Реконкиста: от арабских завоеваний до Испанской монархии.
В 8-м веке Пиренейский полуостров завоевали
арабы. Реконкиста растянулась на восемь столетий и завершилась созданием
Испанской монархии в 15-м веке.
Термин
«Реконкиста» появился в конце 18-го века, когда составители больших
компендиумов решили как-то обозначить это явление в истории Средних
веков. И до этого времени были попытки осмыслить опыт испанского
прошлого: часто употребляли по отношению к этому процессу слово
«возвращение» или «восстановление». Уже в 20-м столетии термин
закрепился как агрессивное отвоевание занятых земель без всякого
взаимодействия с культурой завоевателей. Но представление об откровенной
и непримиримой вражде населения христианского и мусульман оказалось
далеко неточным.
В начале 8-го столетия, в 711 году, арабы и
берберы вторглись на территорию современной Испании. Вестготское
королевство и его последний король Родерик (в героическом испанском
эпосе он известен как Родриго) пали под ударами завоевателей в битве на
реке Гваделете. Стремительно заняв большую часть полуострова в 714 году,
захватчики быстро распространили свои религиозные и общественные
порядки на местное население. Этнический состав мусульманского вторжения
на иберийские земли был довольно пёстрым: арабы были лишь небольшой
частью огромной армии завоевателей. Принято считать, что мавры и берберы
составили основной костяк сил Арабского халифата на Пиренейском
полуострове.
Север оставался неприступен. В 718 году (в
некоторых источниках — 722) карательный отряд мусульман пробился к
Астурии, но был встречен войском знатного вестгота Пелайо. Непокорный
вождь одержал знаменитую победу при Ковадонге. Историки увидели в этом
событии знак: первая победа христиан стала символом начала Реконкисты.
Однако, о каком-то масштабном явлении или процессе говорить не
приходилось: это было вполне обыденное выступление против новых хозяев
местного населения, которое совершенно не хотело служить иноверцам.
Тем
не менее мусульманские завоеватели пробивались на север: угроза нависла
над королевством франков. В 720-х гг. аквитанский герцог Эд держал удар
мавров, направленный на Тулузу. Позже герцог стал вести двойную игру:
франкская знать стала подозревать его в изменах и сотрудничестве с
«неверными». Спустя десять лет захватчики пробились в Галлию. В 732 году
в битве при Пуатье майордом Франского королевства Карл Мартелл
остановил стремительное продвижение мавров и арабов на север. Это
сражение стало одним из ключевых событий в истории Арабского халифата. К
тому времени происходит ряд изменений внутри огромной державы
мусульман: Омейяды в 756 году фактически стали независимыми от халифата
властителями Аль-Андалуса.
Астурия и баскские области оставались
нетронутыми. Франки во время правления Пипина Короткого постепенно
изгоняют берберов с территории Нарбонны.
В первые годы
властвования Карла Великого франки стремятся продвинуться на территорию
Аль-Андалус. Эти войны принимают затяжной характер: цикличные конфликты с
сезонными экспедициями. Ярчайшее событие, которое попало в
средневековый эпос — это отступление из Наварры в 778 году после крайне
неудачного похода на мавров армии Карла Великого. Арьергард войска
попадает в засаду в Ронсевальском ущелье. Язычники баски напали на отряд
племянника Карла Великого, знаменитого Роланда. Он пал в битве.
C
чего начиналась эта экспедиция — вопрос довольно любопытный. За год до
этих событий, эмир Сарагосы, мусульманский правитель, жаждущий
независимости от Омейядов, обратился к Карлу за помощью.
Походы
продолжатся до тех пор, пока не будет поставлена какая-то точка. В 801
году франки берут Барселону. Они становятся хозяевами большей части
Каталонии вплоть до течения реки Эбро. Карл строит укрепления на
границе: так появляется Испанская марка. Безусловно, император Запада
сделал серьёзный задел в спасении христианских монархий Пиренейского
полуострова. Графы Кастилии и короли Астурии будут благодарить Карла
Великого.
Период между 8-м и 9-м веками нельзя в полной мере
назвать временем тяжких последствий завоевания Иберийского полуострова.
Арабизация несколько опережала исламизацию в этом регионе. Частыми были
смешанные браки между христианским населением и мусульманами.
Пиренейская знать также вступала в династические связи с новыми
хозяевами Иберии. Молодёжь не читала на латинском, но с увлечением
изучала арабский язык. С течением времени власть в эмирате менялась (в
11-м веке укрепилась династия Альморавидов, а спустя около ста лет
появились новые правители — Альмохады), а также менялись и порядки.
