Летом 1740 года в Глуховский Генеральный
военный суд Гетманщины пришло письмо из администрации города Лубны. В
нем чиновников просили разобраться в деле казака Павла Шульженко по
прозвищу Мацапура, который вместе с подельниками, помимо грабежей и
убийств, обвинялся в каннибализме и колдовстве.
Павел
Шульженко родился в селе Колесники первой сотни Прилуцкого казачьего
полка. Мужчина носил прозвище Мацапура — так казаки называли неуклюжего
или неаккуратного человека, и ходил по разным хуторам, где зарабатывал
на жизнь сезонными работами. Из документов следствия известно, что он
носил усы, был высокого роста и обладал большой физической силой.
В
поле зрения правосудия Мацапура впервые попал в 1735 году .За
обворовывание богатого казака Домарацкого Павла ловят и садят в полковую
тюрьму Прилук. Получив несколько десятков ударов плетью, вор выходит на
волю и опять занимается преступным ремеслом.
Российской империей
на том момент правила императрица Анна Иоанновна , территорией Украины -
Малороссийская коллегия, учрежденная после смерти гетмана Даниила
Апостола.
Административно Малороссия была поделена на десять
казачьих полков, являвшихся одновременно и военными, и административными
единицами. Как повелось со времен Богдана Хмельницкого, так и
продолжалось. И в каждом полку был судья, рассматривавший и уголовные, и
гражданские дела.
А дел хватало! Местные жители XVIII века
любили судиться. За межу, за потравленное поле, за супружескую измену,
за сказанное в сердцах бранное слово… Кроме того, уже третий год шла
война с турками. Армии Российской империи воевали на широком степном
просторе от Дона до Молдавии. Фельдмаршал Миних то и дело «открывал» и
«закрывал» фронты, ходил походами в Крым, осаждал крепости, а в это
время в его тылу болтались шайки лихого народа, обрадованные, что
властям до них временно нет дела.
Одна из таких банд орудовала
между Прилуками и Золотоношей. (Первые сегодня — в Черниговской области,
а вторая — в Черкасской.) То и дело у хозяев пропадал скот, бесследно
исчезали пастухи, словно растворялись на дорогах купеческие обозы, и,
главное, женщины. Какая-нибудь молодка выходила поутру из беленькой
хатки, чтобы отправиться в гости в соседнее село, но ни там, куда она
шла, ни откуда вышла, ее уже больше никто никогда не видел — словно
завелась на Левобережье нечистая сила.
А примерно в это время на
хуторе Кантакзинском в Золотоношской сотне Переяславского полка проживал
«без найма» (то есть, просто так, у знакомых) некий Павел Мацапура. Он
разъезжал с товарищами из местных по округе и воровал коней. Коней
сбывали на ярмарках. А разную мелочь, попадавшуюся во время налета,
покупала шинкарка Дудниха, сидевшая в корчме на речке Золотоноша — прямо
на «гребле» (плотине). Золотоноша в те времена была куда полноводнее,
чем ныне, из-за водяных мельниц с запрудами.
Все бы хорошо, да
только однажды Мацапура весьма опрометчиво украл четверку лошадей у
бунчукового товарища Андрея Горленко — не последнего в Гетманщине
человека. Случилось это на хуторе Стасовщина под Прилуками. Слуги
Горленко поймали конокрада, и он почти год просидел в тюрьме, пока
лошади не отыскались.
Выйдя на волю, Павло почти сразу же снова
попался на краже. Зимой 1739-го сидел в очередной раз в полковой тюрьме в
Прилуках. Согласился быть палачом, так как никто не хотел занимать эту
позорную должность. И снова сбежал, как только начался Великий пост. В
общем, никто ничего хорошего, кроме скупщиц награбленного, сказать о нем
не мог, а те, по совершенно понятным причинам, молчали. Правда, была у
Мацапуры еще и жена. Но ее он бросил вскоре после женитьбы, подавшись из
родных мест «на хутора».
