца до моего ареста я слышал зов, который настаивал на том, чтобы оставить все дела, уединиться и взглянуть внутрь себя, чтобы войти в более тесное общение с Ним. Я был слаб и не послушался зова. Моя работа была очень дорога мне, и в гордыне сердца своего я полагал, что без меня она пострадает или прекратится, или даже провалится совсем, поэтому я не оставил её. Мне показалось, что Он вновь заговорил со мною и сказал: «Я разорвал за тебя путы, порвать которые ты был не в силах, ибо не в том воля моя, и никогда это в промысел мой не входило — продолжать это дело. У меня есть для тебя другое, и именно ради этого я привёл тебя сюда — научить тебя тому, чему ты не смог научиться сам, и подготовить тебя к моей работе». «День за днём Он разворачивал передо мной свои чудеса. … День за днём в течение двенадцати месяцев моего заключения давал Он мне это знание… Я смотрел на заключённых — воров, убийц, мошенников — и видел Бога в этих затемнённых душах и неправильно используемых телах… Когда начался процесс, тот же внутренний голос говорил мне: «Когда тебя бросили в темницу, не отчаялось ли твоё сердце? Взгляни теперь на судью, взгляни теперь на прокурора…» Я посмотрел на судью — это был Нарайяна, сидевший в суде. Я посмотрел на прокурора — это был Шри Кришна, который сидел и улыбался. «Боишься ли ты теперь? — говорил он, — я — во всех людях, и руковожу их делами и словами». «В каждом человеке есть Бог и проявить Его — это цель жизни. Это то, что все мы можем делать».
Меньше чем через год после освобождения из Алипорской тюрьмы Шри Ауробиндо предупредили о готовящемся аресте. Внутренний голос отчётливо произнёс: «Отправляйся в Шандернагор». Это был финал его политической жизни, завершение интегральной йоги и начало йоги супраментальной. В Шандернагоре он прошёл страшный опыт исследования подсознательного: «Достичь небесных сфер не может ни один, минуя недра ада». Цель супраментальной йоги — не закрывать глаза на то, что окружает нас внизу. Это первое условие достижения контроля. В тот день, когда он достиг дна, пересёк все пласты грязи, он был резким толчком вытолкнут в высший Свет — не впадая в транс, без потери индивидуальности, не растворяясь в космосе, — полностью сохраняя чёткое видение. Так, он открыл утерянную Тайну Вед — битвы с силами подсознательного, великанами-людоедами, гномами и змеями, схождение Орфея в Ад, трансмутация Змея, пожирающего собственный хвост. Тьма и Свет, Добро и Зло подготавливали божественное рождение в Материи. Ничто не проклято, ничто не напрасно. После нисхождения и восхождения ищущий становится «сыном двух Матерей» — Белой Матери сверхсознательного бесконечного и земной Матери «тёмного бесконечного». Он обладает двумя происхождениями — человеческим и божественным. Через два месяца пребывания в Шандернагоре Шри Ауробиндо вновь услышал голос: «Отправляйся в Пондишери». «Я принял за правило… двигаться с места лишь тогда, когда мною двигало Божественное», — говорил Ауробиндо.
В 1914 г. в Пондишери произошла первая встреча с той, кого он считал инкарнацией Богоматери. Он дал ей имя Мать — с тех пор все называли её только так. Мирра Альфасса родилась в 1878 г. в Париже. Как и Ауробиндо, она имела супраментальное видение, поэтому знала о существовании Шри Ауробиндо задолго до того, как встретила его на физическом плане. В 1920 г. Мать приехала в Пондишери, чтобы посвятить всю оставшуюся жизнь (она умерла в 1973 г.) Шри Ауробиндо и той титанической работе, которая им предстояла. «Сознание Матери и моё сознание — это одно и то же«, — сказал Ауробиндо. Последние 40 лет жизни Ауробиндо посвятил тому, чтобы превратить индивидуальную реализацию в реализацию земную. Они работали вместе с Матерью. «Мы хотим низвести сюда суперразум как новое качество и свойство. Как разум есть в настоящее время перманентное свойство сознания в человечестве, точно также мы хотим создать расу, в которой перманентным свойством сознания станет суперразум». В 1940 г., после 14 лет индивидуальной концентрации, Шри Ауробиндо и Мать открыли двери своего ашрама. Начался третий период трансформации.
«Этот Ашрам был создан… не для отречения от мира, но как центр и поле практики для эволюции иного вида и иной формы жизни». Шри Ауробиндо говорил: «Духовная жизнь находит своё самое мощное выражение в человеке, который живёт обычной человеческой жизнью, вливая в неё силу йоги. …Именно благодаря такому союзу внутренней и внешней жизни человечество в конце концов возвысится и станет могущественным и божественным». Поэтому он хотел, чтобы его ашрам был полностью в повседневной жизни. Он считал, что церкви, ордена, теологии, философии не преуспели в спасении человечества, потому что они углубились в разработку символов веры, догм, ритуалов и институтов, как будто это могло спасти человечество, и пренебрегли единственно необходимым — очищением души. Он пытался создать общечеловеческую религиозно — философскую систему, примиряющую Запад и Восток. В ней он старался «избежать их недостатков: материализма Запада и спиритуализма и отрешённости от материальности Востока». Он понимал, что «любая философия, являясь односторонней, всегда выражает истину лишь частично. Мир, каким его создал Бог, — это не жестокое упражнение в логике, но, подобно музыкальной симфонии, бесконечная гармония самых разнообразных проявлений… Так же как лучшей религией является та, что признает истину всех религий, лучшая философия — это та, которая признает истину всех философий и отводит каждой из них своё надлежащее место», — говорил Ауробиндо.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Один из первых, кто сделал вывод,что душа есть Только у человека! У всех остальных слаборазвитый чувственный мир, поэтому любить они не способны, но выражать эмоцию радости и привязанности могут, что трактуется многими как проявление любви. Есть три проявления любви. Первая и начальная природная и эгоистическая любовь, между мужчиной и женщиной. Вторая и более расширенная и менее эгоистическая, это родственная. И третья, Настоящая Любовь, без корыстная и самоотверженная, без давления эго, духовная любовь. Для этой задачи и был создан и наделён душой человек, а не человекообразные биороботы, клоны и тому подобное.
[7] То, что люди называют знанием, есть приятие рассудком ложных видимостей. Мудрость же проницает взором все покровы и поистине видит.
[31] Я видел дитя, играющее в грязи, и то же самое дитя, умытое матерью и сияюще чистое, но каждый раз меня охватывал трепет перед его совершенной чистотой.
45] Бесспорные догмы — самые опасные разновидности лжи.
[46] Логика — худший враг Истины, как ханжество — худший враг добродетели; ибо первая не видит своих заблуждений, а второе — своего несовершенства.
[84] Сверхъестественное есть то, природа чего нами пока еще не постигнута, не познана, или силами чего мы еще не овладели. Жажда чуда, присущая человеку, указывает на то, что восхождение его еще не завершено.
[140] Если, сохраняя свое ограниченное человеческое эго, ты мнишь себя сверхчеловеком, ты просто жертва собственной гордыни, игрушка собственной силы и орудие собственных иллюзий.
[157] В Боге всегда будет скрыто больше, чем человек может постичь мыслью или выразить словами.
[414] Иудеи придумали богобоязненного человека; Индия — человека, познающего и любящего Бога.
[521] Если бы ад существовал, это был бы кратчайший путь к высочайшим небесам. Ибо Бог поистине любит.