Началось все с того, что в ноябре 1949 года из Нижнего Тагила в Прагу
прибыла вся техническая документация на танк Т-34-85. Было необходимо
вооружить вставших на путь социализма чехословаков. А производство
тридцатьчетверок в СССР прекратили в 1946 году.
Не теряя времени,
товарищи по соцлагерю с помощью советских спецов в январе 1950 года
начали переоборудование завода локомотивов ЧКД Соколово в Праге (ČKD
Sokolovo). Этот завод был выбран потому, что там имелись оборудованные
тяжелыми кранами цеха. И уже в конце года первые 25 тридцатьчетверок
вышли на заводские испытания, хотя серийное производство удалось
наладить лишь в 1952 году.
Стоит отметить, что практически все
узлы были изготовлены на чехословацких заводах. Завод Шкода (Škoda) в
Пльзени строил дизели В-2. Вооружение – другой завод Шкода в
Дубнице-над-Вагом. А за корпус и башню отвечали словаки – Завод имени
Сталина (Závod J. V. Stalina, ZJVS) в словацком Мартине, где позже также
развернули сборку
танков (в 1953 году там же начали строить Т-54).
Чехословацкое
происхождение «Стомпи» выдает характерная деталь, отсутствующая у
советских танков – штекер подключения полевого телефона для связи с
экипажем, расположенный в задней части корпуса слева.
Стоит
заметить, что, несмотря на качество чехословацкой сборки в условиях
мирного времени, танки не отличались надежностью. На 81 танк,
поставленный в армию Чехословакии в 1951–1952 году (их производство
прекратилось в декабре 1953, когда начали строить по лицензии Т-54),
было отмечено 280 поломок, из которых 250 были напрямую связаны с браком
на производстве.
Пострадал
ли от бракоделов выпущенный в 1952 году «Стомпи», точно неизвестно. В
решающей битве (об этом чуть ниже) он даже не применил свое
оружие. Внешне его литье качественное, швы ровные – ведь его делали сытые рабочие и не под бомбежкой.
Чехословак «Стомпи» в Лондоне
Последние
тридцатьчетверки были списаны и распроданы на металл в 1993 году. Вот
так наш герой (чехословак с советскими корнями) оказался на обочине.
Но
долго не бездельничал и в мартен не попал. А был приобретен лондонской
киностудией для съёмок фильма Ричард III – современной интерпретации
пьесы Шекспира. Фильм, снятый в 1995 году, провалился. А вот танку
«Стомпи» предстояло выстоять в главной битве своей жизни и порадовать
как минимум одного человека.
У торговца военным старьем в Кенте
танк за 7000 фунтов был куплен лондонским бизнесменом-застройщиком
Расселом Греем в подарок своему младшему сыну. Грей прокатился на танке
лично, а потом на 70-тонной платформе перевез его на принадлежащий ему
участок в Лондоне, что на улице Манделы (Mandela Way), которую местные
чинуши от самоуправления назвали именем южноафриканского борца за
свободу после его победы и захвата им власти в богатой ЮАР.
Изначально Грей, будучи любителем военной
истории, планировал создать в унылом южном Лондоне достопримечательность. Даже проход к танку по его
собственному участку был им разрешен для туристов. Но тут британская бюрократия решила показать клыки – и сломала их об чехословацкую броню.
Бои Stompie на улице Mandela
Власти муниципалитета оставили на броне танка бумажку-уведомление о вывозе и утилизации.
В
ответ от владельца поступила просьба в назначенное время явиться и в
его присутствии убрать уведомление. Ведь разместившие его на танке
представители местных органов власти не имели права даже заходить на
находящийся в частной собственности участок, а не то что требовать
уничтожения находящегося на нем объекта. Документы были подписаны
«Стомпи».
Именно тогда танк получил свою кличку в честь убитого
людьми Манделы молодежного лидера ЮАР – Стомпи Моекетси Сейпея (Stompie
Moeketsi Seipei), ставшего опасным конкурентом за дележ пирога власти в
невероятно богатой стране, уже почти доставшейся Нельсону и компании в
собственность. Это было саркастическим ответом некомпетентным и
трудолюбивым чиновникам самоуправления.
Власти потребовали
избавить участок от «захламления» через суд. В качестве доказательств
своей невиновности Грей предоставил в суде фото реального захламления
находящегося в ведении самоуправления парка Берджесс (Burgess Park)
– и судья (кстати, ветеран войны) оставил «Стомпи» в покое.
После
второй победы на участок явился офицер полиции, заявивший, что
Министерство обороны уполномочило его проверить демилитаризацию танка,
ввиду потенциальной опасности применения его в вооруженном перевороте!
Владелец танка, удивившись такому обороту, попросил оригинал документов
на ознакомление. А когда полисмен заявил, что документы эти не простые, а
совершенно секретные – послал офицера по известному официальному адресу
его участка. На английском, естественно.
Вот так и живет
«Стомпи» с тех пор в Лондоне. Иногда выступая манекенщиком для местных
граффити-художников, предоставляя им возможность присесть «в тени оливы
за барный стол» и отдохнуть с банкой лимонада. А рядом гордо растет
самый политизированный корнеплод.