Почти год гулял Павло по Украине, пока
снова не попался на хуторе Шелеховщина. А неподалеку есаул Пирятинской
сотни Божко, вызванный по жалобе жителей села Смотрики, выловил еще
троих из его банды — селяне жаловались, что в степях блуждают какие-то
«непотребные люди». Мацапуру с подельщиками доставили в Лубенскую
полковую канцелярию, и там под пыткой он заговорил. От рассказанного им
дыбом встали оселедцы даже у таких видавших виды людей, какими были
лубенские старшины. Мацапура оставил в суде подробнейший отчет о своих трудах и днях.
Грабить
решили возле села Мокиевка. А наблюдательным пунктом выбрали высокую
могилу Телепень, торчащую в поле то ли со скифских, то ли с половецких
времен. Первыми жертвами банды стали пять купцов, заночевавших под
селом. Троих из них забили палками, двое — откупились. Люди это были не
слишком богатые — в качестве приза мацапуровцам достались пять возов и
пять бочек водки. Такое количество алкоголя окончательно превратило
разбойников в неуправляемых скотов — «отморозков» на современном
жаргоне. И пошел беспредел! В степи попался какой-то хлопец, пасший
коров. Он узнал Мацапуру, и его убили. Возле села Гуровка встретили двух
погонщиков и тоже порешили, чтобы не донесли. А однажды, как гласит
дело Мацапуры, «поутру встретилась им какая-то женщина, с которой они,
остановив, сначала чинили богомерзкий блудный грех. А затем ее кийками
до смерти убили. Первым начал бить Мацапура. Сняли с нее свитку и там
же, между пашнями, закопали в яму. И на другой день, увидев другую
женщину, которая шла из Гуровки, перехватили ее и к возам привели. И с
этой сначала чинили богомерзкий грех, а после забили насмерть кийками…
Уже поздно поехали к Быковщине, под село Рудку. А на другой день, увидев
двух женщин, которые шли из этого села в поле, поймали их на дороге и
привели к возам, где и держали до вечера. И с ними все чинили блуд, а
вечером до смерти кийками забили. Ночью, сняв свитки, там же в землю
закопали»… Через пару дней поймали еще одну женщину. Уже на Носовском
шляху. Как обычно, изнасиловали ее. А потом Мацапура убил ее. Но этого
уже показалось мало. Обычное душегубство приелось. Решили, что женское
мясо должно быть вкусным. Ревицкий отрезал у мертвой икры и «взял их в
воз», чтобы, приехав на могилу Телепень, сварить.
Сбежав из
тюрьмы, он отправился на хутор Романихи, уже хорошо известный ему по
прошлой «деятельности», и там дождался прибытия еще шести злодеев.
Посовещавшись, друзья отправились на Нежинский шлях и там у криницы
Побеванка напали на десятерых купцов, ехавших с грузом водки. Те как раз
остановились напоить лошадей. Семерых убили, остальные убежали. Трупы
зарыли в снег, а деньги, лошадей и водку поделили и залегли на хуторах
до Пасхи, которая в 1740 году выпала на 6 апреля. Только время от
времени развлекались мелкими налетами. По словам Мацапуры, выясняя у
жертв, где спрятаны деньги, бандиты пытали их, поджаривая ноги зажженной
щепкой — люди, помнящие бандитские 90-е, когда жертвам ставили утюги,
согласятся, что у рэкетиров XVIII и XX веков весьма схожие технические
методы. Вскоре к банде Мацапуры присоединились еще и четыре запорожца —
Иван Таран, Михайло Макаренко, Денис Гриценко, Мартин Ревицкий и
приставший к ним образованный родич последнего Василий, умеющий читать и
писать. Ватага прибыла на пяти возах, чтобы, как написано в материалах
следствия, «идти грабить людей».
Грабить решили возле села
Мокиевка. А наблюдательным пунктом выбрали высокую могилу Телепень,
торчащую в поле то ли со скифских, то ли с половецких времен. Первыми
жертвами банды стали пять купцов, заночевавших под селом. Троих из них
забили палками, двое — откупились. Люди это были не слишком богатые — в
качестве приза мацапуровцам достались пять возов и пять бочек водки.
