Путь Темучина к власти и провозглашение его великим ханом в «Сокровенном сказании монголов».
Когда
раненый старик Чараха лежал у себя дома, Темучжинь навестил его. Старик
сказал ему: «Они увели с собой собранный отцом твоим народ и наших
людей; когда я отговаривал их, они меня поранили». Темучжинь, заплакав,
ушел. Хоэлунь сама села на коня и, приказав людям взять
копья с кистями, во главе их отправилась в погоню; она остановила
половину народа, но остановленная половина людей тоже не захотела
оставаться; все ушли вслед за Дайичиут. Когда братья Дайичиут покинули
Хоэлунь с детьми, Хоэлунь, женщина чрезвычайно разумная, собирала плоды,
да вырывала коренья и тем питала детей своих. В таких трудных
обстоятельствах воспитанные ею дети подросли; все они имели признаки
царского княжеского достоинства…
Через несколько времени
Дайичиут Кирилтух сказал: «Покинутые нами Темучжинь и другие дети с
матерью, верно, теперь уже оперились, как птичьи птенцы, и подросли,
подобно детенышам зверей». Взяв с собой товарищей, они поехали
разузнать. Темучжинь с матерью, завидев приезд их, испугались; Белгутай в
густом лесу наломал деревьев и устроил засеку, а Хачигуня, Темугэ и
Темулунь троих малых, спрятал в расщелине скалы; Хасар перестреливался с
Дайичиут; Дайичиут громко крикнули ему: «Нам надо только твоего
старшего брата, Темучжиня, а других людей не надобно». Устрашенный тем
Темучжинь сел на лошадь и пустился в горный лес: Дайичиут, заметив это,
погнались за ним и преследовали до горы Тергуне. Темучжинь углубился в
густой лес, а Дайичиут, не могши въехать туда же, окружили лес и
стерегли.
Темчужинь, пробыв в густом лесу трое суток, повел под
уздцы лошадь и хотел выйти из леса, как седло с лошади упало на землю;
обернувшись, он увидел, что шлея на груди и подпруга попрежнему
застегнуты, и сказал: «Седло может спасть, хоть подпруга и застегнута;
но когда нагрудная шлея застегнута, то как можно седлу самому упасть?
Верно, само небо останавливает меня». Он воротился и еще прожил три дня.
Потом, когда хотел выйти, при выходе из густого леса упал большой белый
камень, в виде юрты, и загородил путь. Темучжинь опять сказал: «Верно,
небо останавливает меня». Он снова вернулся и еще провел три дня. Всего
прожил он в лесу девять дней сряду, ничего не евши. Напоследок он
сказал: «Неужели мне умереть таким образом без вести? Лучше выйти». Он
взял нож, которым строгал стрелы, срезал им деревья, росшие подле
заграждавшего выход камня, и ведя за собою лошадь, сошел с горы.
Сторожившие тут люди Дайичиут тотчас схватили и увели его.
Тархутай
Кирилтух, поймав Темучжиня, объявил повеление своему народу, чтобы в
каждом стане Темучжиню жить сутки. Так переходил он из одного дома в
другой до 16-го числа 4-й луны. В этот день Дайичиут устроили пир на
берегу реки Онань. Когда по захождении солнца разошлись по домам, они
приказали одному молодому и слабому парню стеречь Темучжиня. Темучжинь,
видя, что все разошлись, ударил того парня краем своей колодки в голову и
сшиб его с ног, а сам убежал; добежав до леса, что на берегу реки
Онань, он внутри его прилег; но, опасаясь, что его здесь увидят, вошел в
стремнину реки Онань и погрузился в воду телом, выставив наружу только
лицо.
Караульный, потерявший узника, громким голосом кричал:
«Пойманный человек бежал!» На крик его разошедшиеся Дайичиут снова
собрались и при свете луны, ясном, как днем, стали искать Темучжиня
повсюду в лесу по берегу Онань. Сорханыиира, из рода Сулдусунь, проходя
для обыска близ того места реки, где лежал Темучжинь, заметил его и
сказал ему: «Вот за такую-то сметливость твою братья Дайичиут ненавидят и
преследуют тебя. Будь осторожен и лежи так; я не донесу на тебя».
Сказав это, он прошел мимо.
Когда Дайичиут, обыскивая на
возвратном пути, толковали между собою, Сорханьшира сказал им: «Вы
потеряли человека днем; а теперь, в темную ночь, как искать? Воротимся
на прежнее место и обыщем места еще не осмотренные и разойдемся; а
завтра снова соберемся для обыска. Куда уйдет этот человек с колодкой?»
