В ФССП России подсчитали для «Известий», что в РФ на начало марта 2024 года остаток неоконченных производств о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным платежам составил 3,7 млн. По агрегированным данным ведомства, должниками числится почти 8 млн граждан. Часть из них является банкротами, и долговую ответственность перед ресурсоснабжающими и ТКО-организациями за них несут сейчас управляющие компании. Новый законопроект призван облегчить бремя УК и граждан. В объединении управляющих компаний отмечают, что текущее положение дел в РФ вызывает риск банкротства самих организаций и недовольство жителей многоквартирных домов по всей стране. Подробности — в материале «Известий».
Сосед за соседа не отвечает
Сейчас при банкротстве физических лиц их долги за коммуналку повисают мертвым грузом на УК, ТСН, ТСЖ и т.д. Проект изменений в Жилищный кодекс страны поможет урегулировать вопросы погашения задолженности перед ресурсоснабжающей организацией (РСО), региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае признания физического лица банкротом.
Как рассказали «Известиям» в Федеральном собрании, до конца весенней сессии Госдума приступит к рассмотрению законопроекта, который восстанавливает справедливость в отношении управляющих организаций.
— Внесудебное банкротство мы поддерживаем, чтобы у социально незащищенных граждан, имеющих при этом небольшой долг, была возможность начать жизнь условно с чистого листа, — сказал «Известиям» председатель комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов. — Но при этом ни управляющие организации, ни другие собственники в многоквартирных домах, где живет банкрот, не должны искать способы заплатить не только за себя, но и «за того парня».
Внесенный недавно в Госдуму группой депутатов законопроект касается случаев, когда оплата за коммунальные услуги предоставляется управляющей организацией, сообщил Сергей Пахомов. То есть тогда, когда у собственников отсутствуют прямые договоры на поставку коммунальных ресурсов с РСО. При банкротстве фактического потребителя коммунального ресурса он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов. Следовательно, управляющая организация обязана списать задолженность физлица за потребление коммунальных услуг.
Но при этом у организации сохраняется обязанность перед ресурсниками по оплате долга, хотя фактически деньги от банкрота не поступали. Законопроект исправляет этот важный для управляющих организаций нюанс.
— Считаем, что такое восстановление справедливости необходимо, будем работать над принятием документа, — подчеркнул депутат.
В Минфин законопроект, который восходит к определению Верховного суда РФ (№ 305-ЭС16-3833), пока не поступал, рассказали в пресс-службе. Как пояснили «Известиям» в Минстрое России, в настоящий момент документ находится в статусе проекта, его обсуждение и согласование продолжается.
— Вопросы оказания жилищно-коммунальных услуг являются наиболее чувствительными и важными для российских граждан, поэтому такие инициативы нуждаются в детальной проработке и анализе для сохранения баланса интересов всех участников жилищных отношений, — сказали в Минстрое.
Новые штрафы за ЖКХ в 2024 году: полный список
Штрафные санкции для жильцов планируют повысить в несколько раз
В РФ проблема взыскания стоит достаточно остро: накопившийся долг населения — от 700 млрд рублей и выше, говорит эксперт «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук.
— При этом сегодня система платежей и отношений между поставщиками коммунальных ресурсов и исполнителями таких услуг, и между потребителями довольно непрозрачные. На практике действуют системы взаиморасчетов и непрозрачных схем. Данный законопроект пытается как-то решить эти проблемы, — указал Склянчук.
Всё за ваши средства
Президент ассоциации «Объединение управляющих компаний», гендиректор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов пояснил «Известиям», что на сегодняшний день долги за ЖКУ граждан, признанных банкротами, вынуждены оплачивать управляющие компании.
— И они делают это из собственных средств и средств дисциплинированных жильцов, — говорит собеседник. — Безусловно, такое положение дел вызывает риск банкротства самих УК и недовольство жителей МКД. Если законопроект будет принят, долги лягут на ресурсоснабжающие организации, что облегчит положение управляющих компаний и жителей многоквартирных домов.
Законопроект решает конкретную проблему путем установления механизмов для зачета недополученных сумм в результате банкротства физлица, но остается вопрос, будет ли это обязательно для ресурсоснабжающих организаций или по их желанию, отмечает эксперт Общественного совета Минстроя РФ, директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая.
— Необходимость новых решений по снижению задолженности за жилищно-коммунальные услуги назрела давно, — считает она. — С переходом на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями у УК долги снизились, но в целом долги за жилищно-коммунальные услуги растут.
Президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), Никита Чулочников полагает, что нововведение существенно облегчит долговое бремя УК/ТСЖ. Однако данный законопроект сильно запоздал — высока доля УК и ТСЖ, которые уже находятся в предбанкротном состоянии, подчеркивает он.
— Необходимо срочно остановить в судах подобные дела о банкротстве до принятия данного закона и дать шанс этим УК и ТСЖ на освобождение от долговой нагрузки и дальнейшее восстановление свой деятельности, — говорит Никита Чулочников. — К сожалению, это только вершина долгового айсберга и остается нерешенным вопрос, что делать с огромным количеством собственников-должников, которые еще не признаны судом банкротами, а их долги безнадежными.
В свою очередь, ассоциация АКОН предлагает для расшивки долгов собственников создать специализированный фонд с государственным, региональным участием, привлечь бизнес, куда может обратиться заявитель-должник с просьбой реструктурировать свою задолженность.
За неимением иного
Несмотря на затянувшееся ожидание инициативы, существуют неточности, которые следует исправить, считает член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Сусана Киракосян.
— Например, непонятно, почему избран способ «освобождение от исполнения обязательства» УО перед РСО в части безнадежных долгов собственников, — указывает она. — Речь идет о прекращении исполнения обязательства. За неимением иного в правовом арсенале это возможно. Но, к сожалению, это не решает нарастающую проблему банкротств граждан. И важно понимать, что за долги всё равно кто-то должен ответить.
Вероятно, предлагает эксперт, стоит рассмотреть вариант включения долгов за ЖКУ в категорию «несписываемых» при банкротстве граждан.
Руководитель правовой дирекции группы «Комфорт» Николай Яценко сообщил, что предложенный законопроект нашел широкую поддержку в профессиональном сообществе. Яценко предполагает, что бремя выпадающих доходов ляжет на сами РСО и будет отнесено к их предпринимательским рискам, точно так же как сейчас это бремя лежит на управляющих организациях, государство не обязано субсидировать эти выпадающие доходы РСО.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|