Француз решил построить настоящий средневековый замок. Что из этого вышло?
Современная
рутина изобилует бесконечным стрессом, постоянными дедлайнами и
утомительной спешкой. Однако во французской Бургундии создали полный
антипод реалиям нашего времени. Именно здесь, в лесу Геделон, активисты
уже 25 лет строят старинный замок, имитируя условия жизни XIII века.
Мастера наслаждаются работой с каменными глыбами, ковкой железа,
приготовлением незамысловатых похлебок по древним рецептам и полным
отсутствием технологий. Адепты старины призывают в буквальном смысле
замедлить свою жизнь и посмотреть на то, что происходит вокруг.
Средневековый покой — в материале «Ленты.ру».
Случайная находка Идея
возвести древний замок среди заросшего лесом участка в Бургундии
принадлежала французскому любителю архитектуры Мишелю Гийо. С 1977 года
он и его брат Жак владели замком Сен-Фаржо в департаменте Йонна. Братья
приобрели потрепанное историей поместье и решили его восстановить.
Вскоре Сен-Фаржо превратился в популярную достопримечательность — там
проводили экскурсии, устраивали световые шоу и сдавали в аренду
некоторые покои.
Размеренная жизнь Мишеля Гийо в роли мецената и
реставратора нарушилась в 1995 году: специалист в области оборонных
укреплений Никола Фошерр и эксперт по средневековым замкам Кристиан
Корвизьер, исследуя Сен-Фаржо, выяснили, что под его стенами из красного
кирпича находится военное сооружение XIII века. Узнав о необычной
находке, Гийо загорелся идеей оживить Средневековье. Для обсуждения он
собрал большую группу экспертов, занимающихся сохранением наследия.
Куратором
проекта стала подруга Гийо, основательница организации по поддержке
сельской местности и защите природы Мэрилин Мартин. Сначала Гийо хотел
переделать Сен-Фаржо, вернув ему облик, задуманный столетия назад.
Эксперты не оценили идею, так как терять уже состоявшийся исторический
артефакт было неразумно. Они решили действовать иначе: возвести новый
замок по технологиям XIII века.
Важным вопросом стал выбор
участка для строительства. Он должен был иметь доступ к воде и быть
пригодным для масштабной стройки. Разработчики проекта решили в
буквальном смысле не ходить далеко и задумали расположить грандиозное
сооружение в той же Бургундии — в лесу Геделон, имя которого и получил
проект. Локация считалась идеальной: окруженная лесным массивом, с
пригодной для строительства почвой площадка располагалась близко к воде,
песчанику и горным породам, где можно было расположить каменоломни.
Особым
этапом стала разработка макета замка. Этим занимался известный
французский архитектор Жак Мулен, который специализировался на
реконструкции исторических монументов, работал над архитектурой парков и
садов Версаля, а также восстановил несколько десятков зданий по всей
Франции, включая работы на фасаде базилики Сен-Дени.
Мулен вместе
коллегами-учеными изучил древние документы и вскоре представил эскизы,
взяв за основу архитектуру крепостей эпохи французского короля Филиппа
II Августа. Специалисты задумали возвести хозяйский дом и шесть башен —
главную, для часовни, две угловых и две — над воротами. В Геделоне не
обошлось и без традиционной для замков потерны — подземного коридора для
лучшего сообщения между частями строения. Детальную разработку
архитектуры замка поручили каменщику Флориану Ренуччи. Он
специализировался на технической составляющей, уточняя количество окон,
дверей, лестниц и других нюансов.
На разработку плана и
подготовку к строительству у команды Гийо ушло около двух лет. В 1997
году они начали строительство и планировали закончить его через 25 лет.
Своей главной целью авторы считали эксперимент — попытку построить
средневековый замок по технологиям XIII века, забыв о шуруповертах и
электрических лобзиках. Однако возведение Геделона — не просто смелое и
амбициозное желание одержимого архитектурой богача. Разработчики мыслят
глобально: в будущем они хотят обучать реставраторов реконструировать
древние сооружения аутентичными историческими способами.
