На протяжении 2022 года в России наблюдается усиление эмиграционных процессов, связанное с конфликтом на Украине. Первая волна произошла в начале марта — после объявления о проведении СВО, вторая в конце сентября — после объявления частичной мобилизации.
По официальным данным на начало сентября, с начала 2022 года миграционный отток вырос вдвое по сравнению с показателями аналогичного периода предыдущего года и составил почти 100 тысяч человек.
Однако Росстат учитывает лишь снявшихся с учёта граждан, в то время как многие эмигранты этого не делают. Масштаб проблемы можно оценить по кратности роста выбывающих — их поток увеличился вдвое.
Общее число выехавших с начала года составляет более 400 тысяч человек и это без учёта бегущих от мобилизации, чья численность оценке пока не поддаётся, тем более, что процесс продолжается. Есть данные, что всего за пять дней с начала мобилизации в Казахстан выехало 40 тысяч россиян. Последствия оттока сильно разнятся для различных регионов России.
Если для Москвы или Санкт-Петербурга это абсолютно не критично и даже в какой-то степени полезно, то для малонаселённых регионов и городов отток может стать серьёзной проблемой.
Так, например, в Арктической зоне РФ проблема остро стояла задолго до украинского конфликта — в октябре 2021 года это официально признавалось на уровне Совета Федерации. При этом, численность выбывших за границу из арктических регионов за 2021 год лишь по официальным данным превысила 16,5 тысяч человек, это 0,2% всего населения макрорегиона или около 0,6% его трудоспособной части, поскольку уезжают, в основном, представители именно этой категории.
Если экстраполировать на Арктику общероссийские процессы, то для получения реальной картины за 2021 год общее количество уехавших за рубеж следует умножить вчетверо, а полученный результат — вдвое, чтобы получить картину текущего года без учёта бегущих от мобилизации.
Таким образом, в 2022 году Арктика может лишиться как минимум 1,5% работников, большинство из которых — квалифицированные кадры с высшим образованием. А с учётом призванных и бегущих от призыва за рубеж эта цифра может превысить 2%. Аналогичная ситуация может сложиться в ряде малолюдных регионов Дальнего Востока, Южной Сибири и других.
Вместе с тем, отток имеет и свои плюсы.
В ряде регионов он может сократить показатели безработицы, поскольку эмигранты освобождают вакансии.
Сообщается, что после озвученного председателем Национального антикоррупционного комитета Кириллом Кабановым предложения сделать военнообязанными свежеиспечённых россиян из Средней Азии, многие из них побежали из Москвы в родные республики.
Также не стоит игнорировать тот факт, что многие уехавшие могут вскоре вернуться.
Так, в начале марта по сети разлетелась новость о том, что Россию покинули порядка 60 тысяч IT-специалистов.
Однако уже к концу месяца выяснилось, что почти все они вернулись обратно. Кто-то из эмигрировавших и вовсе не выпадет с рынка труда, если может работать удалённо.
Таким образом, говорить о какой-то уже разразившейся катастрофе преждевременно, хотя нужно быть готовыми к тому, что такой кейс вовсю будут пытаться раскручивать вражеские информационные ресурсы.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.