Кулибин из субтропиков. Самоучка в Сочи создает транспорт будущего
Изобретатель-самоучка из Сочи Юрий Беляев своими руками создает уникальную электрическую технику, которая рвет шаблоны о возможностях энтузиастов и в будущем даже может изменить нашу жизнь. Он собрал в домашней мастерской автомобиль и катамаран на солнечных батареях, сделал мини-гидроэлектростанцию для ручьев, ставшую востребованной во многих странах, а сейчас работает над необычной скоростной транспортной системой. О своих проектах и планах 36-летний кубанский Кулибин рассказал «АиФ-Юг».
Энергия увлечения
Несколько лет назад житель Лазаревского района Сочи Юрий Беляев попрощался с обычной работой, чтобы как на службу ходить в свою небольшую домашнюю мастерскую. Он увлеченно трудится в ней по 10 часов 6 дней в неделю, делая перерывы только для приема пищи. Поначалу его технические изыскания вызывали непонимание у родных, но Юрий всем смог доказать, что тратит время не напрасно. Его разработки показали свою состоятельность, стали востребованными и помогли семье несколько лет прожить без центрального электроснабжения. По сути, с энергетических проблем на участке сочинца все и началось.
Юрий с 6 лет живет в Сочи, куда его семья переехала из Майкопа. Еще в детстве он стал интересоваться техническим творчеством, наблюдая за работой отца, но в итоге поступил на факультет информатики. Во время учебы наш земляк подрабатывал программистом, после окончания вуза 8 лет занимался ремонтом и отделкой квартир, а потом с головой окунулся в изобретательство. Кроме природной тяги, к этому подтолкнули обстоятельства, связанные с обустройством нового жилья. Его участок был на отшибе, и электросетевая организация выставила счет на 1 миллион 637 тысяч рублей за подключение. Тогда мужчина и обратился к альтернативной энергетике.
досье Юрий Беляев изучал в вузе информатику и несколько лет работал программистом, пока не занялся изобретательством. Он стал извес¬тен благодаря своему солнцемобилю, на котором выиграл гонку по Казахстану. Также у себя дома сочинец собрал катамаран на солнечных батареях, разработал мини-ГЭС, а сейчас работает над необычной транспортной системой.
«После покупки земельного участка я стал активно изучать эту тему, – рассказывает сочинец. – В интернете много информации, которая помогла мне собрать систему из солнечных батарей и аккумуляторов мощностью два с половиной киловатта. Благодаря этому мы с женой и дочкой три года нормально прожили в своем домике без центрального электроснабжения. Но не все обещания производителя панелей оказались правдой. Даже у нас в Сочи зимой от них мало толку – в пасмурную погоду они вообще ничего не вырабатывают. В результате мне пришла идея установить свою мини-гидроэлектростанцию, поскольку рядом протекает небольшой ручей».
Найти в продаже нужное оборудование небольшой мощности не удалось и пришлось изобретать его самому. За исключением резки металла лазерным аппаратом на стороне Юрий все делал своими руками. Он перепробовал с десяток вариантов конструкции, пока не добился нужного результата. Хотя к тому моменту его дом уже подключили к электросети за адекватные деньги благодаря разрастанию поселка, он не бросил свой проект и довел его до ума. Разработка оказалась настолько удачной, что мужчина из разных стран мира стал получать заказы на изготовление небольших ГЭС.
Дело техники
«Я выкладывал в интернете видеоработы над первыми вариантами мини-ГЭС, и люди стали интересоваться, – продолжает Юрий Беляев. – На сегодняшний день я уже продал больше сорока своих станций мощностью от трехсот ватт до тридцати киловатт, которые работают в России, Казахстане, Армении и Абхазии. Ими также интересовались многие люди из других стран, включая Польшу, Венгрию и даже Украину, но из-за происходящих событий отправлять туда технику пока нереально. В целом спрос довольно большой, хотя это очень специфический товар, для которого нужны подходящие условия».
Для работы его ГЭС нужен горный ручей с сильным перепадом высот от 2 до 70 метров, хотя подойдет и небольшая речка с меньшими перепадами при условии большого количества воды в ней. В основном их берут в дополнение к солнечным панелям, что обеспечивает стабильное электроснабжение круглый год там, где нет обычной сети. В Сочи такие ГЭС ставят возле баз отдыха, охотничьих домов, пасек. Например, одну из них купила крупная база с постройками общей площадью около 2 тысяч квадратных метров. Их станция стабильно выдает 1,5 киловатта энергии, чего вполне хватает, а раньше они каждый месяц сжигали по 2 тонны солярки в электрогенераторе.