Отрицание прогресса Методы
строительства замка вызывают наибольшее восхищение у посетителей
Геделона. Во время работы над проектом строители забыли о существовании
бензопил, подъемных кранов, дрелей и многого другого, что сегодня четко
ассоциируется со стройкой. Подобный подход считается не уникальным
нововведением Гийо, а особым научным направлением — экспериментальной
археологией. Специалисты реконструируют и возводят по древним
технологиям аналогичные средневековым памятникам объекты, чтобы понять,
как жили их предки столетия назад. История экспериментальной области
знаний началась в XVIII веке с попыток исследователей играть на
старинных бронзовых рожках, позже археологи переключились на создание
орудий, экспедиции и строительство.
К возведению замка строители
подошли ответственно: до начала работ они изучили отчеты о раскопках
похожих объектов, прочитали доклады профильных конференций и архивные
материалы, посетили построенные по схожей технологии замки Ратили,
Дурдан и другие.
На площадке одновременно функционировали
каменоломня, кузница и гончарная мастерская, где специалисты вырубали
глыбы, создавали инструменты и обжигали материалы. Близкое расположение к
замку ключевых объектов считается древней традицией — каменоломни часто
находились неподалеку от стройки, чтобы рабочие не таскали глыбы на
большие расстояния.
Камень считается одним из главных материалов.
«Не будет камня — не будет и замка», — говорят в Геделоне. Работа с
материалом разделена на несколько этапов. Вначале строители определяют,
какой размер камня им требуется. Затем вставляют в огромный кусок
несколько железных клиньев и бьют по ним огромным молотом.
Необработанные куски непригодны для строительства — их грузят на
деревянные телеги, сделанные вручную, и тащат в мастерскую. С помощью
трафаретов мастера придают камням нужную форму и при необходимости
уменьшают размер. На каменоломне существует традиция — рабочие маркируют
камни, оставляя на них собственные символы в качестве «доказательства
работы».
Помимо камня, на площадке используют древесину — из
балок делают каркасы и перекрытия между этажами. Локация облегчает
строителям доступ к материалам: деревья рубят топорами в соседнем лесу и
доставляют на конной повозке. Балки попадают в замок только после
серьезной обработки, во время которой им придают нужную форму. После
нескольких этапов подготовки камни и дерево развозят по стройке.
Материалы поднимают и на верхние уровни. В отсутствие современных кранов
делать это гораздо труднее: каменные блоки грузят на деревянную
платформу, связанную с тросами и беговым колесом, куда заходит
строитель. От движения человека колесо крутится, система начинает
работать, и материалы поднимаются наверх. Подобная схема работает и с
доставкой песка на верхние уровни, только вместо платформы рабочие
используют корзины, сплетенные в соседней мастерской.
Все
инструменты, орудия и элементы декора создают и при необходимости
ремонтируют в кузнице, черепицу для крыши обжигают в гончарной
мастерской, а из земли и горных пород создают краску для камней и
текстиля. Атмосферы месту добавляет экипировка рабочих — они одеты в
средневековые льняные брюки и туники, иногда задрапированные тканевыми
поясами. Девушки, работающие на площадке, носят длинные платья и рубахи с
юбками, а голову покрывают платками. Однако полностью отказаться от
прогресса строителям не удалось. Они обязаны работать в профессиональных
ботинках со стальными элементами и носить каски с очками — требования
закреплены законом, так как необычный эксперимент должен быть безопасным
для его участников.
