...и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Евангелие от Иоанна, 8:32
Люди и культура. Периодически на сайте ВО появляются статьи о недостатках современной школы. И это правильно, потому что школа готовит нашу смену, растит патриотов своей страны, будущих потенциальных защитников. Поэтому её недостатки нужно вскрывать и с ними бороться. Но… при этом мало кто из тех, кто про них пишет, сам посещает школы, разговаривает с их директорами и учащимися. То есть выдает информацию с чужих слов, а этого сегодня явно недостаточно.
Есть, конечно, еще и родители, которые высказывают своё мнение на основе слов своих детей. Но что учащийся может знать о работе его педагогов, их зарплате и прочем, когда здесь на ВО имеются даже люди, не знавшие, как оказалось, что отпуск у учителей два месяца. Был таким в СССР и таким же сегодня и остался. И в школе, и в вузе!
Поэтому, думается мне, будет полезно о современной школе рассказать человеку, работавшему в ней (хотя и периодически) многие годы и имевшему к тому же возможность наблюдать тех же «деток», приходящих в университет после школы, так сказать – видеть все результаты их работы.
А это отремонтированная школа № 47. Обычная во всех отношениях школа. Но зато теперь очень теплая
Начнем с сугубо… внешнего восприятия учащихся. С тех пор, как моя внучка закончила учебу в 9-м классе и поступила в колледж, я, понятное дело, в школу, где она училась, больше не заходил. Бегающие и орущие дети-малолетки, какие-то странные старшеклассники… Словом, все это меня не вдохновляло.
И тут пришлось по делам посетить одну из близлежащих школ, где перед этим все лето шел ремонт. Пришел и прежде всего не узнал детей, их словно подменили. Малыши бегают, но как-то по-человечески. А старшие школьники выглядят более серьезными, говорят о серьезных вещах, при мне целая группа прошла на какую-то творческую конференцию, и было видно, что она им явно интересна.
Недавняя встреча выпускников 6-й лингвистической гимназии. Из-за… распространения всяких недугов, она была очень краткой. И все-таки собравшимся и станцевали, и спели… А какой там паркет! Блеск, да и только!
Поговорил с учителем истории. Детям стали интересны самодельные модели и макеты – сказала мне она. Более того, посмотрев на то, что им показали на уроке, они пытаются что-то делать сами дома, вот даже как. Мобильные телефоны все чаще используют не только для того, чтобы «трындеть», но и получать из Интернета нужную им информацию, то есть начался процесс самообучения и самоменеджмента.
Пошел в другую школу – проверить свои наблюдения. Правда, эта школа скорее исключение, нежели правило. 6-я лингвистическая гимназия, куда детей отбирают, и попасть туда совсем не просто, как и учиться. Дети там состоятельных родителей, и весьма амбициозны по своему характеру, однако и там бросилась в глаза их серьезность и нацеленность на учебу.
Однако мне практически в это же время пришлось познакомиться с шестиклассниками из двух других школ. «Типичный пацан» из «школы моего времени» и «школы моей внучки» (2010–2019) оказался только один, и лишь в одном классе, и он начал было «возбухать», но я быстро поставил его на место. А все остальные, опять же, были для своего возраста достаточно серьезны, а главное – задавали очень умные вопросы, на которые было приятно отвечать. То есть дети у нас поумнели явно, и это не может не радовать.
Возможно, что наконец-то перестали действовать последствия ядерных испытаний, поскольку от радиации, попавшей в гипофиз, дети глупеют, или стали действовать какие-то иные социальные факторы, сказать не могу, но сам факт не могу не отметить.
Правда, есть в этом и негатив.
В той же гимназии мне рассказали, что двух самых успешных их учащихся, занявших какие-то там суперместа на общероссийских конкурсах, тут же пригласили учиться в спецшколу в Москве. Там уровень подготовки запредельный, не все напряжение выдерживают, к тому же жить приходится вдали от дома.
Но зато и результат: девочка, учившая в гимназии английский и французский, стала заниматься ещё и немецким, и поступила МГИМО, а мальчик тоже уже учится в МГУ, причем взят был туда без экзаменов. «Москва, – рассказали мне, – как пылесосом высасывает всех наших лучших учеников из наших лучших пензенских школ!» И это мнение даже не рядового учителя, а директора, человека далеко не последнего в системе школьного образования и общающегося и с начальством, и с другими директорами.
А теперь так: если этот процесс идет повсеместно, а он именно таким и должен быть, то… Нам отсутствие талантов в стране не грозит, равно как и снижение уровня образования в целом.
