Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Планета Тайн | Из жизни.ру | ВТОРАЯ ПЛАНЕТА | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Суббота, 26.11.2022, 18:55
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОБНОВЛЕНИЯХ САЙТА


Форма входа
Логин:
Пароль:

плюсы баннерной рекламы

Загрузка...


Другие новости

Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 98
Пользователей: 94
Сейчас комментируют: 4


Новости сегодня
ТОЛСТОЙ "ВЗОРВАЛ ИНФОРМАЦИОННУЮ БОМБУ" В ПРЯМОМ ЭФИРЕ: ПЯТЬ ФРАЗ ПРО СВО, ВОСХИТИВШИЕ ФРАНЦУЗОВ (0)
ВОЕННАЯ ТЕХНИКА С УКРАИНСКИМИ ФЛАГАМИ ПЕРЕПУГАЛА ЖИТЕЛЕЙ ТВЕРИ (0)
Роботы вместо людей. История японского отеля Henn-na, у которого не получилось (2)
Нюансы оформления займов онлайн (1)
Полтергейст и судебные разборки (0)
Сильные и мудрые драконы. (3)
Тайна Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста (1)
Таинственные подземелья Тибета (1)
Загадка Тызыльского ущелья, в котором живут джинны (1)
Древние знали и умели больше чем мы (1)
Что похоронено под Сахарой (0)
Как был основан Рим: история и легенда (1)
Девушки показали нам, как нужно воевать (0)
Почему Сталин приказал расстрелять свою секретаршу (4)
Как далеко доходили древнеримские путешественники? (0)
"Не сдержался и в гневе послал радиограмму матом своему начальству, а после получил звезду Героя" - Петр Вершигора (0)
На что легионер тратил своё жалованье? (0)
Семья по-северному (0)
Обратная сторона Мазепы: что хорошего гетман-предатель сделал для России (1)
«Истребить всех»: почему Чингисхан приказал уничтожить татарский народ (0)

Новости готовят...

Новостей: 17386

В архиве: 11391

Новостей: 6751

В архиве: 11931

Новостей: 3998

В архиве: 155

Новостей: 3501

В архиве: 8413

Новостей: 1655

В архиве: 4005

Новостей: 1153

В архиве: 338

Новостей: 1036

В архиве: 17

Новостей: 972

В архиве: 438

Новостей: 948

В архиве: 6969

Новостей: 879

В архиве: 1480

Календарь
«  Ноябрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

ВСЕ НОВОСТИАРХИВВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрология и пророчества [844]Астрономия и космос [1188]Бывает же такое! [1881]
Гипотезы, версии, прогнозы [3965]Дом, сад, кулинария [747]Животные и растения [406]
Здоровье, человек [1384]Искусство, поэзия [474]История, археология, судьбы [3808]
Мир вокруг нас [1351]Наука и технологии [999]Непознанное [2558]
НЛО, уфология [212]Новости, общество, в мире [13073]Психология и отношения [455]
Религии, учения [88]Советы и истории из жизни [611]Стихия, климат, экология [748]
Фильмы и видео [908]Частное мнение [2222]Это интересно! [2285]
Юмор, афоризмы, притчи [1030]


08:21
Птица счастья Гамаюн


Первая в России женщина-авиатор - ЛИДИЯ ВИССАРИОНОВНА ЗВЕРЕВА (1890 — 1916). В 1911 году она успешно сдала выпускные экзамены в авиашколе города Гатчина.

Самой первой россиянкой, поднявшейся в небо на аэроплане в качестве пилота, стала Лидия Виссарионовна Зверева.

Полет над публикой
Она родилась в 1890 г. в семье генерала, известного героя русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Виссариона Ивановича Зверева. Первый свой полет Лида совершила в детстве – съехала с крыши сарая, держась за обычный зонтик. Полет завершился падением в крапиву и родительским внушением. Но спустя несколько лет Лида с разрешения отца поднималась на аэростатах из крепости Оссовец и строила модели летательных аппаратов. Генерал поддерживал младшую дочь в ее увлечении.

