Одним из новшеств, привнесённых советским строем в
российские реалии была система всеобщей паспортизации. При этом
развивалась система паспортов в Стране Советов медленно и поэтапно. И в
целом была мерой, скорее, вынужденной. Всеобщая паспортизация
городского населения была объявлена 27 декабря 1932 года, до этого
советские паспорта выдавались в качестве «заграничных». В основном, тем
гражданам, которым было разрешено и поручено отправляться за рубеж,
чтобы представлять там советские интересы. И именно про такой паспорт
писал Маяковский в своем бессмертном про «широкие штанины». Бюрократическая свободаНо
такая бюрократическая свобода до 1932 года создавала массу бытовых и
криминальных проблем. Огромные массы людей свободно кочевали по
просторам страны, а особенно активно этим пользовался криминальный
элемент, который мог в те годы «гастролировать» практически без
ограничений, пока не поймают. Потому
в советском паспорте появились графа о прописке. Которая позволяла, как
и сам документ, фиксировать передвижения гражданина и определённым
образом «привязывать» его к месту жительства. Вопреки общему
мнению, сельским жителям паспорта также выдавались, хотя их всеобщая
паспортизация наступила гораздо позже, в семидесятые. Просто паспорта
колхозники получали в случае поступления в ВУЗ или с началом военной
карьеры, или переезжая в город на обговоренное уже рабочее место. Графа о национальностиПо
поводу «прописки», которая сейчас обозначается, как «регистрация», до
сих пор спорят специалисты. Но была в советском паспорте и так
называемая «пятая графа», или же графа о национальности. Вообще,
чисто технически пятой эта графа была не в советском паспорте, а в
«Личном листке по учёту кадров паспортных органов МВД СССР» на основании
которого и оформлялся советский паспорт. Критики графы
«национальность», да и многие исследователи видят в ней не только
механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления
отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но самое интересное
что изначально все обстояло с точностью до наоборот. СССР был
подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но
именно «много»-национальной, а не «безнациональной». Поэтому графа
«национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не
была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую
многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но
это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так. Изначально
национальность человека определялась по национальности родителей. При
этом, в СССР был список этих самых национальностей. Что характерно, он
периодически ещё и менялся. По национальности отцаИзначально,
согласно спискам 1924-1926 года в СССР проживали представители двухсот
национальностей. При этом, как правило, гражданин получавший паспорт,
определял свою национальность по национальности отца, хотя были и
исключения. В 1974 году паспортизация в Советском Союзе
продолжалось. Теперь право на получение документа имели и колхозники,
жители сельской местности. Одновременно с этим, изменился и подход к
определению национальности. Графа
в паспорте была все такой же обязательной, но теперь гражданин мог по
собственному выбору записать себя в ту или иную народность. Но вот самое
интересное, что примерно в эти же годы начинается и варьирование списка
«официальных» национальностей. В 1959 году было 126, в 1979 – 123, в
1989 – 128. Гонения по национальному признакуЧто
касается гонений по национальному признаку, то ряд учёных фиксируют в
советской истории случаи депортации представителей десяти
национальностей. К ним относят чеченцев, крымских татар, корейцев,
карачаевцев, ингушей, немцев, балкарцев и ряд других. Также, во времена сталинских чисток, нелегко пришлось советским евреям. При
этом, учёные указывают не только на факты депортации, но и на «мягкую
дискредитацию» в позднем СССР по национальному признаку. Советские евреи
по этому поводу придумали грустную шутку, где обозначали свою
национальную принадлежность, как «инвалидность пятой группы». Но
стоит снова оговориться, что скорее Сталин и тогдашнее советское
руководство увидело в графе «национальность» удобный практический
механизм уже после его ввода. Изначально же, «пятая графа» была скорее
идеологическим механизмом, и каких-то систематических практик не
предполагала. Что интересно, с крушением СССР советские паспорта
не исчезли, и до сих пор считаются действительными на территории России,
наряду с новыми паспортами граждан Российской Федерации, где графы
«национальность» нет. Периодически за её возвращение ратуют
консерваторы, и общественная дискуссия по этому вопросу идет до сих пор.
Однако, кажется, государство возвращать «пятую графу», как минимум в
ближайшее время, не будет в силу особенностей нынешней российской
национальной политики.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|