Невозможно определить, какой авиационный
двигатель лучше, а какой хуже, ведь это сложные инженерные изделия,
характеризуемые множеством различных характеристик и создаваемые для
различных типов летательных аппаратов, предназначенных для выполнения
разных задач. Поэтому их можно сравнивать только по отдельным
параметрам. Если выбрать тройку лидеров среди двигателей для
истребителей с учетом их тяги, то в ней окажется продукция российских и
американских производителей.
Тяга – один из ключевых параметров двигателя боевого самолета В
авиации тягой называют силу, толкающую самолет в воздушной среде. Ей
противостоит лобовое сопротивление. Если машина летит прямолинейно и
горизонтально с постоянной скоростью, то тяга будет примерно равна
лобовому сопротивлению.
Чаще всего тягу измеряют в килоньютонах
(кН) или килограмм-силах (кгс). Грубо на одну килограмм-силу приходится
10 ньютонов. А если точно, то 1 кгс = 9,80665 Н.
Используя этот
показатель, отберем три самых лучших двигателя по тяге. Чтобы упростить
задачу, будем сравнивать их тягу по максимальному показателю в режиме
форсажа.
Двигатели для семейства истребителей Су-27 Российские
истребители Су-27, Су-30 и Су-35 относятся к единому семейству. Основой
для проектирования конструкции более поздних Су-30 и Су-35 стал Су-27.
В
боевом самолете Су-27 используется турбореактивный двухконтурный
двигатель АЛ-31Ф с форсажной камерой. На каждый истребитель
устанавливают по два таких двигателя. Их также используют для оснащения
истребителей Су-30. Такой двигатель в режиме форсажа способен развивать
максимальную тягу 122,6 кН.
В более новом истребителе Су-35 применен уже другой двигатель –
АЛ-41Ф1С, обладающий управляемым вектором тяги. Это изделие, как и
предыдущее, имеет длину 4,9 метра и диаметр 1,2 метра. Несмотря на то,
что новый агрегат имеет такие же габариты, он способен развивать гораздо
большую тягу, чем предшественник. Она составляет уже 142,2 кН.
Американский чемпион F-22 Истребители
F-22, выпускаемые в США, оборудованы двигателями Pratt&Whitney
F119-PW-100. На сегодняшний день их выпущено более 500 единиц. Это
изделие представляет собой двухвальный двигатель, оснащенный роторами
высокого и низкого давления с противовращением. По тяге, которая
составляет почти 155 кН, F119-PW-100 имеет полное право на звание
лидера среди двигателей для истребительной авиации. Правда с некоторыми
оговорками.Как говорилось ранее, тяга является далеко не единственной
характеристикой. Поэтому из-за большей массы максимальная скорость,
развиваемая F-22, ниже, чем скорость Су-35, хоть американец и развивает
большую тягу, чем россиянин. Помимо этого, как оказалось,
двигатели F119-PW-100 вырабатывают свой ресурс быстрее, чем
рассчитывали. Поэтому ВВС США уже начинают испытывать дефицит этих
изделий. С другой стороны, если ресурс двигателей подходит к
концу, это говорит об их интенсивной эксплуатации. А активное
использование изделий свидетельствует о том, что он нашел свое место в
американской военной авиации и вполне устраивает по своим
характеристикам своих пользователей. Унифицированный российский авиадвигательВ
июле этого года управляющий директор Опытно-конструкторского бюро имени
Люльки при Уфимском моторостроительном ПО Евгений Семивеличенко
рассказал агентству РИА Новости
о начале разработки нового универсального авиадвигателя для
истребителей Су-27, Су-30 и Су-35. При этом изделие можно устанавливать
на любой из трех типов самолетов без доработки планера. Планируется
улучшение технических характеристик двигателя по сравнению с
предшественниками, причем в нем будут задействованы узлы, уже
задействованные в предыдущих моделях. Унификация двигателей для
истребителей разных типов является положительным фактором с точки зрения
экономики их производства. При этом станет дешевле и проще обслуживать
эту технику в частях. И когда создадут первый прототип нового
двигателя, будет интересно узнать его технические характеристики, в том
числе и развиваемую тягу.
Сергей Кузмицкий
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|