В литературе иногда бывает трудно отделить возможный факт от вымысла. На протяжении веков были такие работы, которые либо преднамеренно, либо непреднамеренно стирали границы, представляя себя реальными отчетами, но не имея возможности убедиться в этом. Было бесчисленное множество книг и рассказов, которые балансировали на этой грани между фактами и фантазиями, заставляя читателей задаваться вопросом, правда ли то, что они читают, при этом вымысел интерпретировался как факт, а факты попеременно интерпретировались как вымысел. Один очень любопытный случай, когда это произошло, - это странная серия книг загадочного автора, который утверждал, что научился многим секретам и магическим практикам от шамана, прежде чем основать свой собственный полноценный культ и умереть, не дав никаких реальных ответов, сообщает Mysterious Universe.
Жизнь писателя Карлоса Кастаньеды с самого начала довольно загадочна и темна. Хотя в его записи о рождении говорится, что он родился Карлос Сезар Сальвадор Арана 25 декабря 1925 года в Кахамарке, Перу, позже он утверждал, что на самом деле родился в Сан-Паулу, Бразилия, в 1935 году. 17-летнему отцу и 15-летней матери, и он воспитывался бабушкой и дедушкой по материнской линии на птицеферме, пока ему не исполнилось шесть лет, после чего он был передан под опеку своих родителей. Его мать вскоре умерла, и его воспитывал отец, в то время профессор литературы и неудавшийся писатель, которого описывали как отстраненного и скрытного. Кастанеда изучал скульптуру в Школе изящных искусств в Лиме, после чего в 1951 году переехал в Соединенные Штаты, и именно здесь его жизнь стала по-настоящему странной.
В Штатах он подрабатывал случайными заработками и посещал курсы философии и литературы в муниципальном колледже Лос-Анджелеса, надеясь однажды стать художником и писателем. Именно в это время он встретил свою будущую жену Маргарет Раньян, и они оба увлеклись оккультизмом. Они начали читать все, что могли, об оккультных, эзотерических практиках и силах разума, даже проводили собственные эксперименты по экстрасенсорному восприятию. Когда Карлос поступил на антропологический факультет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) в 1959 году, они унесли с собой свою странность, в частности Карлос, который часто пропадал целыми днями, чтобы отправиться в пустыню на «поиски видений». ”Именно в это время он начал писать очень причудливую серию книг, в которых, как он утверждал, рассказывалось о его собственном опыте общения с могущественным шаманом в пустыне.
Книги, которые в конечном итоге будут состоять из четырех томов под названием «Учения дона Хуана: путь познания яки», «Отдельная реальность», «Путешествие в Икстлан» и «Рассказы о силе», написаны в форме дневниковых записей и представляют собой хронику одиссеи Карлоса. встречает таинственного незнакомца, который называет себя индейцем яки из северной Мексики, а также шаманом и «человеком знания» по имени Дон Хуан Матус. По словам Карлоса, он утверждает, что встретил дона Хуана в зале ожидания автобусной станции Greyhound на аризонской стороне мексиканской границы, и что этот дон Хуан, по-видимому, признал Карлоса новым нагвалем, или лидером группы видящих. его род, и поэтому взял его под свою опеку. Вместе они якобы отправятся в сюрреалистическое и причудливое духовное путешествие по пустыне, включающее поиски видений, магические тренировки и обильное употребление пейота, волшебных грибов, «дьявольской травы», также известной как дурман, и различных травяных отваров.
В книгах почти сразу после того, как Карлос впервые принял пейотль, он проявляет себя как «избранный», когда его посещает призрачный черный пес по имени Мескалито, которого Дон Хуан считает очень могущественной духовной сущностью. Это будет не первая странная сущность, которую встретит Карлос, и за время использования этих различных веществ, открывающих разум, он разговаривал со светящимся двуязычным койотом, «столбом поющего света», «подобным сверчку существом с бородавчатым стержнем». зеленая голова», и комар длиной в сто футов с колючими волосами, прозванный, среди прочих, «хранителем Второго Внимания». Хотя сам Карлос сначала писал об этом как о просто вызванных наркотиками галлюцинациях, он утверждает, что дон Хуан настаивал на том, что он видел настоящих духовных существ, и что они пытались помочь ему найти путь к тому, чтобы стать «Безупречным воином». В конце концов, Карлос начал принимать их как реальность, а не как плод своего одурманенного наркотиками воображения.
Помимо встречи с этими различными потусторонними существами, Карлос продолжает описывать множество других сверхъестественных переживаний во время своего пребывания с Доном Хуаном. Он описывает обучение левитации и даже полету, превращение в ворону, общение с различными животными и другие расплывчатые концепции, такие как «стать недоступным», «стирать личную историю» и «методы остановки мира». Он также описывает своего наставника как телепортирующегося с места на место, вызывающего ветер и заводящего заглохшую машину, среди множества других магических действий. Многое из этого описывается как происходящее в «отдельной реальности», и наступает время, когда Карлос может совершать эти подвиги без использования наркотиков, которые, по словам Дона Хуана, нужны только новичкам. Кастанеда написал бы об этом:
Мне стало очевидно, что мое первоначальное предположение о роли психотропных растений было ошибочным. Они не были существенной чертой мистического описания мира, а лишь помогали, так сказать, скреплять части описания, которые я не мог воспринять иначе. Моя настойчивость в том, чтобы придерживаться своей стандартной версии реальности, сделала меня почти глухим и слепым к целям дона Хуана. Следовательно, просто отсутствие у меня чувствительности способствовало их использованию.
