«При изучении истории
моей страны мной замечено, что в исторической литературе очень слабо
освящено земское движении (причины его формирования, его роль в
расширении государственных границ) и вопросы сталинской экономики (после
пресловутого XX съезда, эта тема видимо до сих пор под запретом)…» typer-zoom (Псевдоним TZ) Несите бремя белых, – Пожните все плоды: Брань тех, кому взрастили Вы пышные сады, И злобу тех, которых (Так медленно, увы!) С таким терпеньем к свету Из тьмы тащили вы. (Р. Киплинг. Перевод М. Фромана) Вехи истории.
Начнём с эпиграфа, который говорит о том, что тема земского движения у
некоторых читателей ВО вызывает интерес. Как и тема сталинской
экономики. Причём ничего запретного, кстати, в ней нет. Работ много и
разных. Нужно только поискать. Но мне лично заниматься экономикой не
интересно. А вот относительно истории земства пришлось даже руководить
аспиранткой, которая в своей диссертации земское движение рассматривала.
Так что о нём я кое-что знаю. А что обычно у нас знают о земстве? В
основном то, что Ленин назвал его «пятым колесом в телеге царского
самодержавия». Но как бы об этом узнать немного поподробнее, может быть,
тогда обнаружится и нечто интересное? Например, что у земства в России
глубокие исторические корни, да и сам государь – первый Романов, был
обязан своей властью отнюдь не кому-то, а именно Земскому собору,
собравшемуся в 1613 году. И лишь по мере укрепления абсолютизма в России
роль земского самоуправления упала практически до нуля. И вдруг… опять,
с чего бы это? Кстати, можно было бы порекомендовать прочитать работу
Ленина «Гонители земства и аннибалы либерализма», вот только в ней 76
стр. и она носит явный полемический характер. А нам сегодня тогдашняя
полемика особо-то и не интересна. А вот с фактами познакомиться смысл
есть. Итак…
Империя и самоуправление: друзья или враги? Среди
великих реформ, которые в России провёл Александр II Освободитель в
60-70 гг. XIX века, земская реформа занимает очень важное место, да и
немудрено. Ведь она, по сути, дала начало самоуправлению в России на
местах. А это было очень важно. Недаром известный славянофил Аксаков
говорил, что русский народ не государственный. Он высказывает своё
мнение о власти, а сам властвовать над собой не хочет, поэтому-то разные
самозванцы ему так легко на шею и садятся. Но тут дело было самое
благое – возможность для обучения такому самоуправлению открылась.
Впрочем, оно на Руси было (если уж первого Романова на царство посадил
Земский собор!) ещё… до Петра I, который фактически свёл его к нулю.
Губернаторы и воеводы – вот кто теперь являлся властью на местах, а при
Екатерине II таковой стали капитан-исправники. Хотя Екатерина
предоставила массу полномочий дворянским собраниям с выборными
предводителями во главе, это тоже было самоуправление, но ограниченное,
носившее сословный характер.
Но в то же время самоуправление
существовало в деревне. Там его никто не отменял. Сельский «мир» решал
все насущные вопросы и избирал уполномоченных на волостной сход.
Существовали сельские старосты, а при них писари. Участвовать в
волостных делах могли лишь государственные крестьяне, но после 1861 года
это право распространилось уже на всех крестьян.
Причём
создавалось земство отнюдь не впопыхах, а весьма обстоятельно. В начале
1859 года Александр II создал комиссию, которой было поручено
разработать проект устройства земских учреждений. Комиссии было указано
следующее:
«Необходимо предоставить хозяйственному самоуправлению в уезде большее единство, большую самостоятельность и большее доверие.» Руководство
было поручено министру внутренних дел П. А. Валуеву, притом царь
потребовал от него, чтобы «дело» это было закончено непременно до 1
января 1864 года. И как было указано, так и сделали: «Положение о
земских учреждениях» было утверждено в срок.
По положению лицам
всех сословий, кои в пределах своего уезда имели земельное либо иное
имущество, равно как и крестьянским обществам, давалось право через
выборных-гласных, избираемых в уездные и губернские земские собрания,
участвовать в различных хозяйственных делах. Вести дела непосредственно
должны были земские управы – губернские и уездные. Теперь земства, а не
государство должно было печься о самых важных местных объектах, будь то
дороги, снабжение населения продовольствием, народное образование и
здравоохранение. Где взять земству на всё это денег? Что ж – подумали и
об этом, предоставив право земствам на особые «земские сборы». Понятно,
что первое место в земских собраниях получили дворяне как люди наиболее
образованные, опытные в делах управления и… материально обеспеченные.