Такое количество алкоголя окончательно превратило разбойников в
неуправляемых скотов — «отморозков» на современном жаргоне. И пошел
беспредел!
В степи попался какой-то хлопец, пасший коров. Он
узнал Мацапуру, и его убили. Возле села Гуровка встретили двух
погонщиков и тоже порешили, чтобы не донесли. А однажды, как гласит дело
Мацапуры, «поутру встретилась им какая-то женщина, с которой они,
остановив, сначала чинили богомерзкий блудный грех. А затем ее кийками
до смерти убили. Первым начал бить Мацапура. Сняли с нее свитку и там
же, между пашнями, закопали в яму. И на другой день, увидев другую
женщину, которая шла из Гуровки, перехватили ее и к возам привели. И с
этой сначала чинили богомерзкий грех, а после забили насмерть кийками…
Уже поздно поехали к Быковщине, под село Рудку. А на другой день, увидев
двух женщин, которые шли из этого села в поле, поймали их на дороге и
привели к возам, где и держали до вечера. И с ними все чинили блуд, а
вечером до смерти кийками забили. Ночью, сняв свитки, там же в землю
закопали»… Через пару дней поймали еще одну женщину. Уже на Носовском
шляху. Как обычно, изнасиловали ее. А потом Мацапура убил ее. Но этого
уже показалось мало. Обычное душегубство приелось. Решили, что женское
мясо должно быть вкусным. Ревицкий отрезал у мертвой икры и «взял их в
воз», чтобы, приехав на могилу Телепень, сварить.
Где-то в это же
время бандитской ватаге попалась еще одна крестьянка. На сей раз
беременная. Запорожец Таран заявил «побратимам», что может узнать, будет
ли им счастье или их всех поймают и казнят. Для этого, мол, нужно
вспороть бабе живот и вытащить плод для гадания. Так и сделал: подняв
ребенку голову, как утверждают документы следственного дела, Таран
«сказал, что все они погибнут». Но, чтобы поворожить с большей
точностью, бросил плод в мешок и прихватил с собой. Причем, все бандиты
запомнили, что неродившийся ребенок был женского пола. Видимо, все они
тщательно осмотрели его, не упуская никаких деталей. На могиле
Телепень началось настоящее гадание. Развели костер. Иван Таран разрезал
девочку ножом и вытащил сердце. Сначала запорожец бросил его в костер и
«когда оно из огня выскочило», снова повторил, что «всех поймают». А
потом предложил бросать сердце вверх — «кто его в руки схватит, того не
поймают, а кто не схватит, — того поймают». Поймали — сам Таран, Василий
Ревицкий (тот, что грамотный), Рудый, Макаренко и Гриценко. А остальные
— промахнулись. «Я еще поживу на свете, — подытожил Таран, — а вас,
братья, конечно, поймают».
На ярмарке. В таких местах банда Мацапуры сбывала награбленное Потом
ребенка выпотрошили и испекли «на шашлыках». Как признались
впоследствии бандиты, «посолив и зажарив, все вместе съели с хлебом».
Трудно сказать, что творилось в головах у людей, совершивших это.
Возможно, это было отзвуком какого-то древнего языческого ритуала. Мы
знаем, что в дохристианские времена жрецы совершали на Руси человеческие
жертвоприношения. Но насколько быстро христианизировалась Русь? Какие
атавизмы древних верований сохранялись в дебрях Полесья, где Куприн
нашел сюжет своей повести «Олеся», или на степном пограничье, населенном
гулящим народом, не знавшим ни закона, ни морали?
Ритуальный
каннибализм был свойственен всем народам. В том числе и европейским.