Его обучение и ученичество у дона Хуана предположительно длилось с 1960 по 1965 год и завершилось тем, что он прошел последний тест, чтобы стать настоящим колдуном, который включал в себя прыжок с высокой скалы в прыжке веры, который Карлос делает и преуспевает. Все книги написаны как фактический отчет, написаны как настоящее этнографическое исследование, и даже включают приложение, содержащее официально выглядящий 50-страничный «структурный анализ», чтобы сделать его более достоверным.
Действительно, когда в 1968 году была выпущена первая книга, она была широко принята как настоящая хроника событий, заслужив похвалу со стороны отдела антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, и даже содержит предисловие антрополога Уолтера Гольдшмидта, который был профессором антропологии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе во время время написания книг. Книги, опубликованные как научно-популярные и широко признанные как основанные на фактах, захватили воображение и стали огромными бестселлерами, прославив Карлоса Кастанеду и сделав его одним из самых продаваемых авторов документальной литературы в стране. Ему даже были присвоены степени бакалавра и доктора наук на основании того, что содержалось в этих книгах.
Именно это широко распространенное мнение о том, что рассказы, данные в книгах, были реальными, привлекло к нему огромное количество последователей, и началась следующая глава его странной жизни. Потенциальные ученики и контркультурные туристы начали стекаться в новый комплекс из двух домов Карлоса в Вествуд-Виллидж, в то время как другие прочесывали район, упомянутый в книгах, в поисках встречи с таинственным Дон Хуаном. Вскоре он стал своего рода культовой фигурой, хотя в основном оставался затворником и избегал внимания общественности. В течение пяти лет книги воспринимались как серьезная антропология и почти не оспаривались, получая щедрые похвалы как от публики, так и от ученых, но в истории начали появляться трещины. Некоторые ярые критики начали задаваться вопросом, почему книги так широко продаются и воспринимаются как научная литература, даже учеными, и начали разбирать работы Кастанеды, чтобы найти вещи, которые бросают тень на их правдивость.
Выяснится, что Кастанеда не только солгал о некоторых подробностях своей жизни, но и заимствовал некоторые части из других работ. Вдобавок ко всему, в полевых отчетах Кастанеды имелись многочисленные внутренние противоречия и отсутствие точных деталей, полное отсутствие лексики или терминов яки для любого из его переживаний или вещей, которые он описывал, а также тот факт, что многие части просто просто слишком фантастично, чтобы воспринимать его всерьез. В частности, знаменитый кинорежиссер Ришар де Милль неустанно стремился разоблачить все это как мистификацию, написав множество статей, высмеивающих это, и даже две книги, осуждающие творчество Кастанеды, под названием «Путешествие Кастанеды: сила и аллегория» и «Записки Дон Хуана». Тем не менее, даже перед лицом этой яростной атаки уничтожающей, исчерпывающей критики и скептицизма многие антропологи в то время продолжали защищать эту работу, и большинство публики по-прежнему считало ее реальной.
Сам Кастанеда пропал с радаров в 1973 году в свете этой критики, исчезнув из поля зрения общественности и став отшельником, отказавшись фотографироваться и оборвав связи со своим прошлым. Однако это не помешало ему снова появиться в 1990-х, чтобы основать новое движение под названием Тенсегрити, которое, как он утверждал, передавалось из поколения в поколение 25 поколениями шаманов-толтеков и было объявлено как «модернизированная версия некоторых движений, называемых магическими пассами». разработана индийскими шаманами, жившими в Мексике во времена, предшествовавшие испанскому завоеванию». Тысячи людей посещали различные семинары по Тенсегрити, которые продвигала компания Cleargreen, и бесчисленное количество людей требовало присоединиться, отчасти из-за популярности книг, но также в значительной степени из-за завораживающего, притягательного обаяния и присутствия Кастанеды. Новый главный редактор Саймона и Шустера Майкл Корда сказал бы о глубоком влиянии автора на людей:
Это был крепкий, широкогрудый, мускулистый мужчина со смуглым лицом, темными глазами, черными вьющимися коротко подстриженными волосами и такой же веселой улыбкой, как у брата Така… Мне редко когда-либо нравился кто-либо так сильно, так быстро… было не столько то, что Кастанеда должен был сказать, сколько его присутствие - своего рода обаяние, которое было отчасти тонкой интеллигентностью, отчасти настоящей привязанностью к людям, а отчасти своего рода невинностью, не наивной, а той, которую любят предположим, что святые, святые люди, пророки и гуру имеют.
