Представления о саламандре, как о маленьком огненном существе, похожем на ящерицу, возникли еще в глубокой древности. О ней писали античные авторы, средневековые маги, алхимики и каббалисты. Дошедшие до нас сведения о саламандрах крайне отрывочны и противоречивы, и сводятся они примерно к следующему.
Саламандра – таинственный дух огня, зримое воплощение его субстанции, образовавшейся из чистейших частиц пламени. Рожденная в натопленном камине, в раскаленной алхимической печи или в клокочущем огнем жерле вулкана, фантастическая ящерка – саламандра сама остается холоднее льда. Плиний Старший, автор многотомной «Естественной истории», так пишет об этом удивительном качестве саламандры: «…она столь холодна, что от соприкосновения с нею гаснет огонь». О том же можно прочесть и у великого Аристотеля, и в средневековых бестиариях.
По мнению оккультистов, саламандры обитают в жарких южных странах и на склонах потухших вулканов, однако они способны в любой момент и в любом месте внезапно материализоваться из огня. Подобно хамелеону, саламандра может менять цвет тела: в зависимости от накала пламени она становится красной, алой, белой или голубой. Вот разновидности реальных, природных саламандр.
В алхимии саламандра символизировала очищающую силу огня или даже искомый мистический философский камень в его красном воплощении. Средневековые алхимики полагали, что властительница огненной стихии способна не только гасить собственным телом самое жаркое пламя, но и наоборот, поддерживать своим ядовитым дыханием процесс горения и необходимую для Великого Делания температуру. Уверившись в столь важной роли саламандры, они искали способы подчинить таинственное существо своей воле, чтобы получить, наконец, возможность превращать обыкновенный свинец в чистейшее золото.
В оккультизме и, прежде всего, в трактатах некоторых каббалистов, можно найти описание различных способов охоты на саламандр. Простейший из них заключается вот в чем: при помощи системы разнокалиберных зеркал следует уловить солнечные лучи и направить их в стеклянный сосуд, где через определенное время должна выкристаллизоваться сама солнечная (огненная) субстанция. Все очень просто, не правда ли? И так же реально и практично, как свинцовое золото.
В изобразительном искусстве Ренессанса саламандра, что вполне логично, является главным атрибутом персонифицированного Огня.
В христианской иконографии саламандра выступает сразу в двух ипостасях. Во-первых, она символизирует целомудрие, поскольку считалось, что эти существа бесполы, и, следовательно, не подвержены плотскому греху. Во-вторых, саламандра олицетворяла у церковников идеального христианина, стойко противостоящего жаркому огню искушения и пылу греховных страстей.
В средневековой эмблематике мистическое существо пользовалось большим спросом не только у одних алхимиков и каббалистов. Эмблема саламандры с девизом: «Питаю хорошее и уничтожаю плохое» принадлежала французскому королю Франциску Ι (1515-1547), храброму воителю и покровителю искусств. Позднее права на эмблему саламандры предъявили первые страховые кампании, страховавшие имущество от пожаров.
В западноевропейской геральдике саламандра рассматривалась как гордый символ храбрости и стойкости. Этой эмблемой отмечены не только личные и фамильные гербы, но и гербы некоторых городов Франции.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.