Мы все родом из детства. Многие пока еще из
советского. Того самого, когда мальчишки мечтали стать космонавтами,
моряками, летчиками, геологами - да мало ли кем они мечтали стать.
Главное они мечтали.
И во многом эти мечты появлялись, благодаря
игрушкам, которые продавались в магазине «Детский мир» и которые мы
очень часто, чуть не плача, просили купить наших мам и пап.
Были
среди этих игрушек и особенные, от вида коробок которых ребячье сердце
начинало биться с бешенной скоростью. И уговорив родителей, ты получал в
своё распоряжение броненосец «Потемкин» (с которым плюхался в ванне, и
тебя долго не могли оттуда вынуть) или танк Т-34 (который ты с гордостью
демонстрировал своим ошеломленным друзьям во дворе) или самолет, да не
просто самолет, а Ту-134 или МиГ-21.
Были еще и пакетики. Обыкновенные невзрачные пакетики, в которых лежали: игрушка пластмассовая сборная самолет «фронтовой истребитель»
или «набор-конструктор самолет Ф-415». За этими (да и многими другими
пакетиками, а иногда и коробками) была в буквальном смысле охота. Ведь в
них были модели военных самолетов, да к тому же и весьма реалистично
выполненных.
Взрыв в стендовом моделировании в СССР
Появление
в продаже моделей FROG/NOVO можно сравнить со взрывом в стендовом
моделировании в СССР. Этот «взрыв» по своему действию и последствиям
можно сравнить только лишь с «ядерным».
Взрослые «дяди» в
тогдашних «высоких» кабинетах, которые принимали решение о начале
производства моделей FROG/NOVO, не могли не понимать, к чему в конечном
итоге приведет их распространение в СССР. Потому как не может взрослый,
образованный и информированный человек не осознавать простых истин:
детские впечатления и воспоминания – это стержень, на котором держится
личность взрослого человека.
Ненависть к СССР как бонус
Да,
с появлением в продаже продукции FROG/NOVO увеличился ассортимент
детских развивающих игрушек, это факт. Фроговские модели развивали у
ребенка умение работать головой и руками, и это правда. Но в качестве
«бесплатного» бонуса эти же ребятишки получали еще и нелюбовь к Родине. И
очень часто в виде брезгливости и презрения к своей собственной стране и
ко всему советскому. Примеров было хоть отбавляй.
Подсобрав
определенное количество моделей, а заодно и повзрослев, теперь уже юноша
видел, что модели самолетов, которыми к тому времени он счастливо
обзавёлся, в основном представляют из себя боевые самолеты стран Запада.
Пусть и периода WW II, но с Запада. И он (уже имея опыт «охоты» на эти
самые игрушки, а заодно и покупки фирмовых коробок и деталей у
фарцовщиков) зачастую вместе с этим опытом имел и сформировавшееся и
весьма нелицеприятное мнение о стране, в которой он родился и рос. О
государстве, о власти и много еще о чем другом. Чему весьма успешно
способствовал тот же дефицит этих самых моделек и многочисленные
проблемы, связанные с доведением их до ума.
Таким образом, к
середине 80-ых СССР получил значительную часть молодежи головастую,
рукастую, образованную, но не патриотичную, с брезгливостью сноба
относящуюся к своей стране и к своему народу.
Об этом тогда не
говорили вслух. Но это очень многие чувствовали. Хотя бы по всеобщему
преклонению перед всем западным. И по трещащей статике брезгливости ко
всему советскому. А уж когда появились «кооператоры», «коммерсанты», а
за ними и «рэкетиры», то этого уже стало просто не скрыть.
Игрушечная пропаганда
Мне возразят: где пропаганда, а где «игрушка пластмассовая сборная» самолет «фронтовой истребитель»?
Близко.
И даже ближе, чем кажется. Типичная картина для тех времен: на книжной
полке или под потолком в комнате весьма живописно расположились модели
самолетов США, Великобритании, Франции. Lockheed Р-38, Hawker Sea Fury,
Hawker Hunter или тот же Dassault Mirage III. Красивые самолеты, слов
нет. Чем не повод для восхищения? И восхищались. Достижениями авиапрома
Запада. Но никак ни СССР.
Сложно восхищаться тем, чего нет. А
если есть, то выполнено в стиле обструкционизма и минимализма
одновременно. Я о тех же «моделях» МиГ-15 и МиГ-17 от НПО «Вектор».