Также Юрий создал уникальные транспортные средства. Три года назад технический блогер Никита Поддубнов предложил таким же энтузиастам устроить гонку почти на 3 тысячи км по Казахстану на самодельных солнцемобилях. На старт вышли 10 человек со своими авто, и в итоге сочинец, построивший свою «Каплю» всего за пару месяцев, с большим отрывом победил за счет удачной конструкции. Также он создал электрическую доску для серфинга и катамаран на солнечных батареях, на котором участвовал в гонке по реке Ахтуба. Он даже придумал свой винт для заводского лодочного электромотора, заметно его ускорив. Но все это Юрий делал не только ради удовлетворения спортивно-технического интереса.
«Отчасти солнцемобиль и катамаран создавались для того, чтобы меня начали воспринимать всерьез, – признается кубанский Кулибин. – Надо что-то сделать и показать, а иначе к тебе никто не прислушивается. Мой самый главный проект довольно сложен, и я постепенно иду к нему, набираясь опыта. Я работаю над созданием необычного вида транспорта, представляющего собой нечто среднее между пассажирским трубопроводом из мультфильма «Футурама» и вакуумным поездом Илона Маска. Его проект «Хайперлуп» закрылся, вероятно, из-за огромной стоимости, а я делаю ставку на максимальную дешевизну».
Как тебе такое, Маск?
Юрий Беляев придумал транспортную систему, в первую очередь предназначенную для быстрого перемещения грузов весом 300-400 килограммов за счет электрической тяги. Она могла бы значительно расширить возможности служб доставки. По замыслу автора, его ноу-хау позволит получать заказы из тех же маркетплейсов за считанные минуты и при этом удешевит стоимость услуги. Можно сделать и пассажирскую версию капсулы для одного человека. Она будет перемещаться со скоростью 300 километров в час по трассе в виде трубы с частично открытыми стенками, причем не только по горизонтали, но и по вертикали – как лифт. Я работаю над созданием необычного вида транспорта, представляющего собой нечто среднее между пассажирским трубопроводом из мультфильма «Футурама» и вакуумным поездом Илона Маска.
«У меня уже есть прототип вагончика, который я сделал для тестирования принципа работы, – говорит Юрий Беляев. – Теперь я собираюсь построить у себя на участке небольшой отрезок транспортной системы диаметром метр десять и капсулу для нее размером как мой солнцемобиль. На следующем этапе я хочу сделать уже пару километров трассы в другом месте. На нее мне хватит даже своих денег, то есть все это стоит относительно недорого. До конца года я планирую собрать капсулу, если все пойдет хорошо. Думал успеть ее к лету, но в итоге решил сначала купить лазерный аппарат для резки и сварки металла, чтобы было проще все делать». Он хочет наглядно показать всем состоятельность своего проекта, чтобы найти для него инвесторов. Эта непростая задача осложняется тем, что появилось немало липовых технических идей. По словам Юрия, одни люди придумывают их для раскрутки своих блогов, а другие еще и собирают на них деньги, фактически пуская пыль в глаза. Все это очень мешает настоящим изобретателям, так как подрывает веру в необычные ноу-хау. Как ни странно, люди часто верят в сущие небылицы и к Юрию даже обращались с просьбами сделать что-то вроде вечного двигателя по чужим чертежам. В то же время его уже реализованные проекты подчас называют фантастичными.
«У меня на Ютубе масса комментариев с критикой моей мини-ГЭС, – делится Юрий. – Пишут, что так не может работать, что это все обман. Я уже устал что-то объяснять таким людям и просто не отвечаю им – чужие убеждения не изменишь. Возможно, свою роль здесь играет инженерное образование, которого у меня нет. Оно накладывает определенные рамки на мышление. Какой-нибудь специалист убежден, что так работать не будет, а самоучка возьмет и проверит. Может быть, сто раз у него ничего не выйдет, а в сто первый раз получится, в результате чего появится что-то новое и интересное. Главное, доводить свои проекты до конца».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.