Акцент на религию стал более существенным.
Собственно, 11−13-й
век — важнейший этап пиренейской Реконкисты. Испанцы именовали этот
период в литературе как «Великие завоевания Кастилии и Арагона». Старт
движению дают три государственных образования — королевство Астурия,
королевство Наварра и Испанская марка.
Астурия перемещает свою
резиденцию в город Леон, а к востоку от него отделяется своеобразный
сателлит — графство Кастильское со столицей в городе Бургос. Испанская
марка породит Арагон и Барселонскую марку. Во второй половине 11-го века
на северо-западе Пиренейского полуострова в устье реки Дуэро возникнет
графство Опорту (графство Португалия).
Во второй половине 11-го
века король Леона Альфонсо VI принял военную помощь от множества
южно-французских рыцарей. Бургундцы Раймонд и Анри остановили
продвижение мавров на берегах реки Дуэро. Король Леона даровал
южно-французским союзникам земли вокруг города Опорту. После смерти
Раймонда, бразды правления взял его младший брат Анри. Его сын Альфонсу
Энрикеш в первой половине 12-го века стал первым королем Португалии.
Первые успехи Реконкисты связаны именно с Португалией. На юге появилось
первое епископство Каимбра.
Объединение во второй половине
11-го века королевства Леона и графства Кастильского дало свои плоды: в
1085 году кастильцы взяли древнюю столицу вестготов Толедо в свои руки.
Это
событие было отмечено циклом рыцарско-христианских легенд, составлявших
часть испанского героического эпоса. Одна из самых популярных —
«Легенда о негасимой лампаде». Согласно ей, последний король вестготов
Родриго, прежде чем покинуть столицу своего королевства Толедо,
замуровал образ Толедской богоматери в крипте собора, накрыл своим щитом
и зажег лампаду. В 1085 году кастильцы, ворвавшись на улицы Толедо,
взломав эту крипту, увидели чудное зрелище — образ мадонны соседствовал с
тлеющей лампадкой.
Важно отметить, что у Реконкисты появляются свои духовно-рыцарские ордена, которые являются локомотивами борьбы с маврами.
В
1118 году арагонцы отметили взятие Сарагосы. Арагон контролировал всю
территорию Барселонской марки. Его владения росли вдоль
средиземноморского побережья. Валенсия и Барселона — главные порты
королевства.
Кастилия контролировала центр Пиренейского
полуострова. Толедо — столица бурно развивающейся монархии (Мадрид в то
время — деревня).
1212 год — грандиозная победа христиан у Лас
Навас де Толоса. Её можно было бы сравнить с Куликовской битвой (только
для испанцев). Силы Кастилии и Арагона завершили разгром мелких
мусульманских княжеств, которые время от времени получали помощь с
Африканского материка в лице берберов и мавров, принявших ислам. Но
битва проиграна мусульманами. Они фактически отдали кастильцам весь юг
Испании, Севилью и области Андалусии. Житница Пиренейского полуострова
оказалась в руках христианских монархий.
Португальцы также не
отставали: в 1136 году король Альфонсу Энрикеш в битве у местечка Орики
взял в плен пять эмиров (по числу этих эмиров красуется пять щитов на
гербе Португалии). В 1147 году отряды португальского графства и
крестоносцев берут Лиссабон.
Судьба мавританских правителей Испании была решена: это уже был вопрос времени.
В
1492 году был завоёван последний осколок некогда могучего халифата —
Гранадский эмират. Кастилия и Арагон слились в единое королевство
Испания.
В ходе Реконкисты сложилась уникальная пиренейская
модель общественной и христианской организации. Было всего два основных
компонента этой организации.
Город фактически оставался не
затронут этой Реконкистой, поскольку в городе изначально имелся весьма
незначительный мусульманский элемент. В городах проживало очень много
как крещеных мавров, так и христиан, принявших ислам.
Сельские общины, особенно в первые столетия Реконкисты, организовывалась как колонии.
Опора
следует на изначальные базовые ячейки, замковые округа, которые
подчиняются местным графам. Графы, в свою очередь, отвечают перед
королём.
Местная социальная структура почти повсеместно
соответствовала трёхчастной композиции. В первую очередь, это высшая
элита, знать, которая в ходе Реконкисты умножает свои личные владения.
Далее — идальго, мелкопоместные дворяне, служилая прослойка испанского
населения.
И, конечно же, горожане. Вплоть до 15-го века
удельный вес городских общин крайне мал и серьёзным образом не
сказывается ни на политическом климате, ни на социальных структурах.
Положение резко изменилось в конце 15-го столетия по мере увеличения
торговой активности.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.