Читатель, возможно, помнит, что уже прошло примерно два года с тех пор,
как американцы устами секретаря (министра) ВМС Р. Спенсера пообещали
"совершить переход по Северному морскому пути группой кораблей", причем
без уведомления и согласия России, ведь они "за свободу судоходства"
выступают. Но время шло, и, видно, этому министру благоразумные люди
(пока еще они водятся в американских штабах) объяснили, чем может
кончиться попытка прорыва по СМП без спроса и поддержки: Арктика шуток
не любит, и даже летом можно вляпаться в неприятности. Это если ВМФ РФ
не объяснит, что не стоит соваться на путь, который в немалом протяжении
пролегает по территориальным водам России. Кроме того, министру, видно,
объяснили, что и ходить-то не на чем: у США всего полтора ледокола в
строю, а без ледокола на СМП делать почти всегда нечего.
«Полтора ледокола» Полтора
ледокола — это тяжелый (по классификации США) ледокол Береговой охраны
(БОХР) США USCGC Polar Star (WABG-10), размерениями 122х25,4х9,4м,
водоизмещением до 13842 т, с дизель-газотурбинной ГЭУ, формально
делающей его близким по мощности российским атомным ледоколам предыдущих
поколений. Правда, в реальности ситуация обстоит несколько иначе. Есть
еще систершип USCGC Polar Sea (WABG-11), но он десять лет как выведен из
эксплуатации, используется для каннибализации запчастей для систершипа и
в строй не вернется. "Полар Стар" ломается через раз, но его упорно
чинят, ведь другого корабля обеспечения антарктической экспедиции США у
БОХР нет. Причем склонность к поломкам объясняется не возрастом. Корабль
1976 г. постройки, конечно, имеет возраст солидный, если это атомный
ледокол, он бы и у нас был бы выведен давно в отстой, но
дизель-электрических ледоколов такого же или большего возраста в России
эксплуатируется немало, скажем, серия "Ермак" финской постройки из 3
судов мощностью 36 тыс. л.с. или серия "Капитан Сорокин" из 4 судов
мощностью 22 тыс. л.с. Просто очевидно, что газотурбинная ГЭУ при всех
своих преимуществах (компактность, мощность) не является лучшим выбором
для ледокола. Есть, видимо, и недостатки самого проекта, иначе как
объяснить периодические проблемы с целостностью корпуса у обоих
кораблей?
Но есть у БОХР США и средний ледокол USCGC Healy
(WABG-20), который по водоизмещению в 16257 т и размерениям 128х25х8,9м
будет покрупнее "Полар Стар", но средним он является по своим
возможностям. Он способен двигаться во льду лишь в 1,4 м толщиной
(разумеется, если будет разгоняться и наваливаться на лед, то больше,
конечно), тогда как более мощный "Полар Стар" — до 1,8—2м. Но "Хили"
куда моложе и современнее оснащен: ему 21 год, возраст для неатомного
ледокола вообще юношеский. И он дизельный, что куда более адекватный
выбор для ледокола. "Хили" в Антарктику не ходит и работает
преимущественно в Арктике. В частности, вместе с немецким
исследовательским ледоколом "Поларштерн" в 2001 г. он стал одним из
первых неатомных судов, добравшихся до Северного полюса без атомного
ледокола. Первым был сам "Поларштерн" в 1991 г. вместе со шведским
ледоколом "Один" (а первым надводным судном вообще — наша атомная
"Арктика" в 1977 г.). Дизель-электроход "Поларштерн" постройки 1980 г.,
кстати, судно весьма известное и принадлежит Институту полярных и
морских исследований в Бремерхафене, названному в честь Альфреда
Вегенера — профессора, создателя теории дрейфа континентов, полярника,
погибшего в одной из экспедиций в Гренландию. Немцы давно пытаются
создать ему замену, но дело идет почти столь же успешно, как эпопея с
легендарным Берлинским аэропортом, с той лишь разницей, что аэропорт
вроде бы почти достроили, а вот "Поларштерн II" никто и не начинал
строить, только тендер очередной в этом году отменили, еще до пандемии.
Пошел сдерживать русских и не дошел Но вернемся к "Хили". У
корабля достаточно много научных заслуг, ученых он в Арктику возит
регулярно, правда, чаще всего работает где-то не очень далеко от Аляски.
В 2015 г. он стал первым американским надводным судном, побывавшим на
Северном полюсе без сопровождения иностранного ледокола. Стоит, правда,
заметить, что аномально теплая погода последних лет также сделала
подобные миссии возможными, в 1977 г. "Хили" до полюса дойти бы просто
не смог. Но в последние годы, когда в Вашингтоне ударились в борьбу с
"российским влиянием" в Арктике, миссиям "Хили" постоянно пытались
придать некое политическое значение. Типа "сдерживаем Россию в Арктике".
Чем может сдерживать невооруженный и весьма средний по характеристикам
ледокол, честно говоря, автору непонятно. Но именно под таким соусом это
все подается на брифингах и в СМИ, очевидно, для своего же обывателя,
который, как справедливо считают акулы нашего шоу-бизнеса, "все
схавает".
Под таким же соусом подавалось и нынешнее развертывание
"Хили" в Арктику под названием "Арктический щит". В рамках операции он
должен был двадцать шесть суток патрулировать в Беринговом море, не
очень далеко от границы между нашими странами, для чего 15 августа взял
на борт 11 ученых и аппаратуру для исследований в Сьюарде, штат Аляска.