После окончания московского Мариинского института благородных девиц, переехав с отцом, переведенным в гвардию, в С.-Петербург, она в апреле-мае 1910 г. с восхищением наблюдала за невиданными еще в России состязаниями авиаторов, проходившими над Коломяжским ипподромом.

До 2 мая продолжалась коломяжская авиационная неделя. Авиаторы соревновались в установлении всевозможных рекордов и… в бросании апельсинов (необходимо было попасть с высоты не менее 100 м в круг диаметром 25 сажен). Три приза завоевал в эти дни Николай Попов, в т. ч. приз за максимальную высоту. Ни один из пилотов-иностранцев не смог подняться выше 150 м. А результат Попова был 600 м!

Принимала участие в этих состязаниях знаменитая французская авиатрисса баронесса Клотильда де Ларош – первая в мире женщина, получившая диплом пилота. Для тогдашней России ее приезд был сенсацией. Здесь знали женщин-врачей, адвокатов, ученых, успешно выступали представительницы слабого пола на ледяных дорожках, участвовали в велосипедных и автомобильных гонках. Но авиация была монополией мужчин. Женщина за рулями аэроплана – было от чего прийти в изумление!

Птица счастья Гамаюн
Лида Зверева мечтала пойти по стопам баронессы де Ларош. Но где можно было научиться летать? Летных школ в России еще не существовало, первые наши авиаторы учились во французских летных школах. Ехать во Францию? Родители ни за что не отпустили бы дочь за границу.

К счастью, в ноябре 1910 г. в Гатчине открылась частная авиационная школа «Гамаюн», владельцем которой был С.С. Щетинин – основатель «Первого русского товарищества воздухоплавания». Лидия Зверева поспешила записаться в эту школу, оказавшись в числе первых трех ее учеников. Она внесла 400 руб. за обучение и 600 руб. – на случай поломок аэроплана и с июня 1911 г. приступила к учебным полетам на видавшем виды «фармане-4».

Генерал Зверев скрепя сердце разрешил дочери заниматься сугубо мужским и крайне рискованным по тем временам делом. Ведь только к концу 1910 г. в мире погибло 34 летчика и 6 аэронавтов, число пострадавших в авариях вообще было огромно. «Ужасный случай на аэродроме», «Гибель авиатора», «Тяжелая авария при спуске» — заголовки подобного рода не сходили с газетных полос.

Несколько слов надо сказать о машине, на которой начала свою летную биографию Лидия Зверева. «Фарман-4» был учебной машиной тех лет. Конструкция его состояла из сосновых брусков, планок, проволочных растяжек и полотняной обшивки. Позади пилотского сиденья крепился 50- сильный двигатель типа «гном». Вес «четверки» составлял 580 кг, максимальную скорость полета он развивал до 65 км/ч.

Скорость «четверки» едва превышала скорость свежего ветра, а он-то и был тогда главным врагом авиатора. Даже незначительный порыв ветра создавал крен, а следовательно, опасность для аэроплана быть опрокинутым. Пилот должен был мгновенно реагировать на крен. Достигалось это за счет балансирования собственным телом: отклоняясь в ту или иную сторону, пилот достигал нужного перемещения центра тяжести аэроплана и выправлял нарушенное равновесие. Многим это не удавалось сделать вовремя; недаром в списке 112 авиаторов, погибших к 1912 г., в графе «причина аварии» сплошь и рядом значится – «порыв ветра».

Но опасность не пугала Лидию. 15 июня 1911 г. она впервые поднялась в воздух в качестве ученика. Закрытой кабины у «фармана» не было. Инструктор сидел у самого переднего края нижней плоскости на сиденье, напоминающем лукошко. Его правая рука лежала на ручке управления рулем высоты, а ноги ставились на педали руля поворота, расположенные ниже крыла. Позади инструктора в таком же «лукошке» устраивался ученик.

«Снизу было страшно смотреть на маленькую фигурку, сидящую на краю холщовой прозрачной поверхности, с ногами, спущенными в пространство, туда, где уже ничего не было, кроме незримого, подвижного, возмущаемого и ветром, и поступательным движением аэроплана воздуха», — вспоминал писатель Лев Успенский, видевший в те годы полеты «фарманистов».