Кстати говоря, он всем высокий и не нужен. Знаю мальчика, у которого «отец сидел», мать… «шалава», два раза в школу его приводили физрук с военруком пьяным «до изумления». Ну и какое ему образование? Даже на курсы шоферов его после школы не взяли (!), и сейчас «дитё» служит в армии, и все надеются (на мой взгляд, совершенно напрасно), что она его перевоспитает. И такие «дети» есть и в городских школах, и в сельских. Вот пусть и идут из-под коров выгребать. Кто-то же ведь должен?
Современная школа – это ещё и современное научно-техническое обеспечение. В обеих школах оно на высоте. Электронные доски, компьютеры, телевизоры – все это есть и используется. Может быть, не во всех классах пока ещё. Но к этому дело идет, да к тому же все время пялиться в телеэкран вредно. Пусть интереса ради и на коричневую доску с линолеумом изредка посмотрят.
Но вот в школе, где училась моя внучка, было холодно. Плохо работала отопительная система, окна были старые. А ещё «классуха» требовала дресс-код. Ну не дура ли? Но зато в этом году в этой школе все изменилось.
Более чем десятку пензенских школ на ремонт были выделены суммы в пределах 104 млн рублей. 47-я получила 94 миллиона, 6-я гимназия – 24. У первой утеплили все стены стекловатой и заново их покрасили. Новое отопительное оборудование поставили и перекрыли крышу. И стала не школа, а конфетка! И почему-то в ней сразу перестало пахнуть вчерашними щами… Спортивную площадку ровно к 1 сентября им в подарок построил «Газпром».
Ну а в 6-й гимназии переделали крышу и обновили фасад. Но там другие проблемы. Построили-то её ведь в 1920 году! В два этажа. И лишь потом надстроили третий. А строил её для себя трубочный завод, впоследствии ЗИФ и возводил из самодельных кирпичей, вот они сегодня и рассыпаются. Причем капитальный ремонт школы проводили 17 лет назад, но и он не помог. Нужно новое здание, и над этим сегодня думают…
А вот теперь о проблемах.
Низкая зарплата начинающего учителя – вот главная. Всего 12 тыс. рублей. Причем в Москве она много больше, а учитель со стажем, не напрягаясь, получает 150 тыс. Поэтому, например, в 6-й гимназии вот уже два года не могут найти ещё одного математика и двое работающих ведут по… 40 часов в неделю. Для зарплаты это вроде бы хорошо. Но… уровень нагрузки это дает запредельный. А ведь у них же еще и свои есть семьи.
Раньше школе оставляли все деньги, которые она зарабатывала на дополнительных занятиях иностранным и экзаменах по TOEFL. И на них доплачивали уборщицам, покупали телевизоры и электронное оборудование. Теперь все до копейки сдается в бюджет. Понятно, что учителя-иностранцы добавляют себе репетиторством, но… это, опять же, тяжело. Учитель должен учиться сам, и всю жизнь. Читать книги, ходить в театр и консерваторию, иметь возможность вязать на досуге, заниматься спортом.
А при таком режиме какой спорт? Третирует современного учителя ещё и масса всяких бумаг. Зачем так много? И ведь все это понимают, но только меньше их почему-то не становится…
Но больше всего добивает требование… писать ученикам и их родителям эсэмэски. Сообщать, как учатся их чада, «держать руку на пульсе». А оно надо?
Те родители, которым «надо», они и так все узнают, позвонят в школу и лично туда придут. А тем, которым «не надо», которым до детей по-настоящему и дела нет, такая «забота» бесполезна. И опять же – выросло чадо – «ни туда, ни сюда» – пусть идет в «черную работу землю копать».
Печалиться из-за этого совсем не нужно. Не люди, а сам Господь Бог делит деток на агнцев и козлищ. И так было, и так будет, и никакими эсэмэсками этого не исправить. Митрофанушку Д. И. Фонвизина сразу два домашних учителя учили, и что толку?
В этом смысле никакая электроника ничего не решит. Нужно поставить железное правило: родители воспитывают, школа обучает. Ребенок узнает о жизни до пяти лет больше, чем за всю оставшуюся ему взрослую жизнь до гробовой доски, и этим все сказано. Так что школа получает уже личность, и заниматься еще и её исправлением ей физически не под силу.
И только от родителей зависит, конечно, куда пойдут учиться их дети: в колледж после девятилетки, или в вуз после одиннадцати классов!
P. S.
У нас очень многие любят вспоминать, как много было всяких кружков в эпоху СССР, и «все бесплатные». Ну что ж, поскольку сам автор целых три года работал на Пензенской областной станции юных техников, есть смысл вспомнить о том, как на ней было тогда (1980–1983 гг.), и какова она сейчас, и что там сегодня. Статья про неё уже готовится.
Бывшая пензенская Областная станция юных техников. Перекресток улиц Лермонтова и Кирова
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.