Деревенский священник Сэмюель Парис в салемскую глушь перебрался из Бостона два года назад, прихватив жену, дочь, племянницу и рабыню Титубу, индианку из племени карибов, которую купил когда-то на Барбадосе. Не преуспев в коммерции, Самюель поспешил переквалифицироваться в священники и, когда в Салеме освободилось место, был отправлен туда проповедовать слово Божье.
20 января 1692 г. неожиданно заболели 9-летняя Элизабет (Бетти) Парис, дочь Самюеля, и его 11-летняя племянница Абигейл Уильяме. Припадки, во время которых девочки пытались от чего-то спрятаться, сменялись периодами апатии, граничащей с трансом.
Доктор Уильям Григгс причину болезни определить не смог и, не желая расписываться в собственной беспомощности, предположил, что тут не обошлось без козней нечистой силы.
А почва для этого намека была благодатная. В конце XVII в. дьявола и ведьм боялись не меньше, чем в средние века, и охотно верили, что их основной добычей являются маленькие дети.
Через несколько дней похожие симптомы обнаружили еще у 5 девочек. Они собирались вечерами на кухне священника и не отличались примерным поведением.
Преподобный отец пошел по самому легкому пути: во всеуслышание объявил, что- в Салеме завелась нечистая сила: В деревне началась паника. Виновных нашли быстро. Бетти и Абигейл, а за ними и остальные девочки обвинили во всем Титубу, служанку Париса, Сару Гуд, местную нищенку, и Сару Осборн, владелицу трактира. Лучших кандидатов на роль ведьм подобрать было трудно. Индианка Титуба, хоть и принявшая христианство, своих языческих убеждений не забыла. Гуд бродяжничала и солировала во всех местных скандалах, а Осборн отличалась сварливым характером, неохотно отдавала долги и к тому времени уже больше года не ходила в церковь.
Обе Сары решительно назвали обвинения девочек бредом, да и Титуба поначалу держалась молодцом, стойко отрицая какую бы то ни было связь с нечистой силой. Скорее всего, на том бы история и закончилась, если бы не индианка, вдруг решившая, что из нее хотят сделать козла отпущения. Понадеявшись на то, что
Тем временем за решетку бросали все новых и новых "ведьм". Уже в апреле арестованных оказалось так много, что на помощь к местным судьям присоединились 5 судей из Бостона, а 14 мая 1692 г. в Бостон из Англии прибыл новый губернатор. Прежде ее спасет чистосердечное признание, Титуба неожиданно заговорила и поведала жуткие подробности. Она утверждала, будто к ней неоднократно являлся высокий мужчина в черном и требовал заключить с ним договор и выполнять его приказы. Порой он принимал облик борова, собаки, крысы, а однажды явился в виде страшного крылатого чудовища с женской головой.
Титуба пыталась обратиться к священнику за помощью, но дьявол всякий раз преграждал ей путь. Индианка заявила, что вместе с ней на шабаши летали еще 9 жительниц Салема, в числе которых были Сара Гуд и Сара Осборн. Остальных рабыня не знала.
После этого признания в Салеме началась жестокая охота на ведьм. Обе Сары и Титуба были арестованы и брошены в тюрьму. 10 мая в камере бостонской тюрьмы Сара Осборн скончалась.
Судебное разбирательство состоялось 1 марта. Главными свидетельницами выступали девочки, уверявшие, что призраки ведьм часто набрасывались на них, щипая и кусая.
Кончилось тем, что индианку и Осборн с Гуд признали виновными в общении с нечистой силой. Салем утопал в зависти, лжи и религиозном фанатизме. Между тем круг подозреваемых постоянно расширялся. Вскоре девочки начали свидетельствовать и против других жительниц деревни. Они бились в судорогах, падали, застывая в необычных позах, и в один голос утверждали (очевидно, сговорившись заранее), будто видели, как ведьмы летали на метлах на свои шабаши.
чем отправиться воевать с индейцами, сэр Уильям Филе организовал трибунал из 7 судей, чтобы очистить Салем от нечистой силы. Правосудие те вершили довольно оригинально. Выше всего у них ценились нематериальные свидетельства: ничем не подкрепленные слова "больных" девочек, особенно "нападения призраков", и прочие подобные заявления жителей деревни. Для начала подозреваемых в сговоре с дьяволом подводили к девочкам. Если те начинали биться в судорогах и кричать, что их кусают и щиплют призраки обвиняемых, несчастных женщин немедленно признавали виновными.
Что касается "околдованных" девочек, большинство иследователей считают их поведение обыкновенным хулиганством, которое принесло неожиданно страшные результаты. Может, они боялись наказания родителей за то, что слушали рабыню-индианку, и решили всю вину свалить на нее. Согласно другой версии припадки, смахивавшие на эпилептические, были вызваны... сильным галлюциногенным наркотиком ЛСД. Конечно, дети принимали его не так, как хиппи, и ненамеренно, просто они могли отравиться, скажем, ржаным хлебом, пораженным спорыньей, из которого делают ЛСД.
К концу лета бороться с нечистой силой устали не только салемчане, но и "охотники за ведьмами". 22 августа они приказали повесить очередную партию ведьм и решили немного передохнуть, в сентябре объявив перерыв в заседаниях трибунала.
К счастью, осенью из военной кампании в Бостон вернулся губернатор. Фипс увидел, что вверенная ему колония находится в глубоком экономическом кризисе. Не мудрено: ведь все лето подавляющее большинство жителей не работали, а только следили за развитием борьбы с нечистой силой.
Губернатор приказал больше никого в тюрьмы не бросать, а в январе 1693 г. приступил к работе трибунал, полностью обновивший свой состав. Власти наконец отменили все "нематериальные свидетельства и доказательства", таким образом борцов с нечистью главного козыря. Всех, кто сидел в тюрьмах, оправдали.
Всего по обвинениям в сговоре с дьяволом в тюрьмы было брошено почти 200 жителей Салема, 19 "ведьм" вздернули на виселицах на Гэллоуз-Хилл, еще 4 сгноили в тюрьмах. Фанатичные борцы с нечистью не пощадили даже животных, повесив двух собак по обвинению в помощи дьяволу.
Искоренить воспоминания о позорных процессах власти пытались с таким же рвением, с каким поначалу преследовали "ведьм". Уже в 1702 г. генеральный суд признал процессы 1692 г. незаконными. Еще через четыре года Энн Путнам, одна из главных обвинительниц, публично извинилась за свое поведение.
В 1711 г. власти Массачусетса восстановили в правах обвиненных в колдовстве и вернули им добрые имена, а в 1752 г. Салем переименовали в Денвере. В1992 году в честь 300-летия, в Данверсе поставили памятник жертвам религиозного фанатизма.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.