Мало кто задумывается, что знакомая с детства сказка о Красной Шапочке,
бытовавшая у французов, немцев и итальянцев, — тоже далекий отзвук этой
первобытной дикости. В ранних ее вариантах, известных еще с XIV века,
волк не только съедал бабушку, но и угощал ее мясом внучку. А тот
облагороженный вариант, который мы знаем с детства, — всего лишь
«диетическая» версия, лишенная кровавых подробностей благодаря Шарлю
Перро и братьям Гримм, добавившим счастливый конец. Ведь в настоящей
народной сказке вслед за бабушкой волк съедал еще и Красную Шапочку. А
хэппи-энда в виде охотников, проходивших мимо, не было! Запорожец
Таран — явно тот самый «казак-характерник», о магических способностях
которых так много рассказывали непосвященным. В реальности магия
выливалась в самый обычный демонизм. При вожаке Мацапуре он играл роль
своеобразного «идеолога», «волхва», явно превосходя извращенной
фантазией остальных недоумков. Видимо, банде так понравилось то, что они
делают (да и пророчество о неотвратимости наказания добавило остроты
ощущений), что через несколько дней гуляки поймали и сварили в казанке
еще одну жертву — совсем молодую девушку. Ее, как и многих других,
выследили с вершины холма Телепень. К этому времени банда разрослась до
16 человек. Перед тем как убить и съесть, все они, как обычно,
изнасиловали бедняжку.
Наступил момент, когда нужно было
разбегаться. Логово на Телепне стало слишком приметным. По округе ползли
слухи о многочисленных исчезновениях людей. После еще нескольких
нападений на купцов, везших водку, компания рассеялась, а сам Мацапура
отправился на хутор Шелеховщину, где и был пойман после очередной мелкой
кражи. Спасо-Преображенская церковь в Глухове. Сюда Мацапура не заходил Лубенская
полковая канцелярия допросила его, а потом, ввиду особой важности дела,
направила в тогдашнюю столицу гетманской Украины — город Глухов. Там 30
сентября 1740 года Суд Войсковой Генеральный, рассмотрев дело,
постановил: «За ядение человеческого мяса, чего и нечестивые варвары не
чинят, в силу указанных прав малороссийских, учинить жестокую смертную
казнь на той же могиле Телепне, около которой чинили разбой. А именно —
Мацапуре, который был предводителем тем разбоям… отрубив ему пальцы на
руках и ногах и обрезав ему уши и нос, посадить живого на кол. Товарищам
его — Мищенко, Пивненко и Пащенко, которые последовали тем его злым
делам, четвертовав, отсечь головы и около него их положить на колесах, и
части их на колья насадить на страх другим таковым»…
Генеральная
Войсковая канцелярия несколько изменила этот приговор. Из-за
отдаленности Телепня от крупных населенных пунктов казнить там
разбойников сочли непедагогичным. Поэтому для наглядности главного
людоеда в украинской истории порешили посадить на кол прямо в Глухове.
Там 22 декабря 1740 года он, строго по судебному сценарию, был казнен.
Произошло это на выезде из города в сторону Киева. А на дороге из
Глухова на Путивль четвертовали Мищенко. Пивненко казнили еще 26 октября
в Прилуках на ярмарке «при народном собрании». И только Андрей Пащенко
был четвертован на следующий день на могиле Телепень, находившейся за 40
верст от Прилук. Запорожец Таран и еще одиннадцать соратников Мацапуры
скрылись в неизвестном направлении.
Документы следствия по этому
делу в Харьковском историческом архиве обнаружил исследователь Николай
Горбань, который в 1927 году опубликовал очерк «Разбойник Мацапура » .
Он (Горбаеь ) писал: «З Мацапуриної ватаги 9 їли луцьке м’ясо, і їло
його «чтоб смелыми быть к разбою», отже маємо людожерство з магічною
метою… в ворожінні над серцем дитини маємо теж пережиток з життя
первісного суспільства, пережиток, що зберігся тільки серед одних кіл
населення — серед злочинців… Віра в силу ворожіння була така, що й
сидячи в тюрмі, Мацапура з товаришами вірив у те, що вони «потому
пойманы, что не схватили сердца».
История Мацапуры плохо
вписывается в романтическое представление о тех временах . Её предпочли
забыть — вытеснить в подсознание. Мол, такого и быть не могло. Но мы
обязаны помнить о нем, чтобы знать, какие «мацапуры» могут всплыть во
время социальных переворотов, когда людоеды лезут в герои.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.