Меркантильная схема Геделон почти сразу
стал популярным местом в Бургундии — с 1998 года территория открыта для
туристов. Их ждут не только в качестве гостей, но и как рабочих. На
данный момент там официально трудоустроены 70 человек, а каждый год на
помощь приходят более 600 волонтеров. Строительством занимаются
профессиональные историки и архитекторы, а также те, кто был далек от
перетаскивания каменных глыб и обжигания черепицы. Один из каменщиков на
протяжении 20 лет был графическим дизайнером, но, узнав о Геделоне,
задумал круто поменять жизнь — он оставил прежнее занятие и в течение
трех лет пытался попасть на стройку. Свое решение он объяснил желанием
оставить свой след в вечности. Персонал в Геделон часто ищут через
объявления в официальной группе в Facebook. В январе 2021 года был
объявлен набор на новый сезон работ.
Масштабное строительство
требует и серьезных денежных вложений. Для первого этапа работ Гийо
получил деньги от спонсоров — 400 тысяч евро выделили власти региона,
финансовое учреждение Caisse des dépôts et consignations, компания
Electricité de France и анонимный меценат из Швейцарии. Спустя время
Геделон стал финансироваться самостоятельно за счет экскурсий для
туристов и производства вещей и продуктов. Прибыль от замка достигает
4,5 миллиона евро в год.
Для привлечения посетителей и их денег в
Геделоне организовали сразу несколько развлечений, с помощью которых
можно познать средневековый быт. На территории построили водяную
мельницу — оттуда берут муку для хлеба, который выпекают в местной
таверне. В заведении подают блюда исключительно по рецептам XII-XIII
веков. Большой популярностью пользуются экскурсии — туристов водят по
мастерским, учат обрабатывать камень и ковать железо. Желающим забыть о
цивилизации предлагают пожить несколько дней на стройке — гостей селят в
средневековые хижины, интерьеры которых максимально приближены к
оригиналу. На память можно купить сделанные работниками замка сувениры,
монеты, глиняную посуду и плетеные корзины.
Геделон не страдает
от нехватки посетителей. Его популярность подогревают и многочисленные
интервью для телеканалов. Строители и кураторы проекта охотно
рассказывают о трудностях в работе и делятся результатами. Наиболее
отчаянные журналисты на некоторое время превращались в строителей и
вместе с напарниками учились запрягать лошадей и обрабатывать камни — на
одном из них будут вечно красоваться инициалы немецкой
телерадиокомпании Deutsche Welle. Сюжетами на телевидении в Геделоне не
ограничиваются. Про строительство уникального замка даже снимают сериал
«Огни Геделона» — зрители могут следить за ходом работ. С 2018 года
вышло три сезона. Ролики можно посмотреть на YouTube-канале замка и в
официальной группе в Facebook https://www.facebook.com/Guedelon
Размеренная
жизнь на стройке Геделона изменилась в октябре 2020 года. Пандемия
коронавируса подорвала существование замка: на площадке приостановили
работы и закрыли объект для туристов. Однако скоро посетители смогут
вернуться в Геделон — с апреля замок возобновит работу с соблюдением
всевозможных мер предосторожности. На официальном сайте уже можно
приобрести билеты — взрослый обойдется в 14 евро (более 1,2 тысячи
рублей).
На данный момент все основные строительные работы
завершены. Весной 2021-го гости смогут понаблюдать за росписью сводов и
стен часовни и за установкой ворот между башнями. Рабочие считают
главным вознаграждением за изнурительный труд само участие в
строительстве. По словам участников проекта, в Геделоне хотят
сосредоточиться «на качестве, а не на количестве» и забыть о бешеном
ритме современного мира и борьбе за лидерство.
С мнением рабочих
согласна и руководитель проекта Мэрилин Мартин. Она подтверждает, что в
Геделоне не гонятся за конечной целью и не стремятся как можно скорее
положить последний камень и нанести кистью последний штрих. В замке
призывают наслаждаться процессом, а не маячащим на горизонте
результатом. «Моя идея состоит в том, что замок принадлежит нам всем.
Приезжайте, и вы сможете стать каменщиком, сможете увидеть эту красоту.
Мы все чувствуем одинаковый трепет, когда видим что-то красивое. И эта
красота не зарезервирована только для элиты. Мы строим эту красоту
собственными руками, головами и сердцами», — заключила Мартин.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.