Совершенно жуткая сцена из советского фильма: робот Джон в целях самосохранения сбрасывает своих хозяев в лаву! Но посмотрите на лицо советского космонавта, он улыбается, настолько ему все это смешно…
«Планета бурь до скорого свиданья, К тебе вернутся наши корабли. Ведь нас не зря зовут Сыны Земли, Ведь нас не зря зовут Сыны Земли, земли – ребята». Владимир Трошин – Песня из к/ф «Планета бурь»
История и культура. Сегодня, когда на Западе поднялась волна гонения на все русское, давайте-ка немного вспомним о тех «мелочах», на которых базируется культура вообще. А она базируется на трудах массы людей самых разных национальностей.
Можно долго перечислять наших великих писателей, художников, поэтов, танцоров, которые вошли в международную культуру и которых оттуда не изгнать никоим образом. Причем влияние нашей отечественной культуры столь велико, что оно имеет цивилизационное значение. Просто многие по скудости ума об этом забывают…
И вот сегодня мы поговорим об одном таком примере, причем отнюдь не из классики нашей отечественной литературы – об этом все знают – а о примере достаточно малоизвестном, но очень интересном. И вдобавок ещё и памятном – связанном с датой 14 апреля. Именно 14 апреля 1962 года в СССР состоялась премьера фантастического кинофильма «Планета бурь», снятого на киностудии «Леннаучфильм» в 1961 году режиссёром Павлом Клушанцевым по мотивам одноимённого романа Александра Казанцева.
До этого А. Казанцев уже внес просто потрясающий вклад в мировую культуру, причем сам он об этом вначале даже и не подозревал. Он просто написал фантастический рассказ «Гость из космоса», который был опубликован в 1951 году. Именно содержание этого рассказа легло в основу всей будущей уфологии, начиная с проекта «Синяя книга» и заканчивая сериалом «Визитеры».
Среди ученых был проведен опрос: какое литературное произведение ХХ века оказало на развитие нашей цивилизации самое сильное воздействие? И оказалось, что большинство из них назвали именно этот рассказ самым знаковым событием века. Не всякому произведению так повезло!
Скафандры у наших космонавтов просто классные. Но и вооружены они до зубов: вот здесь в руке у одного из них браунинг «хай пауэр»
Другим похожим произведением стала и его повесть «Планета бурь», опубликованная в 1959 году. И в повести, и в кинофильме, рассказывается о совместной советско-американской экспедиции на Венеру. На поверхность планеты, причем в разных местах, высаживаются две группы исследователей: три советских космонавта и американский, и советский вместе с роботом Джоном.
Вернуться на Землю могут только пять человек, и трое наших исследователей отправляются на помощь двум землянам, затерявшимся на Венере вместе с роботом. В ходе спасательной экспедиции на планете обнаруживается доисторическая жизнь – плотоядные цветы и динозавры, как сухопутные, так и летающие. В конце концов группа спасателей успевает спасти советского космонавта и американского астронавта за минуту до того, как вышедший из повиновения людям робот едва не сбросил их в кипящую лаву.
В общем, все в итоге заканчивается хорошо, но прямо перед стартом один из членов экспедиции случайно обнаруживает в камне, поднятом со дна океана, скульптурный портрет женщины – «венерианской Аэлиты». То есть, очевидно, что на планете есть еще и человекоподобные существа, что, кстати, и доказывается последними кадрами фильма, где эта самая «Аэлита» появляется в отражении в озере на месте посадки и старта советского корабля и протягивает вслед ему руки.
Фильм – а я его посмотрел в том же 1962 году, произвел на меня просто потрясающее впечатление, которое прочитанная вскоре книга «Внуки Марса» (так стало называться второе издание «Планеты бурь») только лишь усилило. И надо сказать, что для 1961 года этот фильм и в самом деле был снят просто превосходно. И космические корабли, и доисторические чудовища выглядели в нем вполне натурально, не говоря уже о раскаленной лаве, в которую попал незадачливый робот.
Прыгающие динозавры, пытающиеся пообедать космонавтами и роботом, которых Аллан Керн как раз и расстреливает из своего «Борхардта», сделаны просто замечательно, и жаль, что показывают их на экране очень недолго!
Кстати, внутри робота ведь находился человек – мастер спорта по борьбе и самбо Борис Прутковский, хотя, не зная этого, так вот прямо этого и не скажешь, настолько этот робот получился… «настоящим». Кстати, корпус «уважаемого железного Джона» был впоследствии использован в детской познавательной передаче «Операция «Сириус-2», на ленинградском ТВ, и, можно сказать, обрел там свою «вторую жизнь».
