Яблоко познания Все предыдущие месяцы борьба с коронавирусом
готовила нас к главному – массовому выходу школьников и студентов с
вынужденных каникул. С одной стороны, в России до сих пор каждый день
фиксируется чуть менее 5 тысяч новых заражений COVID-19, что заметно
повышает риски открытия школ. А с другой стороны, дальнейшая работа
школ, средних специальных и высших учебных заведений в дистанционном
режиме грозит катастрофическим падением уровня образования. И чрезмерное
нервное поведение родительской общественности в период
онлайн-образования также грозило социальным взрывом. Были среди
функционеров от образования и сторонники перехода на дистанционное
образование как в школах, так и в университетах. Точнее, они хотели
сделать онлайн-версию базовой схемой обучения, а очную форму выделить в
качестве дополнительного формата. Одним из аргументов стали достаточно
радужные итоги ЕГЭ в 2020 году. Руководитель Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев сказал об итогах
экзамена:
«Результаты в целом не лучше и не хуже результатов прошлых лет».
Если учесть, что старшеклассники последнюю четверть вообще не появлялись
в школе, то форму дистанционного образования вполне можно считать
успешной. Но в итоге, взвесив все «за» и «против», Министерство
просвещения все-таки запустило детей в школы 1 сентября. Конечно, со
множеством ограничений, разработанных совместно с Роспотребнадзором.
Надо
сказать, что санитарные врачи еще с начала лета вводили педагогов в
изумление своими требованиями полного разобщения классов. Речь шла
вплоть до индивидуальных звонков для каждого коллектива учащихся. К
счастью, до этого дело не дошло. Школьному образованию вообще тяжело
адаптироваться к реалиям пандемии: все предшествующие годы её
реформировали совсем в другую сторону. Увеличение наполняемости класса,
когда вполне нормальным считается 32-35 учащихся в одном помещении, явно
играет в пользу инфекций. Увеличение нагрузки на педагога (базовые 18
часов может позволить себе далеко не каждый) влечет за собой общение
учителя с максимально возможным количеством детей. Массовое слияние школ
в огромные учебные конгломераты приводит к столь опасному в пандемию
«перенаселению». Как обеспечить соблюдение всех санитарных норм в школе,
где учится до 5-6 тысяч человек в две смены? Тем не менее, менять
что-то кардинально сейчас в школе никто не собирается, и дети с
педагогами окажутся в новой пандемической реальности.
Основным
барьером на пути COVID-19 становится тотальный контроль температуры на
входе в школу. Как утверждают в Министерстве просвещения и региональных
ведомствах, учебные заведения уже снабжены бесконтактными термометрами в
необходимых количествах. Традиционную линейку 1 сентября в большинстве
школы страны организуют только для 1 и 11 классов. У родителей теперь
есть возможность оставить своего ребенка на домашнем онлайн-обучении –
для этого требуется только заявление. Но никто отдельно учителям
увеличивать нагрузку в этой связи не будет. Предполагается использование
стационарных камер в классе, транслирующих происходящее на уроке для
детей на «удаленке». Только вот камер таких в классах пока нет, как нет и
соответствующего программного обеспечения.
Врачебное сообщество
настаивает, что дети не так сильно подвержены заражению, чем взрослые,
да и болеют гораздо легче. Все санитарные меры позволят до минимума
снизить вероятность заражения в стенах школы. Надо сказать, что
новшества не самые суровые в сравнении с другими странами. К примеру, в
Германии, дети которой уже почти месяц ходят в школу, ряд федеральных
земель ввели обязательное ношение масок. За нарушение — вплоть до
исключения. И только самым маленьким разрешают снимать маски за партой.
Поэтому все отечественные эпидемиологические ограничения в школах нужно
воспринимать взвешенно.
