Есть информация о существовании
Кросс-полярного морского пути, но здесь все настолько туманно, что даже
нет четко определенного маршрута.
В случае с Северным морским путем у России ситуация видится гораздо
более оптимистичной. И территория относительно обжита, и крупные порты
есть, и ледокольный флот интенсивно вводится в строй. К некоторым портам
Севморпути подведены железнодорожные ветки, что гораздо упрощает
логистику. Если сравнивать этот путь с морским маршрутом через Суэцкий
канал, то время плавания сокращается примерно на 40%.
Для Севморпути в российском Кодексе торгового мореплавания существует отдельное определение:
«Водное
пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации,
охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую
зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и
ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с
Соединёнными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнёва в Беринговом
проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля,
восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами
проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар».
У России
вполне четкая позиция по поводу Севморпути – это настоящее национальное
достояние, возведенное в ранг первостепенных государственных интересов.
В
США транспортный коридор вдоль территории России готовы рассматривать
исключительно как интернациональную структуру. Вокруг этого противоречия
и строится противостояние Москвы и Вашингтона.
Доводы России и Соединенных Штатов
Ситуация
с Севморпутем полна не очевидных юридических тонкостей. В пользу
неограниченной эксплуатации кораблями иностранных государств данной
магистрали играют нормы Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года.
В
соответствии с Конвенцией суда любых государств имеют право на
свободную навигацию в пределах исключительной экономической зоны
прибрежного государства, которая равняется расстоянию в 200 морских миль
от береговой линии за вычетом 12 морских миль территориального моря и
12 миль прилежащей зоны. По этому правилу часть Северного морского пути
действительно может свободно использоваться сторонними судами, в том
числе и военными.
При этом стоит помнить, что морская магистраль
вдоль северных границ России очень изменчива и ее конфигурация зависит
от замерзания морей, погоды и гидрологических условий. Все это лишь
добавляет неразберихи в зарубежных умах относительно статуса Севморпути.
В
ответ на иностранные притязания российское руководство объявляет
северную транспортную магистраль «исторически сложившейся национальной
транспортной коммуникацией». А также ссылается на статью 234 «Покрытые
льдом районы» упоминаемой Конвенции ООН.
В условиях
экстремального климата и тяжелой ледовой обстановки прибрежные страны (в
данном случае, Россия) могут самостоятельно регулировать судоходство
для предотвращения возможного экологического ущерба. Безопасность и
предупреждение чрезвычайных ситуаций ложатся в данном случае на плечи
прибрежной страны.
Юридически границы описываются расплывчатым
термином «покрытых льдом районов». То есть России фактически позволено
взять под контроль всю Арктику.
Кроме этого, по сложившейся
столетиями традиции, властные полномочия на территорию передаются
государству-первооткрывателю. В этой
истории юридических козырей гораздо больше у России.
Но Соединенные Штаты наряду с северными странами блока НАТО это не совсем устраивает.
НАТО движется на северо-восток
Северный
морской путь стал в последние годы настоящим центром притяжения для
потенциальных противников России. Руководствуясь однобоко понимаемыми
положениями Конвенции ООН по морскому праву, военные корабли стран НАТО
все чаще пробуют на прочность российскую оборону в регионе.
Среди
потенциальных объектов контроля выступает не только сам Севморпуть, но
богатые залежи полезных ископаемых, скрытых в континентальном шельфе. В
нейтральных водах Арктической зоны организуются учения, в которых
участвуют не только страны НАТО, но и «нейтральные» Швеция и Финляндия.
Как
отмечают в российском оборонном ведомстве, в прошлом году в Арктике
продолжилось наращивание интенсивности и масштабов мероприятий
оперативной и боевой подготовки вооружённых сил НАТО, общее количество
которых увеличилось на 17%. Разведдеятельность возросла на 15%. В
прибрежных государствах усиливаются системы противоракетной обороны. А
часть стран возобновляет подводное патрулирование региона.