Поскольку мы находимся на ВО, следует подчеркнуть, что, помимо различных технических устройств из будущего, в нем присутствует и немало вполне современного для тех лет земного оружия, причем как советского, так и иностранного, включая совершенно уникальный пистолет Борхардта С93.
Фильм понравился всем, даже такая требовательная особа, как министр культуры СССР Екатерина Фурцева, заявила, что фильм очень интересный, но все-таки указала, что советская женщина-космонавт не может рыдать в космосе и терять самообладание в трудной ситуации. Тут бы, конечно, выпустить фигурки космонавтов из этого фильма, непременно их «летучий вездеход» и уж, конечно, игрушечного робота Джона, пусть даже и не ходячего. Но о таком в то время в СССР даже не приходилось и мечтать – это была бы уже просто ненаучная фантастика!
Но зато на мировую кинофантастику всех следующих десятилетий фильм произвел просто сногсшибательное впечатление и был признан в мировом фантастическом кинематографе одним из его важных этапов.
Право на прокат фильма купили 28 стран.
А вот США советский фильм не только купили, но, пользуясь неурегулированными взаимоотношениями относительно авторских прав, решили превратить его в нечто своё собственное, для чего ряд эпизодов из фильма изъяли, но зато добавили и новые, и в таком виде и выпустили его в американский прокат под новым названием «Путешествие на доисторическую планету» (1965).
О том, что это фильм из СССР, понятное дело, что нигде не упоминалось, а советским актёрам, которые в фильме еще остались, дали англоязычные имена и фамилии. Так, Георгий Жжёнов, например, превратился в Курат Бодена, Геннадий Вернов стал Робертом Чанталом, ну и так далее. Заменили и нашу Машу – актрису Кюнну Игнатову. Вместо нее в фильме появилась американская актриса Фэйт Домерг. Картина вышла, но… не было в ней сугубо американских блондинок, без которых в 60-е годы не обходился ни один голливудский кинофильм, да и идея фильма получалась слабоватой.
Как все-таки непросто быть исследователем далеких миров. Вот так убьешь местного зверька, который хотел тобой пообедать, а оказывается, что это местный бог! Кстати, могли бы американцы и поприличнее сделать это чучело. А то видно, что оно из резины, так и дергается в руках у венерианок, которые со скорбным видом тащат его хоронить. Ничего, кроме смеха, эта сцена вызвать не может!
И тогда в 1968 году в США фильм перемонтировали ещё раз и в него добавили доснятые эпизоды. Фильм получил название «Путешествие на планету доисторических женщин». Из «Путешествия на доисторическую планету» многие эпизоды удалили, но самое главное – в сюжет ввели племя полуголых венерианских доисторических амазонок. Режиссёром этой в высшей степени забавной версии был Питер Богданович (записавший себя в титрах под псевдонимом «Дерек Томас»).
С чего-то он решил, что венерианские женщины должны быть яркими блондинками, поэтому он пригласил сниматься Мейми Ван Дорен и некоторых других подобных ей блондинок, «потому что я думал, что все должны быть блондинками на Венере». Встал вопрос, во что этих самых первобытных женщин одевать, и Питер надел на них резиновые штаны в обтяжку, а спереди на грудь привесил впечатляющих размеров ракушки. Кроме того, он дал венерианкам звучные полинезийские имена, потому что… ну вот так ему захотелось. Он же добавил в фильм и авторское повествование от лица одного из участников экспедиции, спасенного женщиной-венерианкой и мечтающего с ней встретиться вновь, что, однако, затруднительно, потому что новая экспедиция на Венеру не планируется.
Нашему земному космонавту Алеше на память о Венере достается вот эта головка! Американцу (причем самому красивому), впрочем, тоже…
В новой киноленте сюжетных линий стало две. Первая, как и раньше, была основана на содержании советского фильма, а вот вторая получилась весьма замысловатой.
Оказывается, на Венере живут некие женщины-блондинки, поклоняющиеся летучему ящеру, похожему на птерозавра. Астронавты его убивают, и местные светловолосые венерианки пытаются истребить землян с помощью своих сверхчеловеческих способностей, но терпят неудачу. Венерианки убеждаются, что их бог-птерозавр – ложный бог, побивают его статую камнями, а когда американцы улетают с Венеры, находят их брошенного робота, поврежденного потоком вулканической грязи (а не лавы, как у нас!), и начинают поклоняться ему в качестве нового божества.
Фильм обошел экраны всего мира и оказал несомненное влияние на массовую культуру, причем и в нашем советском варианте – где смотрели его именно как «Планету бурь», и в американском тоже… В любом случае он вошел в историю культуры навечно!
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.