Движение, которое некоторые уже сравнивали с культом, было довольно странным, если заглянуть внутрь. Внутренней кликой руководила группа женщин, называемых «ведьмами», которые в тот или иной момент были любовницами Карлоса, и на самом деле большинство из тех, кто был ближе всего к нему, были женщинами. Истории начали просачиваться из комплекса странных церемоний инициации, таких как необходимость спать с Кастанедой, приказ напасть на члена семьи или другие странные действия, которые они будут совершать без вопросов. Сообщается, что участников также заставили разорвать все связи со своими семьями и прежними привязанностями, а помощникам якобы сказали сказать своим семьям: «Я посылаю вас в ад», прежде чем уйти навсегда. В некоторых случаях им запрещали иметь телефоны или предлагали бросить работу, и, похоже, все было направлено на то, чтобы сделать членов полностью финансово и психологически зависимыми от группы. Их также якобы наказывали за болезнь, поскольку это считалось признаком слабости, или за множество других нарушений. Кроме того, якобы имело место много манипуляций и психологического насилия, причем одним из способов, используемых для контроля над посвященными, была постоянная угроза изгнания из группы. Несмотря на предполагаемые оскорбления, происходящие в группе, опасались, что их выгонят, и это могло произойти в любое время. Один бывший последователь объяснил:
Вы никогда не знали, где вы стояли. Он выбирал кого-то, короновал и мог выгнать за 48 часов так же, как и удержать на 10 лет. Вы никогда не знали. Так что всегда был трепет, много ревности. Как ни странно, самое худшее, что может случиться, это когда тебя любят и любят, а потом оскорбляют и оскорбляют, и правил нет, и правила постоянно меняются, и ты никогда не можешь поступать правильно, а потом вдруг они целуют тебя. Это самая сумасшедшая поведенческая модификация. И это то, на чем специализировался Карлос; он не был глуп.
На протяжении всего этого Кастанеда сам был настолько скрытным и замкнутым, что, когда он умер от рака печени в 1998 году, публике потребовалось два месяца, чтобы это осознать. На самом деле, никто даже не знал, что он болен, даже члены его собственной группы, поскольку они так сильно избегали болезней, что он держал это в строжайшем секрете. Сам Тенсегрити продолжал бы существовать без него, но над ним также нависли бы какие-то зловещие тени. В тот же день после смерти Кастанеды две его «ведьмы» по имени Флоринда Доннер-Грау и Тайша Абеляр вместе с президентом Cleargreen Амалией Маркес и инструктором по тенсегрити Кайли Лундал бесследно исчезли после того, как загадочно сказали, что собираются «долгое путешествие», и его больше никогда не увидят. Вскоре после этого приемная дочь Кастанеды Патрисия Партин тоже растворилась в воздухе. Ее машину найдут брошенной в Долине Смерти, а в 2003 году ее обожженный солнцем высохший труп также найдут в районе дюн Панаминт в Долине Смерти. Причину смерти установить не удалось. Почему она исчезла, как она умерла, и имели ли то или иное исчезновение какое-либо отношение к культу Кастанеды? Никто не знает, но широко распространено мнение, что все они покончили жизнь самоубийством после смерти своего лидера, чтобы присоединиться к нему в духовной сфере, о которой он часто говорил.
Несмотря на эту трагическую череду событий, никакой конкретной связи с движением так и не было найдено, и они до сих пор проводят семинары и мероприятия. Что касается книги Кастанеды и «Дон Хуана», то сегодня мало кто спорит, что они когда-либо были чем-то большим, чем вымысел, в лучшем случае преувеличенным, а в худшем - просто выдуманным. Кастанеда до конца настаивал на том, что все это было правдой и что Дон Хуан был реальным, не какой-то аллегорической сказкой, а подлинным рассказом, некоторые из широкой публики до сих пор спорят об этом, и, что удивительно, первоначальный издатель книг, Саймон и Шустер, все еще публиковать его как научную литературу и продолжать заявлять о его подлинности, но в значительной степени он был разоблачен и отвергнут серьезными антропологами. Уильям У. Келли, заведующий кафедрой антропологии Йельского университета, сказал об этом:
Сомневаюсь, что вы найдете антрополога моего поколения, который считает Кастанеду кем угодно, только не умным мошенником. Это был розыгрыш, и, конечно же, дон Хуан никогда не существовал как фигура из его книг. Возможно, для многих это забавное примечание к доверчивости наивных ученых, хотя для меня это остается тревожным и непростительным нарушением этики. Неизвестно, насколько то, о чем писал Кастанеда, было правдой, или насколько он действительно верил в то, что продавал. То ли он был посвящен в какие-то секреты, которые ускользали от всех, то ли аферист, то ли сумасшедший, трудно сказать. С чем все, вероятно, могут согласиться, так это с тем, что у него определенно была причудливая и яркая жизнь, и независимо от того, назовете ли вы его колдуном, сектантом, маньяком или просто отъявленным лжецом, нельзя отрицать, что какое-то время он мог одурачить всех, успешно стирая грань между вымыслом и фактом.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|