Православная традиция погребения, когда тело человека
укутывает саван, а само оно помещается в гроб и опускается в землю,
восходит к иудейскому обряду, согласно которому предали земле тело
Господа Иисуса Христа. Когда Спаситель испустил дух на кресте, его
тело сняли, омыли и умастили благовониями, а затем завернули в
погребальное покрывало, скрыли «в пещере» (заранее сделанной в камне
могиле) и завалили вход в нее огромным камнем. Тело Господа пребывало в
пещере той до третьего дня, а потом Он воскрес, о чем свидетельствовали
многие современники. Три причиныИменно
с верой в воскресенье тела связан православный обычай хоронить усопших в
земле. В Символе веры сказано: «чаю воскресения мертвых» (то есть жду,
ожидаю того времени, когда мертвые воскреснут), это значит, что после
второго пришествия Христа каждый умерший воскреснет в своем теле так же,
как это случилось с Иисусом. Однако это лишь одна причина, по которой
ортодоксы к трепетом относятся к телу почившего. Вторая причина
связана с тем, что ничего в этом мире не происходит без участия Творца.
Он всеведущ, и все происходит по Его повелению или попустительству:
рождение человека, его становление, события жизни и смерть. Процесс
разложения тела христианина («В пoте лица твoегo будешь есть хлеб,
дoкoле не вoзвратишься в землю, из кoтoрoй ты взят, ибo прах ты и в прах
вoзвратишься». Бытие 3:19), дoлжен происходить естественно, как
происходят все процессы на земле: смена времен, течение времени, приливы
и отливы. Верующие считают, что они не праве вмешиваться в этот
процесс. А иногда происходит так, что Господь, сохраняя тело
умершего человека нетленным, указывает на то, что душа усопшего обрела
рай, а сам он теперь может почитаться святым. Если бы христиане
придерживались традиций кремации, то многих святынь сейчас не
существовало бы, как не было бы и многих чудес, явленных через них миру. Самыми
почитаемыми мощами в мире являются мощи Святителя Николая
Мирликийского, а в России почитаются мощи Сергия Радонежского, Серафима
Саровского, Матроны Московской и других святых, просиявших в нашей
стране. В Сербии православные люди до сих пор вспоминают кощунство
турка Синан-паши, который в конце XVI века сжег мощи святого Саввы на
горе Врачаре. Третья
же причина, по которой сожжение тела почившего в среде верующих
невозможна, — это отношение к телу усопшего, как к сосуду души,
сотворенному Богом и потому требующего к себе уважения. Кремация — возврат язычества?Кремация
покойника восходит к язычеству и всевозможным суевериям, которыми оно
наполнено. Во-первых, в язычестве принято считать, что душа умершего
человека остается заключенной в теле, особенно в том случае, если
покойный скончался каким-нибудь необычным способом, например, его
задушили. В таком случае требовался обряд уничтожения тела для того,
чтобы освободить душу. Во-вторых, часто необразованные люди
боялись, что в тело покойника вселится чья-либо бродящая по земле душа,
либо злой дух, и умерший вернется домой и принесет несчастье близким.
Сжигая тело, они хотели обезопасить себя от такого поворота событий. В-третьих,
кремация умерших связывалась с поклонением огню, которому надо было
принести жертву, чтобы умилостивить стихию и чтобы душа человеческая,
оседлав дым, вознеслась на небо к богам. Атеистическая модаСотни
лет православные люди хоронили своих предков на кладбищах, и только
после революции, когда к власти пришли безбожники, усопших стали
сжигать. «Души нет, за гробом ничего нет, следовательно, и относится с
уважением к телу умершего, не надо», – решили пришедшие к власти. Первый
крематорий возник в России в 1920 году, большевики специальными указами
принуждали сжигать тела почивших. Современное общество, в силу
перерыва в 70 лет, когда множество традиций были утеряны, является
наследником атеистических традиций захоронения. Наш современник, старец
Паисий Сятогорец говорил, что современные нигилисты сжигают тела
умерших, потому что желают разложить душу челoвека. Хoтят, чтобы в мире
не осталось ничегo, чтo могло бы напомнить ему о родных, о вере его
предков, об их славных делах. Нигилисты хотели бы оторвать современных
людей от Евангелия, заставить их забыть о Царстве Божьем и навязать
суетную современную жизнь. По данным, которые в 2015 году
приводило агентство РСН, в столице России и в Санкт-Петербурге
родственники сжигают в крематориях 60% усопших. РПЦ противРусская
православная церковь на сегодня единственная сила, которая выступает
против кремации. И дело не в том, что Творцу сложно воскресить тело
кремированного: Ему как раз подвластно все, в том числе и воскрешение
тела из рассеянных по земле и воде атомов. Однако дело в том
символическом отречении от Него, которое происходит каждый раз, когда
люди предают тело почившего огню. К кремации отрицательно отношение не
только Русской церкви, но православных церквей Греции и Сербии. Раннехристианский
писатель и философ Марк Мануций Феликс, живший всего полтора столетия
спустя после Голгофы, в своих трудах писал о том, что верующие во Христа
люди не боятся ущерба их бренному телу и не опасаются какого-нибудь
особого способа погребения, но стараются придерживаться традиций
предавать тело земле, то есть отдавать дань традициям «старым и лучшим». Сейчас
священники православных церквей закрывают глаза на кремацию только в
самых исключительных случаях, например, когда православный человек живет
и умирает в Японии, где законодательно утверждена кремация и где людей
не хоронят в землю, но до революции кремированных людей даже не отпевали
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|