Поэтому
стоит ли удивляться тому, что, когда нарисовался мистер Горби со
товарищи, его так тепло поначалу приняла та же молодёжь. Ведь он говорил
о социализме с «человеческим лицом». А понималось это так:
«Жить будем, как у них. А всё остальное будет, как у нас».
Чем
закончилась демагогия Горбачева, многие тоже пока еще помнят. И вот
перестроились 80-ые, реформировались 90-ые, 2000-ые успешно
оцифровываются. Изменилась государство и изменилась страна.
Рай моделистов
Как
грибы после дождя по всей стране появились магазины для моделистов. А с
появлением интернета и их е-версии. Прилавки ломятся от моделей-копий
техники всех времен и народов. Различного сорта и рода дополнений к ним:
декалей, красок, лаков и прочего.
Всё. Для моделистов настал рай. И действительно во многом это так.
Но
при всём изобилии и разнообразии этот самый модельный «рай» какой-то
однобокий. Я об ассортименте того, что продается в подавляющем
большинстве этих магазинов.
Сегодня продаётся не только
FROG/NOVO (хотя и он ещё жив). Правда, в других упаковках. В продаже
есть всё, о чём только мог мечтать моделист 80-ых. Но только круче. Во
всех масштабах, модификациях и окрасах. Продаются модели – копии боевых и
гражданских самолетов. Но в массе своей западной техники. Вот эта
«скатерть-самобранка» из западной техники от западного же производителя и
бросается в глаза даже при беглом взгляде на любую витрину.
Как говорится, есть спрос? Получите предложение.
Рекламная скатерть-самобранка
И
спрос есть. Потому как, за прошедшие годы эта самая западная техника,
стала у нас, как родная. Достаточно вспомнить, на каких самолетах наши
граждане летают в туже Анталию.
Штатовские фильмы («Красотка
Мемфис», «Пилоты из Таскиги», Top Gun, «Огненная птица», серия фильмов
Great planes – почему-то выпущенных студией «Крылья России») многим
известны. Реклама – двигатель торговли.
Вот только наших моделей
(копий советской техники, отечественного разработчика и производителя),
как и в 80-ых – явно жидковато. Словом, щи да каша – пища наша.
В
2019 году на ВО была опубликована статья «Масштабный моделизм Страны
Советов. Часть 1». В ней упомянут журнал Т-М № 8 за 1984 год. В этом
номере была опубликована статья о проблемах стендового моделизма в СССР.
Я читал её, когда ещё был ребенком. Но вот что любопытно. За прошедшие
почти сорок лет мало что изменилось.
Если вернуться назад и провести параллели с сегодняшним днем, то, с моей точки зрения, изменилось всё только к худшему.
Грандиозные, но несуществующие
АНТ-25 – рекордный самолет, на котором В.П. Чкалов впервые в СССР перелетел через Северный полюс. И-16 – первый в мире истребитель моноплан с убирающимися шасси. Ла-5 – единственный в мире крупносерийный цельнодеревянный истребитель периода WWII.
Як-15, МиГ-9 – первые серийные реактивные истребители в СССР. МиГ-15 – первый крупносерийный реактивный истребитель в СССР со стреловидным крылом. МиГ-19 – первый в СССР крупносерийный сверхзвуковой истребитель. МиГ-23 – первый в СССР крупносерийный сверхзвуковой истребитель с крылом изменяемой геометрии.
Ил-28 – первый в СССР крупносерийный реактивный бомбардировщик.
Широкого ассортимента моделей - копий этих самолетов как не было почти 40 лет, так до сих пор и нет.
А откуда им взяться, если даже на МиГ-15 или МиГ-17 до сих пор нет даже адекватных чертежей?
А есть еще и вертолеты.
Зато море мессершмиттов
В
то же время только ленивый производитель модельной продукции не
выпускает пресловутый Messerschmitt Bf.109 (даже «Звезда» отметилась на
этом поприще). Или North American P-51 Mustang. Они производятся во всех
масштабах и модификациях.
Мне могут возразить: разуй глаза, всё что ты назвал продается по весьма демократичным ценам.
