Вот уже зима отступает, и тем кто знаком с Сахалином или Японией,
известно прекрасное время цветения сакуры. Правда мои родители на даче
называли эту сакуру дикой вишней, но это детали. Сакура, нарисованная на
фюзеляже, символизировала интенсивность и хрупкость жизни, а падающие
цветы были переосмыслены как молодёжь, жертвующая своими жизнями во
славу императора. В первом отряде камикадзе было
подразделение «Ямадзакура», дикая сакура. Японское правительство даже
поддерживало точку зрения, согласно которой павшие воины перерождались в
цветы. о чем собственно и речь.
С 21 апреля в синтоистском храме
Ясукуни, расположенном в токийском районе Тиёда, начались весенние
мероприятия по поминовению душ, упокоенных там. Множество граждан Японии
посещает храм Ясукуни, особенно весной, когда всё пылает в розовом
цвете распустившейся сакуры. Для японцев, испокон веков исповедующих
синтоизм, святилище Ясукуни является культовым местом. Синтоизм (от
японского "синто” – "путь богов”) – национальная японская религия. Как и
всякое языческое верование, синтоизм утверждает божественное
происхождение своих носителей – японцев. Японский император, согласно
синтоизму, не кто иной, как прямой потомок богини солнца Аматэрасу. Что
созвучно с китайской традицией, где император именуется Сыном Неба.
Храм
Ясукуни (Ясукуни-дзиндзя) был открыт 29 июня 1869 года по указанию
самого императора Мэйдзи и изначально носил название Токио Сёконся. Он
предназначался для упокоения душ воинов, погибших за Отечество. Позже
император Мэйдзи дал храму другое название – "Ясукуни”, что означает
"Святилище умиротворённой страны”.
В храме Ясукуни упокоены души
свыше 2 466 000 человек, положивших свои жизни за Отечество и императора
в разные времена и эпохи, начиная с 1853 года, когда Япония стала
открываться всему миру после длительного периода закрытых дверей.
Потрясение за потрясением обрушились на головы японского народа:
крушение самурайского режима сёгунов, Сацумское восстание 1877 года,
японско-китайская война 1894 – 1895 гг., японско-русская война 1904 –
1905 гг., Первая мировая война, Мукденский инцидент 1931 – 1932 гг.,
Великая Восточноазиатская война (Вторая мировая война) и др. Упокоенные в
храме Ясукуни души погибших почитаются как военные боги (гунсин-сама).
Таблички с их именами помещены в специальном здании, куда войти простые
смертные не могут. Храм Ясукуни настолько священное в сознании японцев
место, что в конце войны, когда японское командование в качестве
отчаянной попытки придумать новый вид оружия создало отряды камикадзе,
юных пилотов, готовившихся в невозвратный боевой вылет, командиры
ободряли тем, что таблички с их именами будут помещены в храме Ясукуни.
По
заведенной традиции святилище Ясукуни периодически посещают
представители правящей верхушки Японии, включая премьер-министра. Само
собой разумеется, это не может не вызывать протесты со стороны Китая,
Южной Кореи и Северной Кореи. Ведь народы этих стран больше всех
пострадали от японской агрессии в первой половине 20-го века. Сразу же
после каждого посещения руководством Японии храма Ясукуни,
незамедлительно следует реакция: у диппредставительств Японии проходят
яростные митинги, а правительства вышеупомянутых стран шлют в Токио ноты
протеста. Следует отметить, что помимо обычных солдат, среди упокоенных
в храме и причисленных к пантеону "военных богов” находятся и те, кто
был признан Токийским трибуналом 1946 – 1948 гг. военными преступниками
класса "А” и повешены, в том числе министр Сухопутных войск Тодзио
Хидэки, военный министр Итагаки Сэйсиро и др.
И всё же японцы, в
первую очередь первые лица государства, продолжают посещать храм
Ясукуни, тем самым как бы одобряя "военные заслуги” своих
предшественников, развязавших кровавую войну в Азии.
Не смотря
на, мягко говоря, равнодушное отношение японского общества к религии, в
Ясукуни-дзиндзя приходит довольно много людей. Они по очереди
поднимаются по ступеням к святилищу, бросают монеты в жертвенный ящик и,
ритуально хлопая в ладоши, отвешивают поклоны и молятся, молитвенно
сложив руки. Священник-каннуси громко бьёт в большой барабан. Интересно,
о чём просят верующие своих богов – героев войны за отечество,
воинов-камикадзе и тех 14 военных преступников класса "А” ?..
Нужно
сказать, что в отличие от тех же немцев, основных виновников Второй
мировой войны, японцы как нация не покаялись в своих преступлениях
против человечества в лице азиатских народов. Япония не стыдится своего
агрессорского прошлого. Подвиг камикадзе воспевается, святилище Ясукуни
по-прежнему многолюдно, а правящая элита его исправно посещает, при это
утверждая, что это визиты "частные”, а не официальные.
Нынешний
премьер-министр Японии Суга Ёсихидэ, как и члены его кабинета, ещё ни
разу не совершили визит в храм Ясукуни. Возможно, премьер Суга не спешит
раздражать Китай и другие страны в свете нынешних политических событий и
в целом в условиях непростой ситуации в мире. Остаётся надеяться, что
благоразумие японской верхушки возьмёт верх и очередного витка
антияпонских настроений и протестов удастся избежать. Хоть у кого то в
этом ненормальном мире должно оставаться благоразумие.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.