Однако были и земства, в которых среди выборных преобладали крестьяне
(Вятское земство, Пермское). И вот через работу в земствах как раз
крестьяне-то и приучались чувствовать себя не только подданными, но и
гражданами своей страны.
Процесс растянутый, но крайне необходимый Земство
опять же введено было в России не сразу. Первые земства были созданы в
Самарской губернии в феврале 1865 года, а затем ещё в 17 губерниях. На
момент смерти Александра II земства были уже в 33 губерниях Европейской
части России. Однако земства не были созданы в 12 западных губерниях и в
населённых весьма редко Астраханской и Архангельской губерниях. Не было
их и в районах компактного проживания казаков. У них было своё
самоуправление, и оно не отменялось.
Земства очень активно
занялись врачебным делом, да так, что в 1877 году Александр II многим
земствам за это выразил благодарность. Почему именно в 1877 году? Так
ведь была война, и земства открыли по всей стране множество госпиталей и
организовали сбор средств и вещей в помощь раненым воинам. И если в
государственных госпиталях основным контингентом врачебного персонала
были мужчины, то в земских – женщины, и оказалось, что эффективность их
не только от этого не снизилась, а напротив, возросла! О земской
медицине прекрасно написали классики нашей русской литературы А. П.
Чехов и М. А. Булгаков, которые сами были земскими врачами и хорошо
знали все их беды, проблемы и радости. Например, М. А. Булгаков написал
просто замечательный цикл рассказов «Записки юного врача», впервые
напечатанных в 1925-1926 годах на страницах журналов «Медицинский
работник» и «Красная панорама».
Что касается А. П. Чехова, то по отзыву земского врача Серпуховского земства П. И. Куркина,
«Чехов был идеальным земским врачом. Он сочетал в себе врача и общественника, учёного и практика.» Занимаясь
практикой в Мелихове, он хлопотал и о создании в Москве специального
института кожных болезней, но при этом просил его «вмешательство в
судьбы московской медицины» сохранить в тайне. А вот что он написал на
страницах своей записной книжки:
«Небогатые
врачи и фельдшера не имеют даже утешения думать, что служат они одной
идее, так как всё время думают о жаловании, о куске хлеба.» Тем
не менее для крестьян, которые тогда лечились в основном у
бабок-знахарок, даже помощь весьма ограниченных в средствах и
возможностях земских врачей была настоящим даром Божьим, сохранившим
немало человеческих жизней.
Проблема начального образования в Российской империи и земские школы Именно
в руках земства находилась и большая часть начального народного
образования. Программой земских школ предусматривалось изучение Закона
Божьего, церковно-славянского языка, основ русской грамматики и
словесности, арифметики, рисования, пения, а также, хотя и не всегда и
не везде, проводились уроки родной истории, географии и естествознания. В
сельских школах детям сообщались знания по агрономии. Учебники и
программы земских школ составляли такие выдающиеся педагоги России, как
К. А. Ушинский, Ф. Е. Корш и Ф. И. Булгаков. Соответственно, для детей
земства были созданы специальные учительские семинарии, рассчитанные на
четыре года обучения, чтобы они готовили учителей для земских школ, были
открыты воскресные школы для взрослых, создавались библиотеки,
избы-читальни, проводились передвижные педагогические выставки. Очень
интересно описана эта работа (как и сам процесс обучения) в книге И. Д.
Василенко «Жизнь и приключения Заморыша».
Существовали земские
школы двух типов: одноклассная, рассчитанная на трёхгодичный срок
обучения и на пятьдесят учеников с одним учителем (как раз такая школа и
описана в книге Василенко), и двухклассные, где курс был уже
четырёхлетний, учеников более 50 человек и два учителя. Соответственно,
тут всё зависело от размеров села, количества детей школьного возраста
и, разумеется, от финансового положения земской управы тамошней волости.
