Сегодня льготы, завтра налоги? Только налоги вперёд
Казна не резиновая?
После откровенно затянувшейся
пандемической паузы Минфин снова обещает нефтяной отрасли льготы – не
всем и не сразу, а только ближе к концу 2023 года. И только тем, кто
реально пострадал из-за необходимости вписаться в нормы соглашений
ОПЕК+.
Да ещё и при выполнении целого ряда предварительных
условий. Чему удивляться – при нынешнем министре финансов Антоне
Силуанове никто и никогда не рассчитывал на особую щедрость этого
ведомства.
Первые проблески надежды мелькнули три-четыре года
назад, когда казна получала больше, чем могла потратить, но... случилась
пандемия. А ситуация на топливном рынке сейчас действительно очень
тревожная. Особенно с учётом предстоящей зимы, которая, по прогнозам
синоптиков, в России обещает быть суровой.
После того, как цены
на самый востребованный 95-й бензин практически во всех регионах
преодолели психологический рубеж в 50 рублей за литр, есть сомнения, что
удастся избежать дефицита. И хорошо, если только локального, а не
глобального.
Главные проблемы отрасли сейчас, как ни
удивительно, в логистике – даже очень дорогой бензин везти на большие
расстояния – это очень дорого, а тут ещё и разного рода ковидные
ограничения. В самый неподходящий момент. Ведь не завезёшь сейчас, потом
– может быть и поздно?
Впрочем, в целом ряде регионов, напротив, ждут, когда можно будет
добираться в глубинку по вставшим «зимникам». Согласитесь, что в таких
условиях довольно цинично звучит жёсткое требование Минфина,
планирующего льготы для нефтянки, чтобы «компании добывали не меньше
нефти, чем изначально планировали».
И чтобы бюджет при этом «не
терял деньги от предоставленных льгот». Но ведь налоговые льготы ещё
надо будет из-под того же Минфина выбивать, а вкладывать средства в
поддержание уровней добычи надо, как обычно – на опережение.
Казна нефтяная!
Однако
в расчёте на профицитный бюджет 2022 года и, явно опасаясь жёсткой
критики за необоснованную прижимистость, Минфин, как и ожидалось,
поспешил с предложением льгот и преференций. Первым делом, по традиции,
для нефтянки, всё ещё главного кормильца федеральной казны.
Суть
минфиновского предложения сводится к корректировке режима налога на
дополнительный доход (НДД). Такой налог планируется применять для ряда
месторождений в Западной Сибири, стартуя с конца 2023 – начала 2024
года.
Надо ли объяснять, какие проблемы создают такие сроки –
средства на возобновление или поддержание уровней добычи нужны уже
сейчас, а льгот надо ждать ещё два года. Тем более что в Минфине ставят
нефтяным компаниям трудновыполнимые условия.
Так, уже назван целый ряд критериев, под которые должны подходить претенденты на льготный налоговый режим.
Цитируем:
– компания должна добывать не меньше нефти, чем планировала при подаче заявки на разработку месторождения; – на пятилетнем горизонте и далее суммарный бюджетный эффект должен быть положительным; –
порог по выработанности месторождений должен быть не ниже 50 % для
третьей группы НДД (в неё входят зрелые месторождения Западной Сибири), и
не выше 1 % для четвертой группы (в неё входят новые месторождения
Западной Сибири); – для месторождений третьей группы суммарный объём добычи должен быть не более 15 млн баррелей в год; – для месторождений четвертой группы устанавливается ограничение по размеру суммарных запасов – до 300 млн баррелей.
Хотелось бы понять, а помнят ли в Минфине, что многие из тех
месторождений, а значит – и не самых крупных нефтяных компаний в той же
Западной Сибири, которые планируется «осчастливить» новым налоговым
режимом, играют роль своего рода спасателей для тамошних потребителей
топлива?
Это же они зачастую ближе других к НПЗ, вырабатывающим бензин под Северный завоз и под саму же нефтедобычу.
И как бы, не поддержав малую нефтянку, не получить тот самый неприятный «эффект домино»?
Причём здесь ОПЕК?
Нефтяников
смущает, и очень сильно, то, что налоговые послабления намечены только
для добытчиков сверхвязких сортов нефти. Речь, как видим, идёт об отмене
решения, принятого в разгар второй волны пандемии, когда пришлось
отказаться от льготного режима по такой нефти и для выработанных
месторождений.
Хорошо известно, что у российской нефтянки сильно
связаны руки по части возможностей регулировать объёмы добычи. В связи с
этим и в соглашениях ОПЕК+ нам сделали ряд послаблений, но
нерентабельную добычу всё равно пришлось переводить на особый режим.
Он
предусматривает использование того самого налога на добавленный доход, о
котором сейчас задумались в Минфине. В России его начали применять ещё в
конце 2019 года – до пандемии и до нефтяной войны с Саудовской Аравией.
Такой налог рассчитывается не как НДПИ – налог на добычу
полезных ископаемых, то есть по объёму добычи, а по финансовому
результату – выручке от продажи нефти за минусом затрат.
Интересно,
что при этом от НДПИ наши либерал-экономисты, когда-то называвшие его
«убийцей отрасли», вовсе не отказались. Просто пониженный примерно до 60
% НДПИ включается в расчёт НДД и затем вычитается из налогооблагаемой
базы.
Весьма замысловатая, но очень характерная для наших
условий практика: главное – это максимально развязать руки чиновникам,
максимально связав их при этом плательщикам.
Реально
восстановление льгот для добычи сверхвязкой нефти произойдет, напомним,
только в 2023–2024 году. Фактически применение льгот напрямую привязано к
завершению ограничений, которые накладывают на Россию соглашения ОПЕК+.
Именно из-за этих соглашений и была установлена одна из ныне
действующих схем оптимизации налогов в отрасли, когда на определенный
промежуток времени выровняли условия налогообложения для всех видов
нефти.
В Российском топливном союзе уже не раз напоминали Минфину (Что снова так беспокоит Топливный союз),
что тот самый «определённый промежуток явно затянулся, и сейчас уже
приходится говорить о невозможности возобновить добычу на целом ряде
месторождений».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.