Матиаса Руста просто не стали сбивать: ПВО сработала профессионально
28 мая 1987 года в Москве случился грандиозный скандал: на Красной площади приземлился самолет Cessna-172, который пилотировал 19-летний немец Матиас Руст. После этого должностей лишились министр обороны Сергей Соколов, главком войск ПВО Александр Колдунов, главком ВВС Александр Ефимов и еще около 300 генералов и старших офицеров. Но мало кому известно, что спустя два года произошел куда более скандальный инцидент - ПВО НАТО пропустили боевой советский самолет МиГ-23, упавший в Бельгии. «Зачищать» свой генералитет натовцы не стали и голосить о своей слабости вовсе не собирались…
Утверждают, что молодой немец тщательно готовился к перелету, собирался стать «вестником мира». Отлично понимая, что это будет непросто, он совершал многочасовые перелеты над Атлантикой. 25 мая, за три дня до полета, Руст приехал в Хельсинки. Для отвода глаз летчик представил финским властям план полета в Швецию, куда и взял курс сразу после взлета. Лишь оказавшись над морем, Руст резко поменял направление. Он пересек границу СССР недалеко от города Кохтла-Ярве. Советская ПВО, вопреки появившимся вскоре пропагандистским сказкам, сработала предельно четко и профессионально.
После обнаружения нарушителя в воздух поднялся истребитель Су-15, пилот которого передал на командный пункт Ленинградской армии ПВО, что видит самолет типа российского Як-12, но другой раскраски.
Командующий Ленинградской армии ПВО генерал-майор Кромин сообщил оперативному дежурному Московского округа ПВО генерал-майору Резниченко о том, что «...в границах соединения находится неопознанная цель... выдаем ее уже давно... три раза наблюдали локационно, визуально наблюдали один раз…».
Тем временем немец сменил курс и, следуя над шоссе Ленинград-Москва, добрался до Красной площади.
Ему очень повезло – в советских ПВО действовала новая инструкция, запрещающая поражение невоенных летательных объектов. Принята она была после памятной трагедии с южнокорейским лайнером «Боинг-747» с 300 пассажирами на борту, вторгшемуся в воздушное пространство СССР 1 сентября 1983 года. Лайнер, пролетавший над районами, закрытыми даже для следования машин отечественной гражданской авиации, не отвечал на запросы с земли, никак не реагировал на предупредительные маневры советских истребителей и был сбит.
Это и спасло жизнь Русту, а вовсе не мнимая слабость советской ПВО. Попробуем представить себе, что Руста сбили после обнаружения. Вой о молодом «вестнике мира», убитом безжалостными русскими варварами, продолжался бы много лет.
Знаток советских и немецких тюрем
Вид Красной площади вызвал у Руста страх, поскольку та показалась ему очень маленькой. «Чтобы совершить посадку на Cessna, мне хватило бы 200 метров, я предпринял три попытки и трижды набирал высоту вновь: внизу собралась толпа любопытных, происходящее было похоже на фильм Феллини, - утверждает Руст. - Я боялся кого-нибудь поранить или задавить».
В результате самолет приземлился на Красной площади. «Тут я заглушил мотор и долго сидел в кабине, целых четверть часа, - вспоминает Руст. - Я спрашивал себя, не стоит ли вновь взлететь и вернуться назад. Слишком поздно, Матиас, ответил я сам себе. Горючего не хватит. Я решился, открыл кабину и спустился. Меня сразу же окружила толпа... Люди не выглядели враждебными. Им было любопытно, они улыбались». На суде немца приговорили к 4 годам заключения. Через 14 месяцев после приговора пришло неожиданное избавление.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко подписал указ об амнистии Руста. «Если бы было возможно вернуться назад, то я, скорее всего, не совершил бы свой полет», - признался позднее Матиас Руст в интервью газете «Бильд».
Он вернулся в ФРГ. Вместо службы в бундесвере стал «альтернативщиком» - поступил на гражданскую вахту медбратом в одном из госпиталей Гамбурга. В ноябре 1989 года Руст во время очередного дежурства набросился с ножом на медсестру и нанес ей несколько серьезных ранений - за то, что она не позволила ему себя поцеловать. Следующие два с половиной года он провел уже на немецких нарах. «Я не могу объяснить, что на меня наехало. Я бесконечно сожалею о своем проступке. Меня все время подмывает еще раз извиниться перед этой женщиной за содеянное. На самом деле я вовсе не агрессивный человек», - уверяет Руст.