Только
за первое десятилетие в России появилось более 10 тысяч земских школ. К
1911 г. этих школ было уже 27 486, к 1914 г. более 40 тысяч, то есть
фактически всеобщее начальное образование в стране было введено де-факто
и именно усилиями не государства, а земства! Зарабатывал земский
учитель в начале XX века 30 рублей в месяц; а с пятилетней выслугой уже
37 рублей 50 копеек. Причём 5 рублей доплачивало ему губернское земство и
2 рубля с полтиной земство уездное. 30 рублей в то время получала
классная дама без уроков в государственной гимназии. Но она квартиру
снимала, а земскому учителю предоставлялось казённое жильё (как правило,
это была отдельная комната в здании самой школы), либо если он квартиру
в деревне снимал, то это съёмное жильё ему оплачивалось. Ну и цены
опять же… В начале ХХ века в уездных городах были таковы: полтинник
позволял купить на рынке двух «цыплят» (молодых курочек, которые не
сподобились стать несушками и отнюдь не голубовато-тощего известного нам
облика!), две булочки «франзольки» (они и сейчас есть – витые такие,
подрумяненные смазанным яичком) и пяток яиц. То есть прокормиться можно
было, и даже совсем неплохо. К тому же в селе всё было ещё дешевле, да и
учителям так же, как и батюшкам, и сельскому писарю было принято
«нести». Немного, но… и не хуже, чем принесли другие.
Контрреформы… и опять реформы После
убийства Александра II Александр III постарался деятельность земств
поставить под жёсткий контроль, поскольку утверждалось, что, используя
земства в качестве прикрытия, и либералы, и даже революционеры ведут
через них вредную для государства агитацию. Ввели должность земских
начальников, ответственных перед правительством, а за преподаванием в
земских школах был установлен строгий надзор, дабы туда не просочилась
никакая крамола. С другой стороны, ни в области хозяйственной, ни в
медицинской, ни в ветеринарии и агрономии земские учреждения никакого
урона не понесли. Более того, в начале 1890-х гг. государственная помощь
земствам составляла уже около 60 млн рублей в год. Дальше решали уже
сами земства. Примерно треть этой суммы они расходовали на медицинское
обслуживание населения, а одну шестую – на народное образование.
Николай
II продолжил практику создания земских учреждений в России. В 1897 году
он одобрил проект министра внутренних дел И. Л. Горемыкина по их
распространению на Архангельскую, Астраханскую, Оренбургскую и
Ставропольскую губернии. Было решено создать губернские земские собрания
и в девяти западных российских губерниях, а также в Закавказье.
Когда
началась Первая мировая война, земства организовали широкую сеть
лазаретов, в которых опять-таки в большинстве работали женщины: и в
качестве врачей, и фельдшериц, и сестёр, поскольку мужчины-врачи были
призваны в армию. Быстро выяснилось, что снабжение армии поставлено
далеко не лучшим образом, и исправлением положения также занялись
земства. Дошло до того, что правительство передало им даже часть военных
заказов, и… их исполнение сразу наладилось.
Ни в российской
армии, ни в тылу в годы войны не было эпидемий, в чём огромная заслуга
именно земства. Земство же создало и знаменитые «летучки» – так
назывались «летучие отряды» из врачей и сестёр милосердия, которые
оказывали максимально быструю помощь раненым – своего рода российский
вариант «госпиталя МЭШ». Их подбирали на полях сражений, быстро
перевязывали и устраивали во временные лазареты. И за всё это отвечали
не армейские госпитали и врачи, а земские, чем серьёзным образом снижали
нагрузку на армейский медперсонал.
Был создан Главный комитет по
снабжению армии Всероссийского земского и городского союза (Земгор),
решивший снабжение армии всем, что ей необходимо, начиная от провизии и
кончая снарядами, взять в свои руки. Но правительство испугалось такой
зависимости от «общества» и согласилось передать ему лишь исполнение
посреднических функций.
«Тихо едешь», и всё закончится революцией? Земства
вели исключительно полную статистику, ставшую основой российской
экономической науки, давали ссуды, пусть и небольшие, крестьянам,
земские юристы отстаивали права крестьян в судах и довольно часто
успешно. То есть медленно, да – и с этим никто не спорит, но верным
образом российское общество убеждалось в том, что свои проблемы народ
может решать сам, без вмешательства государства, и что такое
вмешательство с его стороны – явление далеко не здоровое. И получалось,
что сами же творцы российских реформ заставляли людей задуматься над
очень важным вопросом: а что в стране важнее – власть государя или же
самих её граждан, и нельзя ли как-то слишком уж его непомерную власть
ограничить?
Естественно, что большевики, придя к власти, никак не
могли допустить существование в своей стране столь эффективных, а
главное – независящих от них органов самоуправления. Поэтому в 1918 году
земские учреждения всех уровней и направлений – и консервативного, и
либерального толка, были ликвидированы повсеместно, их финансы переданы
соответствующим Советам, а все земские школы, фельдшерские пункты и
больницы в одночасье стали государственными.
Вячеслав Шпаковский
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|