Древняя европейская сакральная Традиция пестрит упоминаниями о волшебном
оружии. Прежде всего мы встречаем священное оружие в мифологии в
качестве непременных атрибутов ряда богов. Таковы, например, Гунгнир и
Ассал - копья скандинавского Одина и кельтского Луга, таков Мьёлльнир -
молот Тора, или волшебный меч Фрейра. очевидно, что
каждый из этих предметов вооружения имеет множество уровней осмысления: и
архетипического, и космологического, и магического... Так, например,
священное копье Одина (или Луга) - это и axis mundi, мировая ось, т.е.
Древо Мира, пронизывающее и объединяющее три традиционных мира, и символ
великой мистерии (сравни Жертвоприношение Одина, который пронзает себя
копьем ради Знания, или Копье из цикла легенд о Святом Граале), и
очевидный фаллический, мужской символ, и, кроме того, позвоночный столб
человека... Однако, данная тема этого курса посвящена не оружию
богов, но тому магическому оружию, которое использовалось, согласно
легендам и сагам, людьми и магами Древней Европы. Упоминаний о
таком оружии множество - нет смысла перечислять их все. Достаточно
вспомнить Каледвулх, меч короля Артура, выкованный кузнецами Аваллона;
или меч Ботвара сына Бьорна Медведя, появлявшийся из ножен только в
случае смертельной опасности и издававший при этом пронзительный крик;
или легендарный русский меч-кладенец... Однако, прежде, чем перейти к
оружию собственно магическому, нужно сказать несколько слов и о
сакральности оружия вообще. Холодное оружие, насколько мы можем
судить, было окружено магическими представлениями с самого момента
своего появления. Самый процесс работы с металлом в традиционном
сознании представляется сакральным и связывается с определенной магией;
отсюда проистекает то огромное уважение и даже мистическое почтение,
которым вплоть до наступления Нового Времени пользовались в европейских
деревнях кузнецы. Так, например, у галлов в раннем Средневековье к
кузнечному делу допускался только свободный человек, а когда кузнец
умирал, его инструмент нередко хоронили вместе с ним, как оружие воина
или орудия мага. Задумываясь о месте холодного оружия в
европейской Традиции, мы можем видеть, что меч, например, "сакрален как
таковой, что подтверждается как эпическими, так и юридическими
источниками". Вероятно, древнейшие упоминания о поклонении мечу связаны с
аланами (Аммиан Марцеллин) и скифами (Геродот). Отношение к мечу как к
живому существу мы встречаем и в средневековых эпических произведениях
(например, в "Песне о Роланде”), и даже в довольно поздних балладах и
легендах, как, например, в датской балладе "Меч-мститель”: Педер
стоит в углу двора,Ему с мечом говорить пора."Меч мой, славу свою
обнови.Хочешь ли ты искупаться в крови?Ты за меня, мой меч, постой,Нет у
меня родни другой." В силу свойственного сакральной Традиции
закону всеобщего подобия ("то, что верху, как то, что внизу”), оружие
земное, физическое, почиталось своего рода "отражением” оружия
божественного, принадлежащего богам, и соответственно, считалось
посвященным тому или иному богу: копье, например, - Одину; меч - Фрейру
или Одину; топор, палица, кистень - Тору. Конечно, такое посвящение -
вещь относительно поздняя, однако мы можем увидеть сакрализацию оружия и
обращаясь к более древним временам. Так, М.Маковский cправедливо
возводит готское hairus "меч” к древнейшей индоевропейской основе *ker-
"издавать звук”, "звучать” и даже связывает в один семантический ряд
англ. sword (нем. Schwert) "меч” и англ. word (нем. Wort) "слово”. То же
самое можно было бы сказать и о других видах оружия, но сакральность
меча наиболее очевидна. Нужно сказать, что меч (или нож) у
многих народов древности служил не только оружием, но и символом личной
свободы (см., например, сделанные Тацитом описания мужских инициаций
германцев), и сильнейшим оберегом, и предметом, который при
необходимости мог стать магическим инструментом. И вот здесь необходимо
сделать небольшое отступление, чтобы подчеркнуть эту последнюю функцию
оружия. Речь в данном случае идет не о волшебном боевом оружии,
но, напротив, о холодном оружии, находящем применение как средство
традиционной магии. И меч, и нож являются универсальными магическими
инструментами, широко используемыми как в профессиональной, так и в
бытовой магии. По всей Европе железо само по себе считалось до
последнего времени сильным оберегом, которого не могут коснуться многие
враждебные духи и вредоносная магия (известны, например,
раннесреднедневековые славянские железные амулеты-подвески, выполненные в
форме небольшого ножа), а изготовленные из железа (стали) режущие и
колющие предметы и сейчас наделяются в сознании людей магическими
свойствами. Наряду с защитным (оберегающим), активный аспект
также присущ магии холодного оружия. Так, традиционно именно ножом
проводится на земле черта, закрывающая доступ магии извне; будучи
замкнута, такая черта образует магический круг. Однако, тот же нож или
меч может быть использован и как орудие активной защиты или магического
нападения, выступая, подобно посоху, "направляющей” для магической
энергии. Отметим, что представитель традиционной культуры без
нужды не втыкал меч или нож в землю (хотя бы потому, что это сказывается
на клинке не лучшим образом). Магический же смысл запрета связан с
осознаванием Земли как тела Богини-Матери. Только в ряде специфических
ритуалов меч намеренно втыкался в землю, отражение чего мы видим,
например, в легенде о том, как будущий король Артур извлек меч из камня.