Максимально разобщить Для
того чтобы максимально разобщить детей из разных классов, в школе их
будут ждать в разное время. К примеру, половину школы к первому уроку, а
второю – ко второму. За каждым учебным коллективом закрепят строго
определенную классную комнату, и только физика, химия, технология и
физическая культура будут проходить в традиционном формате. Причем
кабинеты физики с химией принимают детей только на лабораторных и
практических работах. Разные части школы будут закреплены за
определенными параллелями и перемещаться детям из одной части здания в
другую будет запрещено. Вплоть до того, что межэтажные двери будут
закрываться на время перемен. Постараются минимизировать контакты детей и
в школьных столовых. Родители в школу допускаться не будут (только по
крайней необходимости), а собрания перейдут в онлайн-режим. Зачем такие
драконовские, на первый взгляд, меры? Все дело в грядущей волне
осенне-зимних респираторных заболеваний среди сотрудников и
воспитанников учебных заведений страны. Когда дети начнут массово
заболевать ОРВИ и даже гриппом, медикам придется каждого проверять на
COVID-19, дабы избежать второй волны этой заразы. А справиться с этим по
понятным причинам не получится. Многие помнят, когда им ставили диагноз
«грипп»? Чаще всего врачи обходятся традиционным ОРВИ, выписывают
больничный, и все. Сейчас такое не пройдет, у каждого ребенка с
температурой придется брать анализ, что сопровождается многими
неудобствами: тот же защитный костюм требуется надеть. В общем, больше
всех начала учебного года боятся не родители, не педагоги и тем более не
школьники, а врачи, которым придется обращать самое пристальное
внимание на каждую вспышку ОРВИ. В этой связи медицинские работники со
временем займут важное место в школьной иерархии. Первые две недели в
каждой школе России будет дежурить врач, который будет следить за
соблюдением норм безопасности, а также обучать правилам поведения
учителей и детей. Предполагается в будущем увеличить в школах штат
медработников и ввести их в состав педагогического совета. Вообще,
появление врачей в школьной жизни подрастающего поколения можно только
поприветствовать, но вот откуда взять такое количество медиков? Ввести
новые специальности в медколледжи и профильные вузы? Но это шаги на
будущее, а вот здесь и сейчас, очевидно, врачей не хватит. Если их
только не снимут с других направлений. До 1 января 2021 года
школы превратятся в максимально зарегулированные учреждения с
фактическим отсутствием традиционной внутренней жизни. Запрещены все
мероприятия, где могут встретиться дети из разных классов (кроме
завтрака и обеда, естественно) и тем более из разных школ. Конкурсы и
соревнования для одаренных детей переведены в дистанционный формат. И
если прочитать доклад об изобретении все-таки можно на камеру, то как
быть с олимпиадным движением? С олимпиадниками вообще одни проблемы. В
начале года для одиннадцатиклассников отменили финальный Всероссийский
этап предметной олимпиады и каждому присвоили статус призера. Это не
только очень престижно, но еще и дает немалые бонусы при поступлении на
бюджетные места в университеты. В итоге заочные призеры олимпиады,
которых ожидаемо стало гораздо больше, забрали немало мест в вузах у
поступающих по традиционным схемам. Сейчас впереди четыре месяца (как
минимум) тишины, и непонятно до сих пор, как организовывать олимпиаду
школьного уровня, не говоря уже о городском. А это, напомним, еще с
советских времен мощнейший инструмент выявления талантливых детей в
глубинке, из которых потом нередко вырастают выдающиеся управленцы,
инженеры, врачи и так далее.
Как ни странно, главной проблемой в борьбе с пандемией в школах стало…
пресловутое 1 сентября. Традиционно учебный год начинается по всей
стране в один день, который стал даже праздничным в этой связи. Но
COVID-19 резко против, как говорится. На карте страны хватает регионов,
не вышедших даже из первой стадии снятия ограничений: Иркутская и
Томская области, Ставропольский край и другие. По требования
Роспотребнадзора, здесь не только школы нельзя открывать, но и спортом
на улице заниматься можно на удалении 5 метров друг от друга. Конечно,
есть приписка, что окончательное решение об открытии тех или иных
организацией принимает руководство региона. Но ситуация по стране очень
пестрая по COVID-19, и, наверное, решение проблемы пандемии единым для
всех способом будет неправильным.
В этой связи показателен опыт
Германии, где каждый субъект (федеральная земля) принимал собственное
решение о выходе детей в школу. Как уже было сказано выше, немцы
начинают учиться в августе, но все по-разному. Кто-то, как федеральная
земля Мекленбург — Передняя Померания, открывает двери школ 3 августа, а
в Берлине, к примеру, дети садятся за парты только спустя неделю. В
Германии многие школы открылись с двухнедельным опозданием от графика:
тому причиной наряженная обстановка с COVID-19. Немецкие школы гибко
реагируют на вызовы инфекции, не боясь переносить начало учебного года.
Насколько концепция первого сентября в пандемию будет эффективна для
России, покажет время.
Евгений Федоров
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|