С
2018 года воссоздаётся второй оперативный флот ВМС США, в зону
ответственности которого как раз и входит часть северной морской
магистрали у берегов России. К 2022 году США должны сформировать вместе с
европейцами объединенное командование вооруженных сил НАТО «Атлантика»,
которое вместе с командованием тыла обеспечат оперативную переброску
американских войск в Европу.
Буквально в 60 км от российской
границы норвежцы строят у себя новую РЛС. Кроме этого, в Норвегии в 2018
году удвоена численность дислоцированных морских пехотинцев США.
Британские
субмарины с «Томагавками» с 2016 года патрулируют Арктику, а сухопутные
подразделения оттачивают навыки «войны на морозе» в Норвегии.
С
определенной уверенностью можно сказать, что санкционная политика США и
Евросоюзе кроме прочих своих целей имеет фокус и на ослаблении влияния
России в арктическом регионе.
В этой связи низкие цены на нефть
также видятся инициаторами из-за рубежа как один из факторов,
ограничивающих ресурсы Москвы в развитии Северного морского пути.
Среди ответных мер в России разработаны особые правила прохождения
военных судов иностранных государств по Северному морскому пути. Во
многом это было сделано из-за угроз Вашингтона заблокировать морскую
магистраль, а также в связи с заметно возросшей активностью стран НАТО в
Арктике.
Во-первых, уведомление о визите военного корабля
должно прийти не позже, чем за 45 суток. В документе должно отражаться
наименование корабля, время плавания и четкий маршрут. Кроме этого, в
уведомлении отдельно описываются водоизмещение судна, осадка и параметры
двигательной установки.
Формально, всего этого требует забота о
безопасности, утвержденная статьей 234 «Покрытые льдом районы»
вышеупомянутой Конвенции ООН.
Во-вторых, на военное судно в
обязательном порядке отправляется российский лоцман. Движение судна
находится под полным контролем российского ВМФ. И в случае чрезвычайной
ситуации на помощь военному судну придут ледоколы.
Лед преткновения
Проливы
Северного морского пути – еще одна заноза, которая крепко сидит в умах
американского истеблишмента. Речь идет о проливах Вилькицкого,
Шокальского, Санникова и Лаптева, к которым, по мнению Вашингтона,
должен быть применен режим транзитного международного судоходства. И в
этом с США солидарны страны НАТО, входящие в Арктический совет.
Проблема
данных проливов была поднята еще в 60-х годах прошлого века, когда суда
США пытались прорваться через советские арктические проливы Вильницкого
и Шокальского. Пройти не удалось. И страны обменялись дипломатическими
нотами протеста.
Тогда СССР однозначно вышел победителем – после
1967 года американцы оставили попытки прорыва. Тем не менее, сейчас
этот вопрос снова на повестке дня. Во многом его решение зависит от
возрастающей мощи вооруженных сил России в арктическом регионе.
Несмотря
на то, что сейчас развитие ситуации вокруг Северного морского пути
можно скорее назвать вялотекущей, в будущем возможны обострения. Связаны
они будут с дальнейшим отступлением льдов на север и освобождением
акватории для беспрепятственного прохода судов без ледокольного
сопровождения.
Это, кстати, серьезно упростит разработку
полезных ископаемых на континентальном шельфе, который, напомним,
считается российской территорией.
Если руководство страны не
продолжит свою линию отстаивания суверенитета в данном регионе,
заинтересованные страны будут готовы к провокациям.
В самом
«безобидном» варианте развития Вашингтон объявит о санкциях против
владельцев судов, пользующихся северной транспортной магистралью. Пример
«Северного потока-2» тому подтверждение.
В случае дальнейшей
эскалации Норвегия и США вполне в состоянии в одностороннем порядке
объявить Севморпуть международной транспортной магистралью. А второй
флот Пентагона будет гарантировать безопасность прохода судов.
В этом случае холодное противостояние на Севере вполне может стать горячим глобальным конфликтом.