Этот удивительный человек прошёл через ад Великой
Отечественной войны и прожил 97 лет. Почему же о лётчике-истребителе
Иване Фёдорове почти не упоминали в советское время и вспомнили лишь
недавно?
Нашёл свою судьбу
Родился будущий советский ас в феврале 1914 г. на полпути между
хутором Харьковка и станицей Каменской Области Войска Донского, в
соляном обозе, где трудилась его мать. В годы революции и гражданской
войны постигал «университеты» среди беспризорников. Надежда на одни
только свои собственные силы наложила отпечаток на всю дальнейшую жизнь
Ивана.
В девять лет он взялся за ум и к 1928 году окончил первую ступень
школы (пять классов). Затем были рабфак, школа ФЗУ, первый курс
Луганского пединститута. Одновременно работал слесарем, помощником
машиниста и машинистом маневренного паровоза.
В 1932 году его как ударника производства направили в 11-ю школу
военных пилотов. 1937 год молодой лётчик, командир звена, встретил в
небе Испании. Повоевал не только с франкистами, но и с немецкими
пилотами из авиалегиона «Кондор», направленного Гитлером на помощь
мятежникам.
Получил два ордена Красного Знамени. Командование сообщило Фёдорову, что по возвращении на Родину его ждёт Золотая Звезда Героя.
Железный крест от… Гитлера
Вернувшиеся из Испании свыше ста советских лётчиков, артиллеристов,
пехотинцев и моряков были приглашены на банкет в Кремль. К каждому
прикрепили сотрудника НКВД.
Рядом с Фёдоровым оказался «не нюхавший пороха» нагловатый тип,
который после двух-трёх тостов стал задирать лётчика. Ни слова не
говоря, военлёт нанёс ему короткий удар правой рукой. Возникла
потасовка; организатором объявили Фёдорова.
Назавтра лётчика вызвали к начальнику Генерального штаба по авиации
Я. Смушкевичу. «Слушай, Иван, – объяснил Смушкевич, – воевал ты
геройски, а теперь всё насмарку. Ни о каком звании Героя нет и речи. А
НКВД на тебя завело особую папку». Теперь упоминать о Фёдорове и его
подвигах в печати было запрещено.
Наступил 1939 год, а вместе с ним и подписание советско-германского пакта о ненападении. И тут об Иване Евграфовиче вспомнили.
«Перед Великой Отечественной войной несколько немецких лётчиков более
трёх месяцев изучали, а затем облётывали нашу авиатехнику, – вспоминал
он. – Главным образом истребители. Наш визит был ответным. Разрешили
поехать в Германию только четверым: мне, Стефановскому, Супруну и
Викторову. И мы, прибыв в Берлин, в темпе испытали всё, что нам было
предложено немецкой стороной: самолёты Мессершмитта, Хейнкеля, Юнкерса,
Дорнье. На прощальном банкете Гитлер вручил нам награды. Я получил
железный крест…»
Как же лётчик поступил с фашистской наградой, которой фюрер хотел
усыпить бдительность не только советского спеца, но и его начальства?
Фёдоров вырезал для неё углубление в подмётке сапога и «полировал» крест при ходьбе, пока тот не стёрся.
Начальство же отправило лётчика от греха подальше – в новую
командировку, в Китай, в город Кульджа, где располагался авиазавод по
сборке самолётов И-15 и И-16.
Полшага до трибунала
Начало войны Иван Евграфович встретил в Горьком, где испытывал
самолёты Лавочкина и Поликарпова. Направить его на фронт отказывались.
Тогда в его голове родился дерзкий план. На опытной машине ЛАГГ-3
Фёдоров сделал три мёртвые петли с заходом под мост над Окой. Такого
трюка ещё не было! И теперь его должны были в наказание отправить на
фронт.
Но случилось непредвиденное. Охрана моста, решив, что лихач может
разрушить мост, открыла огонь на поражение. Лётчик понял: садиться
нельзя. Убрал шасси, на малой высоте сделал замедленную «бочку» и
передал по радио: «Ждите по окончании войны, если останусь жив».
На оставшемся топливе дотянул без карты 400 км до Монино. А дальше
был Клин, аэродром 3-й воздушной армии. Чтобы привлечь внимание
командующего М.М. Громова, лётчик десять минут выполнял фигуры высшего
пилотажа. А сев, увидел, что к самолёту направляется «кадиллак» Громова.
