Молниеносный: за что немцы прозвали бронепоезд "Зеленым призраком"
80 лет назад, 7 ноября 1941 года, на свое первое боевое задание в
пригороде Севастополя вышел бронепоезд №5 Береговой обороны Главной базы
Черноморского флота "Железняков". Составу было суждено было войти в
историю как "Зеленый призрак". Такое прозвище неуловимому поезду дали
немцы за постоянно меняющуюся защитную окраску, которая скрывала его
внезапное появление.
Осада Севастополя началась
30 октября 1941 года, а уже через пять дней, 4 ноября, морской завод
города спустил на рельсы бронепоезд №5 "Железняков". Конструкция
получилась простой и надежной. Моряки-черноморцы нарастили на вагоны
толстые стальные листы, сшитые электросваркой и укрепили армированной
бетонной заливкой. Вооружение поставили разноплановое - пять
76-миллиметровых орудий калибра 76,2-мм, 15 пулеметов и шесть-восемь
82-мм минометов. Состав представлял угрозу не только технике противника и
живой силе, но и авиации. Скорость машине давал мощный локомотив в
связке с бронированным паровозом.
Первый бой случился уже через
три дня. Пройдя Камышловский мост на северо-востоке от Севастополя,
бронепоезд неожиданным и быстрым ударом обстрелял скопление немецкой
пехоты и подавил батарею противника.
Секретом успешных операций
"Железнякова" была не броня, а внезапность и дотошное планирование
действий. Открытым действиям мешали немецкая артиллерия и авиация,
которые старалась контролировать железнодорожное полотно. Легкий самолет
корректировал уже пристрелявшуюся по рельсам артиллерию, однако
серьезного ущерба поезду в первые месяцы действий нанести так и не
смогли.
Черноморцы вперед состава как правило выпускали
дрезину, которая проверяла целостность рельсов, а за ней стрелой
пролетал замаскированный и смертоносный "Железняков". По свидетельствам
пленных, немецкие солдаты окрестили железную машину "Зеленым призраком",
который неожиданно врывался в бой и так же быстро исчезал в тоннелях и
узких скальных проездах, где достать его тяжелому вооружению было не под
силу.
Повторный штурм Севастополя гитлеровцами начался 17
декабря 1941 года. К этому времени слухи о неуловимом бронепоезде
разошлись далеко за пределы Крыма. "Железняков" в этом периоде боевых
действий поддерживал обороняющихся морских пехотинцев из 8-й бригады и
стрелковую дивизию. Навстречу наступающему противнику выдвигался состав и
грозными орудиями отбивал всякую охоту гитлеровцев продолжать атаку.
Помогала в этом героическая восстановительная бригада дорожного мастера
Никитина, которая под немецким огнем днями и ночами латала поврежденное
железнодорожное полотно.
- Бронепоезд все время изменял свой
облик. Под руководством младшего лейтенанта Каморника матросы неутомимо
расписывали бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так,
что поезд неразличимо сливается с местностью. Бронепоезд умело
маневрировал между выемками и тоннелями. Чтобы сбить с толку противника,
все время меняем места стоянок. Подвижной тыл наш тоже в непрерывных
разъездах, - вспоминал старшина группы пулеметчиков бронепоезда мичман
Н.И. Александров.
К концу 1941 года бронепоезд отправили в тыл
на ремонт и частично перевооружили. Добавили новые автоматические пушки,
часть 82-мм минометов заменили на 120-й калибр и поставили еще
несколько пулеметов. 22 декабря "Железняков" предпринял дерзкую атаку на
захваченный немцами поселок и ж/д станцию Мекензиевы горы. Буквально в
упор, пролетая по дороге, из всех орудий были обстреляны скопления
солдат и техники противника.
Конечно, личный состав "Зеленого
призрака" тоже нес серьезные потери. Последние дни 1941-го года состав
провел не в тоннеле, по обыкновению, а под отвесной скалой рядом со
станцией Инкерман. К нему подогнали пассажирские вагоны для отдыха
"железняковцев". Именно по ним ударила немецкая авиация…
Другой
проблемой стал уголь, он в осажденном городе заканчивался. Какие-то
остатки черного топлива удавалось уводить прямо из-под носа у немцев, но
скоро стало ясно, что долго оставлять поезд на ходу полагаясь на удачу
не получится. Тогда появилась идея изготавливать специальные брикеты из
смеси угольной пыли и гудрона, которые собирали по всему Севастополю.
Идея сработала, мощности от такого топлива было достаточно, чтобы
"Зеленый призрак" продолжил наводить ужас на немцев.
Справиться
с "Железняковым" в конце концов удалось немецкой авиации, которая
массированно бомбила Троицкий тоннель, где базировался бронепоезд. 26
июня 1942 года самолетам противника после мощного удара удалось вывести
из строя вторую бронеплатформу - ее придавило огромным отколовшимся от
свода тоннеля валуном. На следующий день авиация разрушила и второй
выход из тоннеля, оставив поезд зажатым в ловушке. Экипаж состава снял
часть орудий и до последнего сражался на подступах к тоннелю, но к 3
июля единицы выживших попали в плен.
За время своего военного
пути "Железняков" провел больше 140 рейдов и уничтожил множество ДОТов,
пулеметных гнезд, военной техники и солдат противника. Сейчас паровоз и
бронеплатформа установлены на вечный прикол рядом с железнодорожным и
автовокзалом Севастополя. На борту поезда, выкрашенного черной краской,
воспроизвели надпись "Смерть фашизму", которая украшала "Зеленый
призрак" во время битвы за город.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.