Да,
это так, но если модели названных мной самолетов и есть, то (как
правило) это разработки 90-ых годов. Или уже «убитые» пресс-формы, как в
случае с И-16 от ICM, или Як-1, Як-15, МиГ-9 от Amodel (я уже молчу о
том, что Amodel это ЛНД). Добавлю лишь, что ICM и Amodel, - это
украинские производители – то есть зарубежные.
Фирма «» вообще
«порадовала» перепаком «франкенштейнов» МиГ-15, МиГ-17 от Dragon. А это
уже Китай. Моделист занимается тем же, но уже от Hobby Boss.
Мне опять возразят: это, мол, нормальная практика.
Но
хочу обратить внимание на то, что речь идет об отечественных самолётах и
их иностранных разработчиках и производителях. И таких примеров тьма.
Мост к потомкам
По
сути, нынешнее государство отдало в руки чужому дяде (на иностранное
разумение и усмотрение) достижения наших предков, нашу гордость и нашу
же историю. А история народа и страны – это мост в будущее к нашим потомкам.
Ну а о том, как сегодня обстоят дела с историей у «них» (да и у «нас»), тоже (думаю) нет необходимости рассказывать.
Один
«интеллектуал» из Ельцин-центра (между прочим, директор по науке)
заявляет, что пришла пора поставить вопрос о реабилитации власовцев,
потому как они ж тоже ж боролись в коммунистическим режимом? А в Питере
бывший министр обороны РФ с умилением на лице открывает памятную доску в
честь генерала царской армии Маннергейма? После таких вот заявлений уже
почему-то совсем не удивляешься, что музея авиации СССР в Монино теперь больше нет. И с модельками у нас в стране почти сорок лет всё как-то никак.
За
прошедшие годы выросло ДВА поколения моделистов, для которых теперешнее
положение вещей норма. В результате если заглянуть на интернет-форумы,
то можно увидеть вполне себе обыденную картину.
Пир NATO
Праздник
у ценителей самолётов Luftwaffe, пилотов и самолётов стран-союзниц по
Второй мировой войне, знатоков самолетов стран NATO. При этом всё чинно
распределено по годам, фирмам и т.д. и т.п.
Справедливости ради
нужно сказать, что и авиацию СССР не забыли. Но я сейчас говорю о
соотношении тех и наших. А оно складывается не в пользу истории авиации
СССР. И подобную ситуацию можно наблюдать и у моделей «танкистов», и у
«автомобилистов».
Я ни в коем случае не призываю осуждать,
закрывать и привлекать. В конце концов «джина из бутылки» уже выпустили.
Да и приведет это к обратному результату. Уже запрещали и сажали. Я об
отсутствии государства (как такового) на этом рынке, вообще.
Я о том, что в нашей стране десятилетиями складывается ситуация, когда патриотизм дальше квасного и казенного не развивается.
Идеологическая война проиграна?
Я о том, что СССР, проиграв в войне холодной, изначально проиграл и в идеологической. И одним из видов оружия этой идеологической войны были эти самые «пакетики» с моделями самолётов.
Я
о том, что стреляли в тоталитаризм и КПСС. А попали в страну. И тот,
кто стрелял, прекрасно знал своё дело. Методы и способы «взаимовыгодного
экономического и культурного сотрудничества» к тому времени уже очень
хорошо были отработаны на той же Латинской Америке. Для нас же есть
свежий пример – Украина. За прошедшие годы наглядно продемонстрировано,
как можно вывернуть набекрень мозги вполне себе адекватному народу. А
есть еще и Армения, Грузия, Азербайджан, Казахстан. Про Прибалтику я уже
не говорю. Вот и Белоруссия на подходе.
Посмотрите, сколько
молодёжи в Белоруссии среди протестующих. А ведь сначала заваливают
магазины товаром иностранного производства. А лет эдак через 15–20,
раздувая щеки, искренне недоумевают:
«И откуда это у нас взялась эта самая пятая колонна? Будь она неладна?».
Удел русских майя?
Сегодня мы имеем все перспективы встать в один ряд с майя. Или с ацтеками и инками.
Весь
мир будет восхищаться нашей культурой. Нашими произведениями искусства.
Они будут украшать лучшие музеи мира и частные коллекции.
Вот только нас, как народа, как страны, тут, на шестой части суши – уже не будет.
Вы всё ещё считаете, что не важно, какую именно модель самолётика мастерит ваш сын?
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.