Вашингтон и Лондон готовы пойти на удар по российскому госдолгу? Что ж, надеюсь, ума хватит не делать этого. Однако если это произойдёт, то политика дуализма в российской экономике окончательно обанкротится. Правда, хотелось бы понять, как Москва будет нивелировать новые проблемы, которые могут серьёзным образом обрушить рубль и российский госдолг? Так называемое бюджетное правило будет в силе? МВФ, McKinsey, Deloitte и дальше будут писать решения за чиновников? Или всё-таки экстремальные санкции Запада приведут к кардинальным изменениям в политике российских властей?
Так называемые экстремальные санкции могут существенным образом повлиять не только на финансовый рынок, но и в целом на ситуацию в России.
Санкции против российского госдолга, о которых пишет Bloomberg, по сути своей, могут существенным образом усложнить и без того непростые отношения Москвы с Вашингтоном и Лондоном. Как отмечают сотрудники Совета нацбезопасности США, сейчас ввести реальные долговые ограничения будет проще: бизнес значительно сократил свои инвестиции в российский госдолг.
Минфин ещё в конце прошлого года называл санкции против госдолга маловероятными, поскольку «враждебные решения в отношении российских долговых инструментов бумерангом прилетят к инвесторам». Сейчас доля иностранных инвесторов в зависимости от проспектов эмиссии, варьируется в пределах от 25% до 30%. По всей видимости, этот фактор и выступает, в определённой степени, хеджирующим механизмом.
«Эти санкции ни на что не повлияют. Госдолг – он и так у нас относительно «хорошо» продаётся. ОФЗ есть, ещё и налоги. То есть там… по той ситуации, как продаётся наш госдолг, видно, что не особо наше правительство заинтересовано в его и продаже, – пояснил экономист Вячеслав Зайченко. – Поэтому, если на него санкции будут накладывать – да ради Бога, я подозреваю. Значит, это первый момент. Я считаю, что истинных санкций на Россию ещё никто не накладывал и вряд ли когда-либо наложит. Почему? Потому что основная, большая часть американских акционеров, граждан Америки, владеют большими пакетами в крупных топ-100 российских компаний. Любые санкции, которые будут положены на российские компании, автоматически отразятся на гражданах Америки. То есть введение санкций против российских компаний означает введение санкций против граждан Америки. Потому это бессмысленное действие. Почему американские граждане владеют российскими компаниями? Потому что российские компании являются публичными акционерными обществами, их акции котируются на бирже. И их может купить любой желающий, как гражданин Российской Федерации, так и гражданин Америки. Поэтому истинных санкций в отношении России быть не может по определению. Если бы, допустим, Америка хотела всё-таки ввести санкции, это означало бы, первое, что она идёт против интересов граждан Америки. И я обосновал это сейчас. И второе – она идёт против любой экономической выгоды. Вся политика Америки построена на бизнесе. Это, вообще, не страна, я считаю, а бизнес. И было бы странным, если бы такое произошло. Но если бы даже произошло, то введение санкций было бы иным. Против топ-50 российских компаний, например, прямо из первого списка».
Конечно, можно надеяться, что американцы, британцы, другие европейцы не будут «отмораживать уши назло бабушке». Однако, на мой взгляд, это обстоятельство не может устраивать Россию. Слишком слабый аргумент в фактически настоящем противостоянии с Западом. Да, можно на него уповать, но не стоит недооценивать противника. Если будут введены «экстремальные санкции», то обвалится рынок российских государственных бондов, особенно если санкции коснутся ранее выпущенных проспектов, что неминуемо приведёт к резкому ослаблению рубля. Вопрос лишь во времени, произойдёт это в моменте или растянется во временном лаге.
