В списке государств, которые исторически делали России гадости, Англия идет на первом месте, причем с отрывом. Как у нас говорят – «англичанка гадит». Вот и этой весной глава английского МИД Дэвид Кэмерон заявил о легитимности ударов крылатыми ракетами ВСУ по территории РФ. Фактически Англия находится в состоянии необъявленной войны с нашей страной. И дело здесь не только в русофобских элитах: большинство рядовых британцев поддерживают в конфликте Украину.
В принципе, это даже интересно. Почему в Англии так любят ненавидеть Россию – при отсутствии явной англофобии у нас? Как такое вообще возможно – чтобы один народ так сильно ненавидел другой, который к нему во враги не напрашивался? Можно, конечно, сослаться на холодную войну (или даже на Крымскую войну и Большую игру). Но мало ли с кем мы ссорились и даже воевали.
Предположу, что дело в несовпадении культурных кодов, которые сформировались очень и очень давно. Ребенка формирует среда; точно так же среда формирует страну, и огромное значение здесь имеет ближайший сосед. Самый близкий и самый важный сосед Британии – Ирландия. Эта страна уже в V веке начала обращаться в христианство и стала важным религиозным и культурным центром Европы. Правда, британцы этого не оценили: для Англии характерна прямо-таки исключительная нелюбовь к ирландцам.
Английский писатель и христианский проповедник XIX века Чарльз Кингсли, посетив Ирландию, сравнивал ее жителей с человекообразными шимпанзе, уверяя, что видеть их было противно. Его современник, философ и историк Томас Карлейль сравнивал мечтающую о независимости Ирландию с голодной крысой и советовал без всякого сожаления ее раздавить. Собственно, именно этим Англия и занималась.
Английское завоевание Ирландии началось еще в XII столетии, причем в каждом веке ирландцы поднимали восстания. Одно из этих восстаний подавил Оливер Кромвель, убив более 500 тыс. ирландцев. Это был настоящий геноцид – по оценкам историков в общей сложности погибла почти половина всего населения Ирландии. Тогда же ирландцев начали тысячами насильственно перемещать на Карибы, где они испытывали все ужасы рабства на английских плантациях. В те времена англичане охотились на ирландцев, как на животных, причем за пойманных «мятежников» выплачивались денежные премии.
Согнанный со своей земли ирландский народ прозябал в нищете, выживая только за счет картофеля, который давал хороший урожай даже на неплодородных участках. Но в середине XIX века из-за болезни картофеля начался голод. В то время в Англии получили широкое распространение идеи викария Таунсенда и священника Мальтуса – эти мыслители рассуждали о «благодетельной роли» стихийных бедствий, голода и болезней, которые регулируют численность бедняков «без всякого вмешательства магистрата».
И помогать ирландцам англичане не стали. В результате погибло около двух миллионов человек – четверть всего населения острова. По сравнению со всеми этими преступлениями удушение ирландской промышленности и блокада ирландского экспорта выглядят детскими шалостями. Можно сказать, что Ирландия стала полигоном, на котором британцы отрабатывали свои колониальные технологии. И чем больше преступлений они совершали в Ирландии, тем сильнее презирали ирландцев за «лень» и «нецивилизованность».
«Ирландцы ненавидят наш свободный и плодородный остров… наш порядок, нашу цивилизацию, нашу промышленность, наше постоянное мужество, нашу приличную свободу, нашу чистую религию», – писал Бенджамен Дизраэли. По его мнению, ирландцы относились к «неуверенной и погрязшей в предрассудках расе». Во времена Дизраэли англичане активно переносили свой ирландский опыт в Индию, в Африку, в Австралию, в Америку, на Карибы. И всюду было одно и то же: ленивые, неуверенные и погрязшие в своих предрассудках расы, которые никак не хотели оценить английские усилия по их окультуриванию.
Если главным соседом Англии, определившим ее отношение к миру, была Ирландия, то для нас таким соседом была Византия. Там наши предки получили христианскую веру, письменность, церковную и светскую культуру. С тех самых пор преклонение перед образованными соседями у нашего народа в крови. Вся наша история – это мечты о Царьграде и попытка сравняться в славе и достижениях с греками-ромеями. Уже пять столетий живет вера в то, что Москва – Третий Рим.
