Нож из Гебель эль-Арака, Нож из Джебель Эль-Арака — памятник
додинастического Египта, спорной датировки (Нагада I либо Нагада III),
кремневый нож с рукояткой из слоновой кости, украшенной рисунками.
Нож
был приобретен в 1914 году египтологом Ж. А. Бенедитом (англ.) у
«чёрного» египетского археолога М. Нахмана, который утверждал, что нашёл
нож возле местечка Гебель аль-Арак. Невозможность проверить его слова и
отсутствие археологического контекста впоследствии сильно затрудняли
интерпретацию находки. При покупке лезвие и рукоятка были разделены и,
вероятно, продавец сам не сознавал, что это части целого. Впоследствии
нож реставрировали, в настоящее время он является экспонатом Луврского
музея (зал № 20).
Лезвие ножа сделано из кремня, его длина
составляет 18,8 см. Как показали исследования, нож почти или совсем не
использовался по прямому назначению, являясь, вероятно, церемониальным
оружием или предметом культа. Рукоять
Рукоять ножа
выполнена из слоновой кости, её длина составляет 9,5 см, ширина в
основании — 4,2 см. Она является наиболее ценной частью ножа, ибо с двух
сторон покрыта выгравированными изображениями. На одной стороне
показана батальная сцена — сражающиеся обнажённые воины в верхнем
регистре, в нижнем — сцена с лодками, которую некоторые
исследователи[кто?] интерпретируют как бой на воде (на реке или даже
море). Другая сторона покрыта рисунками символического характера —
мужчина с двумя львами, собаки и другие животные. В центре рукояти
имеется шишка с отверстием, сквозь которое, вероятно, пропускалась
перевязь, на которой нож носился. Ж. А. Бенедит утверждал, что на
рукояти имелись следы золотых вставок
Интерпретация Нож,
в частности сцены на его рукояти, были и остаются предметом дискуссий
между египтологами, порождая множество спекулятивных версий. Одной из
самых интригующих деталей ножа является «нетипичность» сцен для Египта —
«герой со львами» является скорее переднеазиатским, чем египетским
мотивом. Более того, мужчина одет не как египтянин, а, скорее, как
месопотамец тех времён (шапка и длинное, похожее на халат, одеяние).
Много споров вызвали в этом контексте и батальные сцены на другой
стороне рукояти. Историки, которые приписывали египетской цивилизации
неместное происхождение (приход так называемой «династической расы»,
подчинившей долину Нила и создавшей цивилизацию фараонов), использовали
нож как доказательство своей теории. В пользу «чуждости» ножа говорили
не-египетские мотивы изображений (одежда главного героя, форма ладей), а
батальные сцены трактовались как отображение кровавого завоевания. На
такой точке зрения, в частности, стоял известный британский египтолог
Уолтер Брайан Эмери. Со временем, точка зрения о приходе
«династической расы» стала менее популярной и, как отмечает российский
египтолог А. А. Крол, нож, вероятно, отображает сцены ритуального
характера, а не передаёт конкретные исторические события Другой
российский историк Д. Б. Прусаков считает, что на ноже отображено
освоение нильской долины в додинастический период различными
африканскими племенами и их внутренние конфликты. Впрочем, он
оговаривается, что отдельные месопотамские мотивы изображений очевидны,
хотя полностью удовлетворительного объяснения их происхождению пока не
дано.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|