Во время возвратного поиска Сорханьшира снова проходил прежним местом и
сказал Темучжиню: «Теперь мы кончили обыск и возвращаемся; завтра опять
придем искать тебя; теперь, когда мы разойдемся, ты уходи и сыщи свою
мать и братьев; если встретишь кого-нибудь, не говори, что я видел
тебя». Сказав это, он ушел.
Когда все разошлись, Темучжинь
подумал про себя: «Намедни, когда приказано было стеречь меня по очереди
в каждом становище, во время пребывания моего в доме Сорханьширы оба
сына его, Чиньбо и Чилабунь, оказали ко мне сожаление: на ночь снимали с
меня колодку и оставляли меня ночевать на свободе. Сегодня Сорханьшира
заметил меня, однако ж не хотел сказать о том другим; не один раз был
здесь и проходил мимо. Пойду к нему; наверно, он спасет меня».
Вследствие того он пошел вниз по реке Онань искать Сорханьширу/
Алтань,
Хучар и Сачабеки, посоветовавшись целым обществом, объявили Темучжиню:
«Мы хотим провозгласить тебя царем. Когда ты будешь царем, то в битвах с
многочисленными врагами мы будем передовыми, и если полоним прекрасных
девиц и жен, да добрых коней, то будем отдавать их тебе. В облавах на
зверей мы будем выступать прежде других и пойманных [нами] зверей будем
отдавать тебе. Если мы в ратных боях преступим твои приказы или в
спокойное время повредим делам твоим, то ты отними у нас жен и имущество
и покинь нас в безлюдных пустынях». Так поклявшись, они провозгласили
Темучжиня царем и нарекли его Чингисом.
В то время Чжамуха был
тоже у найманей. Таян спросил его: «Кто эти, преследующие наших, как
волки, когда они гонятся за стадом овец до самой овчарни?» Чжамуха
отвечал: «Это четыре пса моего Темучжиня, вскормленные человечьим мясом;
он привязал их на железную цепь; у этих псов медные лбы, высеченные
зубы, шилообразные языки, железные сердца. Вместо конской плетки у них
кривые сабли. Они пьют росу, ездят по ветру; в боях пожирают
человеческое мясо. Теперь они спущены с цепи; у них текут слюни; они
радуются. Эти четыре пса: Чжэбе, Хубилай, Чжэлме и Субеэтай». Таян
сказал: «Коли так, то’подальше от этих презренных людей». Он отступил и,
поднявшись по горе, остановился.
Потом он опять спросил: «Кто
эти следующие затем отряды, похожие на жеребят, когда они, насосавшись
молока, резвятся и бегают кругом своей матки?» Чжамуха отвечал: «Это два
рода: Уруут и Манхут, которые убивают всех мужчин с копьем и мечом и
снимают с них платье». Таян сказал: «Так удалимся еще подальше от этих
презренных людей»; и он приказал еще подняться на гору и, остановившись,
опять спросил Чжамуху: «Кто это позади, как голодный коршун,
порывающийся вперед?» Чжамуха отвечал: «Это мой Темучжинь аньда, одетый с
ног до головы в железную броню; он прилетел сюда, словно голодный
коршун. Видишь ли его? Вы говорили прежде, что только дада появится, так
от него, как от барашка, не останется и копыт с кожей. Посмотри же
теперь». Таян только проговорил: «Страшно!» и приказал еще подняться на
гору. Он опять спросил: «Кто это позади со множеством ратников?» Чжамуха
отвечал: «Это сын матери Хоэлунь, воспитанный человечьим мясом. Тело
его в три человеческих роста; он съедает зараз трехгодовалого барана;
одет в три железные брони и приехал на трех сильных быках. Он проглотит
целого человека с луком и стрелами так, что тот не засядет у него в
горле; съест целого человека, да еще не сыт. Когда он разгневается, то
стрелою Анхуа, через гору, пронзит десять или двадцать человек; когда с
ним станут драться, он метнет стрелу Коибур и, хоть через широкую степь,
пронзает человека вместе с латами. Из большого лука он попадает за 900
шагов, из малого лука — за 500 шагов. Он не похож на обыкновенных людей,
словно большой удав. Называется он Чжочихасар». Таян сказал: «Если так,
то вместе поднимаемся на высокую гору». Потом опять спросил: «Кто тот,
что позади всех?». Чжамуха отвечал: «Это самый младший сын Хоэлунь по
имени Отчигинь. Он ленив; любит рано ложиться и поздно вставать; но в
дружине ратников он никогда не опаздывал». Тогда Таян поднялся на
вершину горы.