Инструктором, поднявшим Звереву в небо 15 июня 1911 г., был 23-летний студент Петербургского технологического института Владимир Слюсаренко. Он несколько раньше Лидии начал полеты в школе и получил предложение остаться в ней инструктором. Совершая первый полет с Лидией, Владимир не был дипломированным авиатором и только на следующий день сдал экзамен на звание пилота, получив диплом Всероссийского аэроклуба за номером 23.

Молодой инструктор был доволен ученицей. Лидия летала уверенно, смело, а главное, с огромным желанием. Ее успехи в летном деле были несомненны, и доказательством тому явилось приглашение Петербургского аэроклуба принять участие в грандиозном по тем временам перелете в Москву.

«Еду пить чай в Первопрестольную!»
Сегодня мы с трудом представляем, что в 1911 г. перелет из Петербурга в Москву, даже с неизбежными посадками, казался предприятием неосуществимым. «От этих слов веет фантастической сказкой!» — писала одна из петербургских газет, сообщая о готовящемся перелете. В самом деле, давно ли аппарат авиатора Шарского рухнул на лес на перелете Гатчина–Петербург! А тут почти 700 км над незнакомой местностью, на легких машинах, без навигационных приборов…

Зверева принимала участие в этом перелете в роли пассажира. Фактически она должна была стать вторым членом экипажа, выполняя обязанности и пилота, и механика, и штурмана. В те времена при перелетах на двухместных машинах пассажир сменял авиатора в полете, вел визуальную ориентировку, помогал при запуске мотора. Тот, кто поставит знак равенства между пассажиром 1911 г. и вторым пилотом наших дней, не ошибется. И если Владимир Слюсаренко решился взять в полет до Москвы в качестве пассажира Лидию, которая к тому времени была его невестой, то им наверняка руководили не только чувства…

В 3 ч. 15 мин. с аэродрома в Коломягах взлетел первый русский авиатор Сергей Уточкин. «Еду пить чай в Первопрестольную!» — крикнул он перед тем, как его аэроплан тронулся с места. За ним стартовали Лерхе, Янковский, Васильев. И вот от земли оторвался «фарман» Слюсаренко и Зверевой.

Сделав положенный круг над аэродромом, машина уходит в сторону Финского залива. Видимость плохая – туманная дымка, поэтому Слюсаренко старается держаться ближе к береговой линии. Через несколько минут под крылом появляется Московское шоссе. Следующий пункт маршрута – Тосно, в это время мотор начинает резко сдавать. Он то воет на высоких нотах, то неожиданно стихает, отплевываясь черным дымом. Пилоты принимают единственно правильное решение – вернуться на аэродром.

Вторично Лидия не смогла стартовать со Слюсаренко: авиатор Константин Шиманский предложил Владимиру свой мотор и как владелец мотора полетел пассажиром. Они стартовали 11 июля, благополучно пересекли залив. Но через 30 мин. полета мотор их аэроплана отказал. Слюсаренко предпринял вынужденную посадку, однако приземление пришлось на овраг и оказалось не мягким. Подоспевшие к месту катастрофы крестьяне извлекли из-под обломков машины погибшего Шиманского, Слюсаренко был доставлен в госпиталь с переломами обеих ног.

До Москвы в том перелете 1911 г. долетел один Александр Васильев. Через 24 ч. 41 мин. 14 сек. он посадил свой аппарат на Ходынском поле.

После ужасного несчастья
13 июля Лидия Зверева навестила в госпитале Владимира Слюсаренко, перенесшего тяжелую операцию, а через день проводила в последний путь Константина Шиманского. За два дня до гибели получив диплом пилота, он был 74-м погибшим авиатором мира и 4-м — в России…

«Петербургская газета» опубликовала статью, в которой рассказывалось о том, что во Франции разбилась летчица де Ларош. «После ужасного несчастья со Слюсаренко и его другом Шиманским, разумеется, г-жа Зверева разлюбит авиацию», — делал заключение автор статьи. Прогноз не оправдался. Как только позволяла погода, Лидия продолжала тренировки.

