Только за январь – февраль 2024 года население России сократилось почти на 130 тысяч человек.
В этот период естественная убыль на 27 процентов превысила прошлогодний показатель, сообщает Росстат.
Россияне вымирают девять лет подряд, и остановить этот процесс не могут даже триллионные нацпроекты. На фоне движения страны ко дну демографической ямы в России уже год не растёт средняя продолжительность жизни. А на увеличение смертности работают даже изменившиеся предпочтения граждан в алкоголе.
По итогам 2023 года все показатели национального проекта «Демография» достигнуты, бюджетные средства израсходованы на 99,9 процента, сообщила вице-премьер Татьяна Голикова. Задачи нацпроекта включали выплату материнского капитала семьям, в которых родился первый ребёнок, строительство детских садов и льготную ипотеку для родителей.
На смену «Демографии» в 2025 году придут новые нацпроекты – «Семья» и «Продолжительная и активная жизнь». С их помощью планируется стимулировать рождаемость и увеличивать продолжительность жизни россиян.
На фоне радужных отчётов чиновников Росстат фиксирует реальное положение дел с демографией в стране.
Население сокращается девять лет подряд, по итогам 2023 года Россия потеряла почти полмиллиона своих граждан. Коэффициент рождаемости в прошлом году оказался худшим за последние 16 лет – 1,41 на одну женщину, в то время как для воспроизводства населения этот показатель должен достигать 2,08. В январе – феврале 2024 года убыль населения дополнительно увеличилась на 27 процентов из-за роста смертности, и в результате только за два этих месяца страна лишилась ещё 130 тысяч человек.
Негативные для продолжительности жизни тенденции наметились и на алкогольном фронте. По данным Росалкогольтабакрегулирования, в 2023 году в стране было продано 2,3 млрд литров алкоголя без учёта пива и сидра, что на 4,1 процента больше, чем в 2022-м. При этом близкими к рекордным остаются показатели продажи водки; повышается и потребление других крепких напитков, таких как виски, коньяк и ром.
Как полагают аналитики, в ближайшее время потребление крепких напитков дополнительно увеличится из-за роста цен на вино. С 1 мая в три раза поднимутся акцизы на тихие и игристые вина. В результате бутылка даже самого дешёвого российского вина сравняется по стоимости с бутылкой водки.
– Рост потребления алкогольных напитков в стране начался в 2020 году. Отчасти это было обусловлено стрессовым состоянием граждан сначала на фоне ковида, а потом на фоне экономической и политической ситуации в стране, – комментирует врач-нарколог Роман Трубенков. – Стресс часто способствует употреблению именно крепких напитков, кроме того, их больше пьют в России зимой. Резкое увеличение спроса на водку было зафиксировано в 2022 году. Безусловно, в долгосрочном периоде всё это не может не сказаться на продолжительности жизни населения. Скорее всего, она опять начнёт снижаться.
Смертность от алкоголя в России и до 2020 года была одной из самых высоких в мире, несмотря на снижение объёмов потребления, продолжает эксперт.
Последствия для здоровья от крепких напитков, как правило, более серьёзные: их употребление чаще приводит к алкоголизму и запоям, а затем и к тяжёлым заболеваниям.
– Безусловно, в условиях непростой экономической ситуации из-за роста цен на вино россияне начнут потреблять водку ещё активнее. В результате смертность дополнительно увеличится, – прогнозирует Трубенков.
Зафиксированное Росстатом повышение смертности населения в январе – феврале 2024 года связано с краткосрочными факторами и, скорее всего, не обусловлено ростом потребления крепких напитков, считает независимый демограф Алексей Ракша. Но всё происходящее в России в контексте демографии как таковой сильно настораживает.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.