Но уже 18 августа, в 60 морских милях от берега Аляски, на борту от
короткого замыкания в электросети случился пожар в машинном отделении.
Результат пожара: правый дизель-генератор и правый главный гребной
электродвигатель не работают. Миссия, разумеется, сразу была отменена,
корабль развернулся и направился в свой порт приписки Сиэтл для осмотра и
ремонта. Пострадавших при ЧП официально не было.
«Я благодарю
команду Healy за их быстрые действия по безопасному тушению пожара», —
заявила Линда Фаган, вице-адмирал, командующий Тихоокеанским регионом
БОХР США. — Эта авария, однако, означает, что Соединенные Штаты
ограничены в ледокольных возможностях до тех пор, пока Healy не будет
отремонтирован, и это подчеркивает критическую потребность страны в
полярных судах безопасности». (Polar security cutter — так зовутся
ледоколы БОХР США.) Переведя с адмиральского на человеческий, получаем,
что США остались без единственного ледокола, задействованного в
операциях в Арктике, потому что "Полар Стар" привлекается к снабжению
Антарктической экспедиции, и над ним трясутся и даже не скрывают этого —
ему замены нет. Надолго или нет поломался "Хили", видно будет.
Разумеется,
пожар — не редкость на современных судах. И выход из строя гребного
электродвигателя — тоже. Не так давно на проходящем испытания и
завершающем уже их новейшем универсальном двухосадочном атомном ледоколе
типа ЛК-60Я (пр. 22220) "Арктика" тоже вышел из строя один из главных
электродвигателей. И он требует замены, которая может быть проведена
только в будущем году. Но на этом кораблей таких двигателей еще 5 штук, и
атомоход просто временно снизил свою мощность на винтах с 60 МВт (82
тыс. л.с.) до 50 МВт (67 тыс. л.с.), что все равно делает его и самым
крупным в мире и одним из мощнейших в мире (уступит разве что "50 лет
Победы" и "Ямалу" из действующих с их 75 тыс. л.с.) и мало сказывается
на его возможностях, которые все равно в первый год эксплуатации вряд ли
были бы задействованы на полную катушку — техника требует времени на
освоение. Но у России неатомных и атомных ледоколов порядка 40 штук, а у
США, можно сказать, было полтора.
Новый ледокол Конечно,
американцы прекрасно понимают, что это не дело. И ищут различные пути
решения проблемы вплоть до попыток покупки бесхозных ледоколов в странах
вроде Швеции или Финляндии (что достаточно маловероятно) или
рассматривая возможность заказа ледоколов финнам (что тоже маловероятно
из-за лоббизма в самих США и особенностей законодательства). А пока что
заказана разработка и постройка головного своего ледокола. В прошлом
году БОХР США заключила с судостроительной компанией VT Halter Marine
Inc. контракт на детальное проектирование и строительство тяжелого
ледокола следующего поколения на сумму 745 млн. долл. Плановый бюджет
американского ведомства на 2021 финансовый год требует 555 млн. долл. на
строительство второго тяжелого ледокола и разрешение перевода еще 70
миллионов из другой программы для продолжения финансирования программы
тяжелых ледоколов. Суммарно же контракт включает в себя опцион на
постройку еще 2 ледоколов, за общую цену 1,94 млрд. долл. Правда, за
время пути собачка не просто может, а обязана подрасти, и цена наверняка
вырастет. Первый ледокол должен быть достроен в 2024 г., хотя наверняка
срок сдвинут и сошлются на коронавирус.
Что же это за корабль? Размерения его 138х26,4м, полное водоизмещение
указано в 22900 т, тип энергоустановки — дизель-электрическая, мощность
45200 л.с. (33 МВт), толщина льда, которую он сможет проходить — 1,8 м
(в обычном режиме прохождения). Если взглянуть на изображение судна,
размещенное на сайте компании-строителя (разработчик проекта там другой —
Teamed Associates, Inc.), то видно, что проект весьма консервативен.
Нет "модных" обводов форштевня, смахивающих на таранные форштевни старых
броненосцев и броненосных крейсеров. Нет и обтекаемого полубака,
слившегося воедино с надстройкой — такое решение используется на
строящемся ныне "сверхледоколе" — отечественном ЛК-120Я "Лидер" (проект
10510), который заложат 28 сентября на ССК "Звезда" и назовут "Россией".
Сам же строитель нового американского ледокола объясняет консерватизм
корабля тем, что он происходит от проекта "Поларштерн II", который так и
не начали пока строить. Вместимость корабля составляет 186 человек и
автономность его 90 сут. Ледокол будет иметь движители типа "Азипод" от
ABB/Trident Marine, двигатели от Caterpillar, система управления и АСУ —
"Рэйтеон" и т.п. В общем, ледокол как ледокол. "Королем Арктики" ему не
быть, но смотрится в проекте вполне достойно.
А вот что у них
получится, когда построят, и как это судно будет Арктику покорять,
посмотрим через несколько лет. Главное, чтобы не сопровождали каждый
выход в море рассказами о героическом противостоянии российской агрессии
против свободолюбивых белых медведей и моржей, как они это делают при
каждом выходе "пострадавшего" "Хили". Утомил уже этот цирк.
Я. Вяткин,
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|