Когда Чингис собрал под свою власть народы разных
улусов, то в год тигра на вершине реки Онань он водрузил знамя с девятью
белыми хвостами и воссел царем. Доблестного витязя Мухали он пожаловал
князем; Чжэбе он повелел преследовать Бучулука; управил народами дада;
кроме царских зятьев, пожаловал тысячниками 95 человек, трудившихся
вместе с ним в созидании царства. Чингис сказал: «Раздав должности
царским зятьям и 95 тысячникам, я награжу еще тех из них, которые
отличались особенными заслугами». Он велел Шигихутуху позвать Бборчу,
Мухали и других. Шигихутуху сказал: «Заслуги Боорчу и Мухали больше
чьих, что еще хочешь наградить их? Я, с малолетства принятый к тебе в
дом, до полного возраста не отлучался от тебя: мои заслуги меньше чьих
заслуг? Теперь чем ты наградишь меня?» Чингис сказал ему: «Ты сделался
моим шестым братом и имеешь право на удел, равный уделам братьев.
Избавляю тебя от наказания за 9 преступлений. Теперь, когда я только что
утвердил за собою все народы, ты будь моими ушами и очами. Никто да не
противится тому, что ты скажешь. Тебе поручаю судить и карать по делам
воровства и обманов; кто заслужит смерть, того казни смертью; кто
заслужит наказание, с того взыскивай; дела по разделу имения у народа ты
решай. Решенные дела записывай на черные дщицы, дабы после другие не
изменяли.
Чингис сказал Хубилаю: «Ты усмирял крутых и
непокорных; ты да Чжэлме, Чжэбе и Субеэтай словно четыре свирепых пса у
меня; куда бы я ни посылал вас, вы крепкие камни разбивали в куски,
скалы низвергали, глубокую воду останавливали; потому-то в битвах я
велел вам быть впереди; четырем витязям: Бборчу, Мухали, Бброулу и
Чилауню — быть за мной, а Чжурчэдаю и Хуилдару — стоять передо мной для
того, чтобы сердце мое было спокойно. Теперь ты, Хубилай, во всех ратных
делах и распоряжениях будь старшим…»
Чингис сказал старику
Усуню: «Усунь!.. Ты старший потомок Баалиня: тебе следует быть беком;
будучи беком, езди на белой лошади, одевайся в белое платье и в обществе
садись на высшее место; выбирай добрый год и луну и, по рассуждении, да
чтут и уважают…» Чингис сказал Сорханьшире: «В малолетстве моем, когда
Тархутай Кирилтух с братьями рода Дайичиут изловили меня, ты с сыном
своим скрыл меня у себя, велел дочери своей, Хадаань, прислуживать мне и
отпустил меня; эту услугу вашу я день и ночь помнил; а вы поздно пришли
ко мне от Дайичиут, и я теперь только могу наградить вас. Какой награды
вы хотите?» Сорханьшира и сын его отвечали: «Нам хотелось бы по воле
ставить становища в Меркитской стране Селяньгэ; а еще чем наградить нас,
то сам, царь, придумай». Чингис сказал: «Будь по-вашему; ставьте по
воле становища в той стране; кроме того, пусть потомки ваши носят луки
со стрелами, пьют по чашке вина и прощены будут за 9 преступлений».
Когда
люди, трудившиеся в созидании царства, были сделаны темниками,
тысячниками и сотниками и получили награды, Чингис сказал: «Прежде у
меня было только 80 человек ночной стражи и 70 охранной стражи саньбань.
Ныне, когда небо повелело мне править всеми народами, для моей охранной
стражи, саньбань, и других пусть наберут 10 000 человек из тем 2, тысяч
и сотен. Этих людей, которые будут находиться при моей особе, должно
избрать из детей чиновных и свободного состояния лиц и избрать ловких,
статных и крепких. Сын тысячника приведет с собой одного брата да десять
человек товарищей; сын сотника возьмет с собой одного брата да пятерых
товарищей; дети десятников и людей свободных возьмут по одному брату да
по три товарища. Кони для десятерых товарищей сына тысячника будут
собраны в его тысяче и сотнях вместе с конскою сбруею… Кто из
тысячников, сотников, десятников и людей свободных воспротивится, тот,
как виновный, подвергнется наказанию. Если избранный уклонится и не
явится на ночную стражу, то на место его избрать другого, а его сослать в
отдаленное место. Кто пожелает вступить в гвардию, тому никто не должен
препятствовать». Тысячники и сотники, согласно воле Чингиса, произвели
набор и увеличили прежнее число 80 человек ночной стражи до 800 человек.
Чингис велел увеличить до тысячи человек и поставил над ними Екэнеуриня
первым тысячником.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.