Почему громче всех страдает бизнес "креативных" направлений
Часто читаю статьи про то, как бизнес пытается не схлопнуться в наше не самое удачное для его ведения время. Получается у всех по-разному, но пострадали почти все (кроме производителей туалетной бумаги :). И это факт. И пострадали бы даже при отсутствии набившей оскомину самоизоляции (этот факт, правда, признавать хотят не все).
Но что же я читаю в прессе? О том, как сводит концы с концами какой-то завод? Или, может, о том, как падает выручка у грузоперевозчиков (она упала)? Нет. Пишут о страданиях барбершопов. То ли журналисты-хипстеры считают их идейно близкими, то ли всякие тату-салоны у нас стали системообразующими предприятиями (то ли надо мной издевается лента новостей:).
Я, безусловно, понимаю, что любой бизнес - это не только про прибыль владельца, но и про сотрудников, которые получают ЗП и её тратят на благо себя и экономики. Но почему основной вой только от веганских кафе, арт-пространств, барбершопов, тату-салонов, прокатов электросамокатов и прочей хипстерятни? Причин, наверное, много, но одна из них явно в том, что их бизнес построен на постоянном громком напоминании о себе, при этом засветив модный "лук", и на том, что надо казаться, а не быть. Ведь чем они торгуют? Какими-то товарами или услугами? Лишь частично. Основной бизнес у них построен на торговле сопричастностью к определённой субкультуре (в данном случае условные хипстеры). А наценка на сопричастность ой как высока (привет Стиву Джобсу - он на этом империю построил).
Ну так вот. Доходы упали, а любовь кричать заявлять о себе осталась. Я уж молчу про то, что многие бизнесы там изначально были нежизнеспособны. Но столь нелюбимое ими государство должно помочь в первую очередь.
А бизнес - это риск. И если ты считаешь, что деньги потекут рекой, если всех официантов брать только бородатыми и в татуировках, открывшись обязательно в каком-нибудь арт-пространстве, то я разочарую. Несколько примеров.
Был я как-то в Питере в лофт (о, ужас) проекте Этажи (не спрашивайте, как меня туда занесло). Заказал я там банальную шаверму. На мой вопрос обтатуированной как якудза официантке на тему:"Почему там нет мяса?", - мне сказали, что по ошибке принесли веганскую. Заменили ли мне её? Неа. Про меня забыли, а мне уже лень было гоняться за хипстерами Я уж молчу, что она была банально невкусной. Зато "сопричастность" в цену явно была включена. Или рядом с домом тоже открылась модная "шавермяная" (что-то я про неё, да про неё, но для неизбалованного района, где я живу, это было событием). Открывало аж три хипстера-совладельца (ну не открывайте мелкий общепит колхозом - моментально ж разругаетесь). Пока там кофе продавали за 50 рублей, я радостно его брал. Но его же за 150 брать как-то не хотелось (они совершили типичную ошибку со скидками при открытии, забыв, что поднимать цены надо плавно). А с шавермой у них получилась вообще засада. Они ж такие модные, поэтому начали забавляться категорически несочетаемыми ингредиентами, заставив неумелого гастарбайтера (который поваром точно не был) работать по технологическим картам. Получалось медленно и отвратительно. Закрылись они через месяц. А всё почему? Правильно. Гастарбайтер был без бороды и татух - иначе бы деньги гребли лопатой Зато рядом до сих пор работает ещё одна (не хипстерская). Повар даже в барбершоп не ходит. Зато делает шаверму вкусно и недорого. Такого никакая самоизоляция не подкосит. А та же великая торговля хипстерской атрибутикой в Этажах. Футболка с принтом, красная цена которой 300 рублей, превращается в модный аксессуар ценой в 3000. Хипстер? Плати! А всякие самопальные фенечки за какие-то злые деньги. "Зато сшила дома сама".
К чему я это всё? Имеет ли такой бизнес "право" на существование? Да ради бога. Но в интервью они не понимают одного. Не самоизоляция их губит на пару с карантинными мерами, а то, что продажа билетов в мир "не таких как все" (хотя, кажется, что они все как на конвейере сделаны) возможна только при общем благополучии. А в нынешние времена (даже если б ничего не закрывали) они бы сдулись в момент, который бы настал лишь чуть-чуть позже. А так можно правительство винить и требовать гос.дотаций, пугая о том, что иначе "свалят из рашки". Скатертью по попе. Но я не сомневаюсь, что на их место сразу придут и другие торговцы "хипстерскостью", совершив очередной круговорот бизнесов в природе.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Креативные направления в бизнесе появляются тогда, когда возникает какая-то уверенность в стабильности - тогда есть время и деньги ездить на курорт, покупать нарядную одежду, делать маникюр. Когда же обрушивается экономика, на первое место по доходу выступают спекулянты, а не кутюрье. Так что, можете считать существование бизнеса услуг признаком некоторого успеха в обществе. Если теряют работу парикмахеры и продавцы ширпотреба - это значит, что вскоре вы можете начать бегать по городу в поисках куска мыла и резиновых сапог. Нечему радоваться, когда остаются без работы девочки-маникюрши - олигархи без нее не остаются.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]