Наверное, в этих исторических сюжетах и кроется разгадка как русского англофильства, так и английской русофобии. Многим англичанам свойственно ненавидеть нашу страну, видя в русском очередного невежественного ирландца; для русского естественно восхищаться англичанином, видя в нем очередного просвещенного византийца. Мы переносим на Англию наши византийские чувства, Англия переносит на нас ирландские. Русский самокритичен и немного не от мира сего: его давняя мечта – увидеть кресты над Святой Софией в Константинополе. Англичанин уверен в себе и прагматичен: он надеется довести Россию и весь прочий «нецивилизованный» мир до состояния Ирландии времен Кромвеля, после чего, как он искренне верит, во всем мире, как денница, воссияет англосаксонский «порядок, основанный на правилах».
Что тут сказать? Ненависть и презрение – плохие учителя. За последние сто лет самая мощная империя в мире сдулась до небольшой страны, все храброе войско которой теперь уместится на лондонском стадионе «Уэмбли». Англичанин много интриговал, но все чаще сам остается в дураках; русский много раз был обманут, но постепенно умнеет. Наш нынешний поворот на Восток связан с нашим постепенным выздоровлением: мы учимся действовать и мыслить по-новому. Причем ненависти к англичанам в нас как не было, так и нет. Что же касается отношения англичан к России, то оно вряд ли когда-нибудь изменится. По этому случаю печальный анекдот с Британских островов.
...Английский солдат заколол ирландца штыком. Ирландец медленно умирает в канаве, солдат время от времени пинает его сапогом. На последнем издыхании умирающий приподнимается и спрашивает: «За что вы нас так ненавидите?» Англичанин наклоняется к нему и цедит сквозь зубы: «И ты еще не понял?! Мы никогда не простим вам того, что мы с вами сделали!»
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Справедливости ради гадить первой начала Россия при Екатерине, потом продолжила при Александре 3. По всему миру вставляла палки Британии. Где бы Британия не вела войны со своими колониями, Россия всегда занимала противоположную сторону. И тем не менее в первый же день войны, 22 июня 1941 г., английский премьер-министр Черчилль заявил по радио: «Мы окажем русскому народу и России любую помощь, какую только сможем». И помогали. На пару с Монголией.
С одной большой и существенной разницей, нищая Монголия помогала СССР - бескорыстно, безвозмездно, даром, и делилась с нами последним куском своего хлеба. Богатая Британия за свою "помощь", предоставила СССР военный кредит, брала с нас золотом.
Много поставлялось и бесплатно. Что касается Лендлиза, об этом мало пишут, но 22 июня США разморозили все царские вклады, которые были заморожены после большевистского переворота, так что Лендлиз в основном оплачивался оттуда. С Монголией тоже сравнивать нельзя, разница была несоизмеримая.
К маю 1917 года, когда монархия уже пала, на счетах царской семьи оставалось: в процентных бумагах — 12 110 600 рублей; на текущих счетах — 358 128 рублей 27 копеек, наличными — 3 083 рубля.
Bank of England 1900 год. Последняя запись в личном счете императора Николая Второго — всего £5 тыс. Так вышло потому, что средства обналичивались и купюрами вывозились в Россию. Николай II распорядился вернуть в Санкт-Петербург все наследственное имущество. Эта операция, технически тяжело осуществимая, затянулась на пять лет.
В последовавшие месяцы золотой запас империи отступал по железнодорожным шпалам на восток, следуя за противниками советской власти. Часть денег без зазрения расхищали по дороге, но большую часть довезли до Омска, где их временным распорядителем выступил самопровозглашенный верховный правитель России — адмирал Александр Колчак. После его пленения и казни большевиками финансовый след Российской империи утратил четкость. В 1990-е годы эта недосказанность породила волну интереса к загадочному наследству, якобы не то спрятанному, не то потерянному, но в наши дни исследователи смотрят на его возможное обнаружение с нескрываемым скепсисом. В научных кругах преобладает мнение, что искать давно, увы, нечего: сокровища Российской империи ушли на нужды Белой армии, а также эмигрантского сообщества, и до наших дней, как и деньги Николая II, не дошли. https://nauka.tass.ru/nauka....gle.com
И Англия и Америка финансировали и Германию и России помогали.На Нюрнбергском процессе среди всех людей был такой Ялмар Шахт, президент Рейхсбанка. И когда его спросили по поводу всей этой истории, он сказал: "Знаете, вообще надо судить вас, а не нас". Он имел в виду американцев. "Это же вы все финансировали. Без банковской системы ничего бы не состоялось".