«Я бы так спокойно не относился к этим вещам. Вопрос ещё в том, какими будут эти санкции. Там разные есть варианты. Если будет жёсткий вариант, когда, допустим, ограничивают покупку и старого долга, и нового долга. Причём, не только, допустим, какие-то государственные учреждения будут под запрет подпадать в США, но и коммерческие банки, плюс аффилированные структуры, тогда это, конечно, проблема серьёзная. С чем мы столкнёмся? Они будут продавать госдолг, будут цены снижаться на наши облигации, соответственно, будет расти доходность. Здесь мы ничего в какой-то момент сделать не сможем, — сказал экономический обозреватель Олег Богданов. — Можем, конечно, с помощью Центробанка это стабилизировать, но тогда упадёт российский рубль. И момент неприятный. Они выйдут, доходность, так сказать, вырастет. Соответственно, заимствования вырастут у Минфина, обслуживание долга вырастет. Но и на рынке ставки пойдут вверх, если они начнут активно продавать. Но я бы сказал, что даже не в этом проблема. А проблема – если они начнут постепенно окольцовывать все банки, которые сотрудничают с американскими. Как это случилось, например, с иранским бизнесом, тут далеко ходить не надо. Потому что, как только какой-либо европейский банк, испанский, португальский или итальянский, нарушает иранские санкции – сразу 2-3 миллиарда долларов штрафа он получает от США. И платит, деваться некуда. Потому что вся система глобальная американоцентрична. Потому что там главный рынок. В этом проблема. Поэтому я бы сказал, что постепенно они удавку будут зажимать. И мы не знаем, готовы к этому или не готовы. В принципе, готовились, но, судя по всему, не очень хорошо».
Очевидно, что политика заигрывания с Западом, которую проводит российский Минфин, ЦБ, другие ведомства, где работают и принимают решения латентные сторонники «заморской витрины», обанкротилась. Необходимо от слов переходить к конкретным делам. Например, отменить пресловутое так называемое бюджетное правило, когда дополнительные нефтяные доходы уходят на скупку иностранной валюты и выводятся за пределы России, а не вкладываются в её развитие, в рост благосостояния российских домохозяйств. И возникает весьма актуальный вопрос – кто те интересанты, которые торпедируют любые попытки исправить сложившуюся порочную практику?
«Санкции разделены на две части. Первая – санкции против олигархов или против государственных должностных лиц. Готовиться к ним особенно бессмысленно. Все уже должны быть давно готовы. Собственности у государственных чиновников на территории потенциального противника, США и Евросоюза, быть не должно. Если вдруг она есть и против неё будут введены санкции, значит, сами виноваты, не надо было её там держать. Что касается суверенного долга, не первый раз об этом идёт речь, — говорит политолог Дмитрий Солонников. — Первый раз это было в 2019 году, ещё при Дональде Трампе соответствующий законопроект вводился в рамках принятия оборонного бюджета США. Сейчас идея повторяется – запретить гражданам США и юридическим лицам США вкладывать средства в облигации Российской Федерации. Тогда наш Минфин сказал, что это маловероятно. Американский Минфин, на тот момент Минфин Дональда Трампа, Мнучин, посчитали, что тоже это делать нехорошо, это вызовет потрясения на мировых рынках. Вроде бы при Байдене говорят, что ничего страшного не произойдёт. Ну, это новая администрация, могут считать по-новому, у них свои взгляды на мировые рынки и что там за потрясения. Для России это вопрос работы наших финансовых институтов, насколько нам нужно занимать за рубежом. При казначейских неиспользованных деньгах в районе триллиона нам разве нужно занимать новые деньги? Это вопрос к политике финансовых властей. Коль скоро она встроена в международные институты, коль скоро все эти годы Минфин продолжает занимать деньги за рубежом, притом что свои деньги мы не расходуем, значит, кто-то в этом заинтересован. Вот эти интересанты и пострадают».
В конце этой уходящей деловой недели, кстати, спустя всего день после рекордного за четыре месяца роста цен на российские бонды, страх перед новыми санкциями — а брокеры и инвесторы нынче весьма эмоциональны — существенно ударил по рынку ОФЗ. Доходности 6-, 10-, 19-летних выпусков выросли, а сами бумаги потеряли в стоимости почти 1%. И это несмотря на то, что запрет на операции с госдолгом России рассматривается Западом как крайний вариант. Рубль пока не просел, хотя речь идёт о потенциальном оттоке капитала из России на 42 миллиарда долларов. Российскую национальную валюту в первую очередь поддерживает дорожающая нефть. Как долго сохранится подобная ситуация – никто не знает. Однако долгое время находиться в подвешенном состоянии – значит обречь себя на стагнацию. Без реального разворота в сторону роста внутреннего спроса и инвестиций Россия и дальше будет зависеть от настроений в Вашингтоне и Лондоне. Нам это надо? Думаю, нет.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|