Однако, вернемся к основной теме. Не следует думать, что в
качестве рабочего материала металл стал выступать лишь совсем недавно.
Разумеется, древесину и кость человечество освоило в гораздо более
древние времена, и тем не менее - в Европе освоение металла началось не
позднее начала VII тысячелетия до Р.Х.! Долгое время сырьем для
производства металлических изделий служили, несомненно, самородки. Так,
древнейшая в Северной Европе мастерская по обработке самородной меди
обнаружена в Прионежской Карелии и имеет возраст в четыре тысячелетия.
Другим металлическим сырьем, используемым со столь же незапамятных
времен, являются осколки железных метеоритов - об этом свидетельствуют
древние имена этого металла: греч. зидейрос - "звездный”, арм. яркат -
"капнувший с неба” и т.д. Эти самородные металлы - как
рожденные Землей, так и пришедшие со звезд - с незапамятной древности
почитались как обладающие магическими свойствами. Позднее, когда люди
научились выплавлять металлы из руд, представления о волшебстве, им
присущем, были перенесены и на искусственно получаемые металлы. Тем не
менее, представление о том, что самородный или "звездный” металл
обладает особенно мощной магией, не исчезло. Еще в Средние Века
маленькие самородки серебра, меди или золота нередко носили как амулеты,
а меч или нож, выкованный из метеоритного железа, всегда считался
магическим. Как процесс добычи металлов, так и процесс их
обработки традиционно осмыслялся как действие сакральное, с чем связано и
формирование культа Бога-Кузнеца, и особое отношение к кузнецам,
свойственное любой европейской традиционной культуре.
Несмотря
на широчайшее распространение, которое железо завоевало уже в I
тысячелетии до Р.Х., этот металл очень долго почитался обладающим
волшебными свойствами не менее, чем, например, золото. Основной магией
железа Традиция считает способность отпугивать и изгонять злых духов.
Так, до самого последнего времени во многих странах Европы было принято
при строительстве дома закладывать под порог какой-нибудь железный
предмет (ножницы, лемех, просто кусок железной крицы). Вбитые в дверные
косяки и в оконные рамы железные гвозди и иголки до сих пор нередко
считаются хорошей защитой от злого колдовства и даже от проникновения в
дом недоброй ведьмы или колдуна. Железные гвозди, кроме того, вбивали
для магической защиты в кровати рожениц и в колыбели.
Итак, уже
сам по себе материал, из которого изготовлен меч или нож, сам по себе
обладает определенной магией, точнее - магическими свойствами.
Дополнительную магию придает оружию и сама его форма: как и посох, меч
или нож может быть использован для направления магической энергии,
свободно "стекающей” по клинку. Очень часто в сакральной Традиции оружие
украшалось магическими символами, как о том говорит, например, Скирнир в
одной из песен Старшей Эдды о мече бога Фрейра: Видишь ты мечв ладони моей,изукрашенный знаками?.. (Поездка Скирнира, 23) Таких
"изукрашенных знаками” древних клинков немало сохранила земля. На
многих мечах и наконечниках копий, датируемых началом - серединой
прошлого тысячелетия мы можем видеть разнообразные магические символы, в
том числе - и руны. И очень часто вместе с магическими изображениями мы
находим на клинках начертанное рунами имя самого оружия. Действительно,
в древности многие клинки имели собственные имена. Так, например, саги
рассказывают о коpоле Магнусе, что тот владел великолепным мечом, гаpда
которого была сpаботана из моpжового клыка, а pукоять - покpыта золотом.
Имя меча было Leggbitr, что значит "Ногокусатель”. Среди других
известных нам имен мечей можно назвать: "Пламя Одина”, "Лед Битвы”,
"Огонь Щитов”, "Огонь Князя Моpя”, "Факел Кpови”, "Змей Раны”, "Молот
Вязи Боя”, "Пес Шлемов” и т.д.. Точно так же часто имели собственные
имена и ножи, и копья. Прекрасным примером нанесения имени на
клинок может служить наконечник копья, найденный близ Бреста (бывш.
СССР) и датируемый III в. от Р.Х.. По стальному клинку серебром
инкрустированы священные знаки (свастика и солярные символы) и
руническая надпись - Tilariths - "Нападающий”, представляющая собой имя
наконечника. Еще один пример - наконечник копья из Овре Стабю
(Скандинавия, II в. от Р.Х.), имя которого звучит как Raunijaz, что
означает, по разным версиям, либо "Ранящий” (т.е. "наносящий ранения”),
либо - "Испытывающий”. Другие начертанные на клинках рунами имена оружия
звучат как Ranja - "Нападатель” или "Пронзающий” (Геpмания, III в.),
Gaois - "Лаятель” (т.е. "тот, кто лает”), Dorih - "Могучий-в-Хpабpости” и
т.д. Нужно также сказать, что известны предметы, на которых
одна надпись соединяет заклинание и собственное имя предмета. Так, на
клинке одного из раннесредневековых мечей можно видеть руническую
надпись, гласящую: "Да не щадит никого Маpp”; "Марр” здесь как раз
является именем меча.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|