Ее мечта сбылась 10 августа 1911 г. Экзамены на звание пилота-авиатора были уже делом обычным, но в тот день на Гатчинском аэродроме царило небывалое оживление. Толпы любопытных, репортеры, военные и гражданские пилоты окружили летное поле. Ведь экзаменовалась женщина, а такого еще не видел никто.

В 4 ч. утра Лидия Зверева самостоятельно взлетает на «фармане». Достигнута требуемая высота в 50 м. Аэроплан начинает разворот. Первая «восьмерка», за ней другая… Спортивные комиссары Всероссийского аэроклуба удовлетворены: экзаменуемая пилотирует машину грамотно. Пять «восьмерок» вместо двух описывает в воздухе Зверева. Заход на посадку. Мотор выключен. Еще несколько секунд, и «фарман» касается земли точно в центре 50-метрового круга. Экзамен сдан.

На следующий день ей был вручен диплом пилота Всероссийского аэроклуба за номером 31.

Пример Лидии Зверевой увлек за собой других. 3 октября 1911 г. пилотский диплом был вручен одесситке Евдокии Анатра, а 9 октября того же года пилотский экзамен сдала на Гатчинском аэродроме актриса Любовь Галанчикова. Прошел год, имя Галанчиковой прогремело по всему миру – она побила мировой рекорд высоты. Прежний рекорд принадлежал немецкой летчице, достигшей на аэроплане «фоккер» 2200 м. А русская авиатрисса Любовь Галанчикова поднялась на 2400 м!

«Не верят нам, женщинам-авиаторам…»
Вечером после экзамена Лидия Зверева навестила в госпитале Владимира Слюсаренко и сообщила ему радостное известие. Молодые люди нетерпеливо ждали этого дня еще и потому, что решили пожениться только после того, как оба получат пилотские дипломы.

В конце августа 1911 г. авиатриссу можно было видеть среди участников царскосельских авиационных состязаний. Не обошлось без неприятностей: недоброжелатель пытался вывести из строя аэроплан Лидии, подсыпав в двигатель железные опилки.

В ту пору летчики нередко демонстрировали полеты на аэропланах перед публикой. Поскольку авиация была в диковинку, люди охотно платили деньги за право увидеть собственными глазами чудо XX в. Вместе с Владимиром Слюсаренко, пилотами Петром Евсюковым и Александром Агафоновым Зверева в начале 1912 г. отправилась в Баку. Затем всей группой летали в Тифлисе. А в марте она со своим аэропланом была в Риге.

Здешний полет 1 апреля чуть не стоил ей жизни. Она поднялась на «фармане» над скаковым полем в пригороде Риги Золитуде. Сильный ветер начал сносить машину к трибунам, заполненным тысячами зрителей. Лидия сделала резкий маневр, пытаясь набрать высоту, но аэроплан опрокинулся. При ударе о землю с высоты 10 м. авиатриссу выбросило вперед и придавило обломками. «У всех невольно вырвался крик ужаса», — писала одна из рижских газет. К счастью, самого страшного не случилось, но последствия падения оказались серьезные. «Еле жива, при падении чуть не сломала ногу, — делилась в письме подруге Лидия. – Совершенно плохо обстоит дело с легкими. Врачи требуют поездки на юг, а я хочу летать. При непослушании сулят скоротечную чахотку. Вот она, судьба авиаторская».

К этому времени Лидия Зверева и Владимир Слюсаренко поженились. Оставаться странствующей авиатриссой Лидии не хотелось. Она мечтала сама строить и конструировать самолеты, а также обучать пилотов. Весной 1913 г. супруги Слюсаренко основали в пригороде Риги Зассенгофе первую в Прибалтике летную школу. Выступая в печати по этому поводу, Лидия Виссарионовна приглашала в свое учебное заведение «главным образом женщин, желающих посвятить себя авиации, а не заниматься ею временно для рекламы и шума». Плата за обучение, включая обычный в ту пору залог на случай поломок, в школе Зверевой – Слюсаренко была на целых 200 руб. ниже, чем в других частных авиашколах. Поэтому желающих поступить в рижскую школу оказалось гораздо больше, чем вакантных мест. Инструкторами-пилотами в школе стали Лидия и ее супруг.