В 1994 году Руст вновь приехал в Россию (уже легально). Немец открыл в Москве обувной магазин, однако «громкое имя» не помогло, и бизнес прогорел. Поездив по миру, Матиас вернулся на родину.
В 2001 году Руст снова напомнил о себе. Из универмага в Гамбурге он украл кашемировый свитер. Его приговорили к штрафу в 5 тысяч евро. Сейчас он стал гораздо уравновешеннее - бегает по утрам трусцой, но счастья так и не обрел: три года назад развелся со своей второй женой-индианкой, с которой познакомился в Тринидаде и Тобаго. Свои деньги Руст зарабатывает как профессиональный игрок в покер. Самый крупный выигрыш, по его словам, составил 750 тысяч долларов, которые перепали ему в одном из казино Лас-Вегаса. Однако он их быстро спустил…
После инцидента все заговорили о слабости Советской Армии. Разразился мировой скандал. Привлек внимание к случившемуся сам Михаил Горбачев, старательно зачищавший армейское руководство. Впрочем, генсеком двигали не только эмоции, случившееся стало поводом к отстранению «консервативных» военных, которые могли воспрепятствовать «перестройке».
Автопилот хитрее натовской ПВО
4 июля 1989 года в Бельгии, около городка Куртрэ, произошло событие, потрясшее местных жителей и изумившее авиационных специалистов всего мира. Частный дом семейства Делауэр протаранил боевой самолет... с советскими опознавательными знаками! От полученных травм скончался бельгийский юноша.
4 июля полковник Николай Егорович Скуридин взлетел на МиГ-23 с аэродрома полка, который базировался неподалеку от города Колобжег (Балтийское побережье Польши). Но едва летчик начал набирать высоту, как сильнейший удар потряс истребитель. Случилось это на 41-й секунде полета, на высоте всего 90 метров! Резко упала скорость, МиГ начал снижаться... Скуридин едва успел отвернуть самолет от города в сторону моря и катапультировался (позже комиссия признает его действия правильными). В том, что МиГ-23 упал в море, никто не сомневался.
Но случилось невероятное – самолет удержался в воздухе и, управляемый автопилотом, прошел зону действия западногерманских, американских и бельгийских ПВО, рухнув в конце-концов в Бельгии. Как он еще в штаб-квартиру НАТО не попал. В зоне, максимально напичканной войсками НАТО, пролетела не фанерная стрекоза, а неуправляемая боевая машина. На таком фоне рустовские воздушные похождения казались детским лепетом.
Но… этот случай прошел практически незамеченным мировой прессой. В СССР к тому времени все чаще и чаще «перестроечные» издания поминали случай с Рустом, как неоспоримое «доказательство» мнимой слабости и никчемности советской военной машины.
О том, что Руста своевременно обнаружили и не сбили лишь по политическим соображениям, вспоминать никто не собирался, тем более сравнивать его полет с полетом истребителя, управляемого автопилотом, оставившим в дураках ПВО трех государств. Надо сказать, что особенности работы «свободной» прессы четко прослеживаются не только в происшествиях с Рустом и МиГ-23. Американцы в свое время были ужасно возмущены тем, что в 1983 году советский истребитель сбил южнокорейский «Боинг». Для обличения «империи зла» происшедшее было использовано «на всю катушку». В СССР это трагическое происшествие помнят до сих пор. Но спустя пять лет, 3 июля 1988 года, американский крейсер «Винсенс» сбил зенитной ракетой иранский пассажирский лайнер А-300, летевший по международной трассе, причем находившийся еще над иранской территорией. Погибло 298 человек. Американцам просто «показалось», что действия самолета носят угрожающий для крейсера характер. Никто из американцев, с которыми мне довелось общаться, ничего не знал об этой трагедии. Они не читали об этом в газетах, не видели телерепортажей и воспринимали неприятную для них информацию с откровенным недоверием…
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.