В России ношение нательного крестика – устоявшаяся традиция, которую
многие считают обязанностью для христианина, а иные даже отождествляют
крест с амулетом, оберегающим от «дурного глаза». Однако, обычай
«крестоношения» характерен, в основном, для русского православия. В
России нательный крестик принято надевать на человека во время крещения.
В идеале – он должен носить его, не снимая, всю жизнь. Но ни в тексте
чинопоследования, ни в древних соборных постановлениях нет особых
указаний об обязательном ношении этого атрибута для христиан. Есть
версия, согласно которой обычай водружать на шею новообращенного
крестик появился на Руси с момента её крещения. С одной стороны, это
было зримым подтверждением слов Христа - «кто хочет идти за Мною,
отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мф 16:24), а с другой –
существенной помощью властям в деле «христианизации»: по наличию или
отсутствию крестика было легче определить, крещён ли человек или всё ещё
упорствует в язычестве. В Грецию христианство пришло намного
раньше, и, в отличие от Руси, его распространение не поощрялось властью.
Почти все греческие христиане первых столетий испытали ужасы гонений за
веру: их пытали, выжигали на груди крест за отказ поклониться идолам.
Есть сведения, что некоторые мученики, исповедуя веру, носили кресты и
на шее, например Прокопий и Орест (IV век), но это было, скорее
исключением. Позже, в знак подражания святым мученикам, христиане стали
делать небольшие татуировки креста на груди. К слову, у христиан-коптов
до сих пор принято набивать изображение креста на запястье правой руки. В
мусульманском мире Ближнего Востока (порой – враждебном для христиан)
это позволяет, в случае внезапной смерти, быть похороненным по
христианскому обычаю. Какое-то
время в Греции были распространены медальоны, где изображался Агнец или
Распятие, но скорее, как реликвия. Со временем православные греки вовсе
отказались от обычая носить крест или изображать его каким-либо образом
на теле, объясняя это довольно просто: при крещении православные
получают крестообразное помазание святым миром. С момента помазания они
обретают, как сказано в молитве «печать дара Духа святого», и уже тем
самым берут на себя некий духовный крест, подвиг христианской жизни,
который , по мнению греческих христиан, не нуждается в дополнительных
символических атрибутах.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|