При школе они открыли мастерские по изготовлению аэропланов. Это было первое в России авиационное промышленное предприятие, во главе которого стояли не инженеры, а летчики-практики. Им удалось получить заказ Военного министерства на изготовление французских аэропланов-разведчиков «фарман-16». Примечательно, что машина Зверевой–Слюсаренко представляла собой не копию иностранной конструкции, а собственную модификацию этой машины с внесенными усовершенствованиями. Рижский вариант «фармана-16» был признан приемщиками удачным. Он имел одну кабину, укороченные крылья и развивал скорость до 130 км/ч. В октябре 1913 г. первые аэропланы этого образца были сданы Военному министерству и превосходно себя показали на испытаниях. В историю отечественного самолетостроения они вошли под названием «Фарман Слюсаренко». Важные изменения Слюсаренко и Зверева внесли и в истребитель «ньюпор-4», изготовление которого было поставлено у них на поток.

В 1914 г. мастерские были перебазированы в Петербург и реорганизованы в Авиационную фабрику Слюсаренко, выпускавшую аэропланы для фронта. Всего за время своей работы это предприятие сдало государству 130 боевых и учебных самолетов, в модели которых было внесено много технических новшеств.

Лидия Виссарионовна в годы войны работала на своем заводе испытателем и конструктором. Но весной 1916 г. она заболела брюшным тифом. 2 мая ее не стало. Первая русская авиатрисса ушла из жизни в 26 лет. Похоронили ее на кладбище Александро-Невской лавры. В день похорон над кладбищем кружили «фарманы» — друзья прощались со своим товарищем по авиации… В честь первой российской авиатриссы на бывшем гатчинском аэродроме – ныне это жилой микрорайон – одна из улиц носит имя Зверевой.

Владимир Викторович Слюсаренко намного пережил супругу. После Октябрьской революции он эмигрировал и нашел пристанище в Австралии, в городке Сандгейт на восточном побережье. Работал автомехаником, с авиацией полностью не расстался. Здесь построил легкий спортивный самолет, который сохранился до наших дней и даже летает… Умер Слюсаренко в возрасте 80 лет в 1969 г.

По словам современного исследователя Г. Черненко, в австралийском Сиднее живет племянник В.В. Слюсаренко, инженер-электрик Саша Уайт. В его семье бережно хранят все, что связано со знаменитыми родственниками – пионерами российской авиации.

Текст: Александр Пронин

Владимир Летягин





Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История, археология, судьбы | Источник: https://vk.com| Просмотров: 168 | Добавил: Pantera| | Теги: счастья, гамаюн, Птица | Рейтинг: 2.3/3

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:


По этой теме смотрите:

Загрузка...

Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2114]Взаимоотношения людей [1055]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10751]Дом, сад, кулинария [3178]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4270]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1124]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7057]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5696]Это интересно! [4123]Юмор, афоризмы, притчи [2399]



Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 98
Пользователей: 94
Сейчас комментируют: 4

Мы комментируем

Загрузка...

На форуме

СТИШКИ

(3763)


Интересное сегодня
Почему Сталин приказал расстрелять свою секретаршу (4)
Что похоронено под Сахарой (0)
Тайна Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста (1)
"Не сдержался и в гневе послал радиограмму матом своему начальству, а после получил звезду Героя" - Петр Вершигора (0)
Сильные и мудрые драконы. (3)
Таинственные подземелья Тибета (1)
Древние знали и умели больше чем мы (1)
Роботы вместо людей. История японского отеля Henn-na, у которого не получилось (2)
«Истребить всех»: почему Чингисхан приказал уничтожить татарский народ (0)
Загадка Тызыльского ущелья, в котором живут джинны (1)

Loading...

Активность на форуме

Постов на форуме: 6425
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 4834
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4194
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3871
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2877
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 2864
Группа: Проверенные

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 19572
Группа: Друзья Нашей Планеты
Микулишна
Комментариев: 16982
Группа: Друзья Нашей Планеты
nikolaiparasochko
Комментариев: 11943
Группа: Проверенные
Geda
Комментариев: 10237
Группа: Проверенные
надёжа
Комментариев: 9621
Группа: Проверенные
Ferz
Комментариев: 9264
Группа: Проверенные



18+