российский кинематограф больше не смеется над армией РФ
Образ российских вооруженных сил в кино за последние 20 лет сильно
изменился. Какой армию представляли в начале 2000-х и какой мы видим ее
сейчас ?
В 2000 году в прокат вышел комедийный
фильм Романа Качанова «ДМБ», шагнувший в народ в виде поговорок,
написанных сценаристом Иваном Охлобыстиным. Публике нравилось хохотать
над самой мощной структурой в стране. Фильм откровенно высмеивал армию,
издевался над призывниками и офицерами, доводил сам факт военной службы
до абсурда.
Основная мысль фильма – в армии народ голодает,
вместо оружия получает саперные лопаты и мечтает о дембеле, а главная
военная тайна состоит в том, что русскому солдату терять нечего.
«72
метра» Владимира Хотиненко зритель увидел в 2004 году: человечность и
честь на фоне технических неполадок и глупых ошибок. Сила армии в
человеке, но в то время еще — не в технике. Задолго до «Крымской весны»
каперанг Геннадий Янычар возвращает экипаж и подлодку с теплого, но
ставшего украинским Крымского полуострова, на холодный, но родной
Кольский.
Выход картины совпал с военной реформой 2001-2004
годов. Тогда только-только президент Владимир Путин объявил начало
массового перевооружения.
В фильме флотские учения откладывать
нельзя, и команда продолжает тренироваться с той техникой, что есть. А
есть дизель-электрическая подводная лодка «Славянка», морская мина
времен Великой Отечественной войны, караулящая своих жертв где-то в
море, и спасательное неработающее снаряжение ИДА-59.
Моряки-подводники
на фоне этой халатности держатся с храбростью и добрым юмором. А
гражданский Черненко, который мечтал с детства стать моряком, но стал
врачом, на протяжении всего фильма смотрит на военных как на
единственную надежду. По воле подводников он выбирается на сушу живой.
Что случается с остальным экипажем – вопрос открытый, как и финал
киноленты.
Душа российского военного широка, совесть чиста, но техника – подвела.
В
2006 году война в Чечне осмысливается на экране как гражданская вместо
этнической: нет однозначно хороших «федералов» и плохих чеченцев. В
сериале «Грозовые ворота» чеченец Шах, бывший боевик, перешедший на
сторону России, сражается с боевиками, убившими в результате теракта его
семью. Не дословно, но кульминация сериала цитирует бой псковских
десантников на высоте 776.
Русские офицеры – не шаблонные
молодцы, сошедшие с агитплаката, а настоящие люди: кто-то пьёт, кто-то
мучается из-за болезни сына, кто-то продает боевикам оружие и сливает
секретную информацию.
Жесткая, но не жестокая армия показана в
сериале Олега Базилова и Виталия Воробьёва «Десантура» 2009 года. Кино
подтверждает элитную репутацию Воздушно-десантных войск – парни, как на
подбор, бесстрашные перед лицом противника. Эти качества в них
воспитывают мудрые начальники. В бою для десанта главное скорость –
думать надо быстрее, чем противник.
Боевых действий в сериале на
любой вкус – операции от ловли взбунтовавшихся призывников до
вооружённых столкновений в Абхазии и Чечне. Во всех случаях бойцы
проявляют лучшие человеческие качества, которые только можно воспитать в
военном человеке.
В 2017 году появляется фильм Фёдора
Бондарчука «Притяжение». Это фантастика, но главным действующим лицом в
нём является армия России, которая чётко и по инструкции атакует
неизвестный объект, приближающийся к Земле из космоса, а после
демонстрирует оперативную и слаженную работу в разрешении внештатной
ситуации.
Высококлассная военная техника, принятие сложных
решений, международное сотрудничество – фон для сюжетной линии, в
которой любовь побеждает смерть. Армией гордятся, на неё возлагают
надежды. Фильм призван продемонстрировать мощь российской армии зрителю:
новейшие БТР, роботы Уран-6, беспилотники, бронеавтомобили «Тигр» и
«Тайфун», тяжелый авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Кузнецов», с
которого взлетают Су-33, сбивающие в атмосфере корабль пришельцев.
Отец-командир
здесь полковник, который сдержанно и мужественно приказывает готовиться
к применению оружия. Без большой крови, палящих танков и ядерных
взрывов «Притяжение», одновременно вышедшее в прокат в России и Китае,
показывает российскую армию настоящей защитницей. Без агрессии в
поведении.
«Небо» увидели на экранах меньше месяца назад.
Спорить о художественных достоинствах картины не имеет смысла, поскольку
она претендует на искусство с той же степенью, что и средней руки
голливудская «клюква».
В списке антагонистов главные героев –
американские военные. Именно они подставляют Су-24М под ракету AIM9X
турецкого F-16C. В финале покажут трупы американских инструкторов –
мысль, что теперь церемониться с «партнёрами» не стоит.
Кино –
зеркало отношения общества к предмету. Режиссёр и сценарист творят фильм
из нитей убеждений и мифов, который актуальны на текущий момент. В
начале 2000-х, судя по комедиям, к армии России не было серьёзного
отношения, лишь шутки о вечно полном гранённом стакане и издевательствах
над младшими по званию.
Когда система двинулась и начались
реформы в военной сфере, вернулся образ доблестного героя, но снаряжение
и техника за ним не поспевали, из чего и последовали трагичные мотивы в
кино. По мере наращивания военной мощи России новейшее военное
снаряжение и эффективная работа военных структур органично попали и в
киноленты.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.