Лидийцы – это народ, живший в Лидии, области на западе Малой Азии, и
разговаривавший на собственном, лидийском языке, который относился к
анатолийской группе индоевропейской языковой семьи.
Специалисты
по истории языков и археологи до сих пор продолжают споры по поводу
теории о том, что, судя по возникновению языка, этот народ появился чуть
ли не в 20-м веке до нашей эры. По всей вероятности,
самостоятельная лидийская культура просуществовала, по меньшей мере
почти до начала нашей эры, что последний раз было подтверждено в
сохранившихся до наших дней записях древнегреческого географа и историка
Страбона, сделанных им в городе Кибира на юго-западе Малой Азии около
1-го века до нашей эры.
Столицей Лидии был город Сарды, или
Сфарда. Зарегистрированная история государственности лидийцев
прослеживается с конца бронзового века и охватывает 3 династии. Это
государство достигло своего наивысшего могущества в течение 7-го и 6-го
веков до нашей эры, то есть в период, который совпал с ослаблением
соседней Фригии, находившейся к северо-востоку от него.
Лидия
резко утратила свое могущество в связи с падением её столицы после битвы
на Галисе в 585 году до нашей эры и поражением лидийцев, которые были
разбиты Киром II Великим в 546 году до нашей эры.
Обнаруженных до
сих пор исторических свидетельств об этом народе недостаточно; сведения
о нём основаны главным образом на запутанных свидетельствах
древнегреческих писателей.
Гомер называл лидийцев меонами
(Meiones), упоминая их среди союзников троянцев во время Троянской
войны, и хотя производные названия Меония и меонийцы, появившиеся в
бронзовом веке, иногда использовались как эквивалент названий Лидия и
лидийцы, некоторые авторы того времени проводили различие между этими
названиями.
Геродот пишет, что лидийцы «были первыми из людей,
чеканившими и использовавшими золотые и серебряные монеты». Поскольку
речь шла особенно о монетах из самородного электрума, сплава золота и
серебра, некоторые нумизматы считают, что чеканка монет зародилась
именно в Лидии.
Обнаруженные до сих пор тексты на лидийском языке
немногочисленны и обычно являются короткими по содержанию, однако
тесная связь, поддерживаемая между ведущими специалистами в области
анатолийского языкознания, обеспечивает постоянный прогресс в их
переводе, при этом постоянно обнаруживаются всё новые надписи и
свидетельства, и регистрируются всё новые слова. Тем не менее, до
настоящего прорыва в понимании лидийского языка, судя по всему, ещё
далеко.
Имеющиеся в настоящие время тексты датируются периодом
приблизительно с середины 7-го по 2-й века до нашей эры, что заставило
одного ученого прийти к выводу о том, что «письменность у лидийцев
появилась рано, но [судя по имеющимся источникам, похоже, что] писали
они немного».
Целый ряд религиозных концепций лидийцев, таких как
культ богини плодородия Коры, культ змеи и быка, культ бога грома и
дождя и другие культы, вполне можно отнести к раннему бронзовому веку.
Однако реконструировать религию и мифологию этого народа сложно, так как
в течение более чем тысячелетия, с бронзового века до классического
периода, происходили взаимный обмен (заимствования) и контакты с
религиозными концепциями древних греков. Согласно утверждениям
археологов, исследующих Лидию, греческая богиня Артемида (Артиму) и бог
Аполлон имеют сильно выраженные анатолийские черты, а богиня Кибела-Рея,
мать олимпийских богов, и бог Дионис (Баки) и вовсе заимствованы
греками у жителей Малой Азии, в то время как и в Лидии, и в Карии, бог
Левс сохранил основные черты заимствованного у греков Зевса, причем и
лидийцы, и карийцы использовали оба названия этого бога.
Среди
других богов лидийского пантеона, о которых до сих пор известно
относительно мало, можно назвать Сантая, спутника Кивевы (Кибелы) и
иногда героя, сожженного на костре, а также Маривду, которая
ассоциировалась с темнотой.
Косвенные сведения об истории Лидии
содержатся в произведениях античных писателей. Так, согласно рассказу
Овидия, Ниоба, дочь Тантала и Дионы и сестра Пелопа и Бротея, когда ещё
жила в Лидии (Меонии) на земле своего отца рядом с горой Сипил, была
знакома с одной лидийской женщиной по имени Арахна. Эти персонажи, имена
которых совпадают с именами мифических персонажей, могли иметь
отношение к темным временам правления полулегендарной династии Атиадов
или Танталидов, то есть приблизительно ко времени становления лидийской
нации из некоего пранарода или из идентичных ей долидийских меонийцев и
лувийцев.
Также существует несколько рассказов о династии
Тилонидов, которая правила после династии Атидов и/или Танталидов, а
также легенда о периоде правления последней лидийской династии
Мермнадов, повествующая о Кольце Гига, о последующем восшествии Гига на
трон Лидии вместо царя Кандавла и основании им новой династии. И всё это
– в полном смысле слова лидийские предания, лишь пересказанные
Геродотом, который мог заимствовать свои сюжеты у историка Ксанфа,
лидийца, описавшего историю этой страны в том же веке чуть раньше
Геродота.
Некоторые выражения на лидийском языке были
общеупотребительными в древнегреческом и латинском языках, и в «Адагиях»
Эразма Роттердамского имелась целая подборка этих выражений с подробным
толкованием.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.