Вместе с ним из машины вышли Байдуков, Юмашев и Вахмистров. Фёдоров
доложил всё без утайки. Громов покачал головой и сказал: «Нуте-с, будем
разбираться, особисты о вас уже сообщили». И не стал отдавать Фёдорова
под трибунал. Так лётчик остался в 3-й воздушной армии и стал воевать на
Калининском фронте.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Интересно,сколько ещё гароев были"замылены" НКВД за какие-то "проступки",когда приходилось отстаивать честь мундира путём зуботычин зарвавшимся НКВДшникам?
Иван Евграфович Фёдоров, с мая 1937 по февраль 1938 года в должности командира звена принимал участие в национально-революционной войне в Испании. 17 июня 1937 года он сбил свой первый самолёт. По официальным данным, опубликованным в последних изданиях, в небе Испании И. Е. Фёдоров совершил более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта «Савойя-79» в районе Картахены. У самого Ивана Евграфовича сохранились записи только за 7 месяцев боёв в Испании, что составило 131 боевой вылет, с общим налётом в 160 часов 40 минут. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания правительства, был награждён двумя орденами Красного Знамени (1937, 1938)
В феврале 1942 года майор Фёдоров вернулся на авиазавод № 21 имени С. Орджоникидзе в городе Горький, где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3. В июле 1942 года, перегоняя ЛаГГ-3 на фронт, самовольно остался на Калининском фронте.
26 июля перевелся на должность старшего инспектора по технике пилотирования управления 3-й воздушной армии Калининского фронта. В период с 12 августа по 7 сентября 1942 года одновременно командовал группой лётчиков-штрафников, затем исполнял должность командира 157-го истребительного авиационного полка этой воздушной армии. В этих должностях участвовал в Ржевско-Сычевской и Великолукской наступательных операциях. 23 сентября 1942 года в одиночку над аэродромом Бошарово вел воздушный бой против 24 самолетов противника (18 Ю-88 и 6 Ме-109), в котором сбил 1 и подбил 2 самолета противника (все три - Ю-88).В сентябре 1942 года ранен в лицо и ноги. 27 декабря 1942 года Фёдоров назначен заместителем командира 256-й истребительной авиадивизии. В марте 1943 года участвовал с ней в Ржевско-Вяземской наступательной операции.
Приказом ВС Калининского фронта № 21 от 05.01.1943 майор Фёдоров награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за 82 боевых вылета, 6 воздушных боев, 5 подбитых и 6 сбитых самолетов противника: 3 Ю-88 и 3 Ме-109 (1 в группе и 5 — лично).
В 1942 году вступил в ВКП(б). С 1 апреля 1943 назначен командиром 273-й истребительной авиадивизии, находившейся в резерве Ставки ВГК. В мае дивизия вошла в состав 6-го истребительного авиакорпуса 16-й воздушной армии Центрального фронта и участвовала в Курской битве, битве за Днепр, Гомельско-Речицкой наступательной операции. Её части вели боевую работу на орловско-курском направлении, в районах городов Бахмач, Кромы, Севск, Глухов, Конотоп, Нежин, Чернигов и Гомель. За успешное выполнение заданий командования ей было присвоено наименование «Гомельская».
Приказом ВС Белорусского фронта № 74/н от 16.12.1943 полковник Федоров награждён орденом Александра Невского за успешное командование дивизией, продуктивную боевую работу (243 подтверждённых сбитых летчиками дивизии самолета противника), 3 сбитых Ю-88, 1 До-217 и 3 Ме-109 лично и 10 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков. Общий налет на момент награждения составил 8700 часов.
В начале июня 1944 года «за неудовлетворительную работу» полковник Фёдоров был отстранен от должности и назначен с понижением до заместителя командира 269-й истребительной авиационной Новгородской Краснознаменной дивизии 14-й воздушной армии 3-го Прибалтийского фронта. В её составе принимал участие в освобождении Прибалтики, в Тартуской и Рижской наступательных операциях. Приказом ВС 3-го Прибалтийского фронта № 464/н от 14.10.1944 года полковник Федоров И. Е. награждён орденом Отечественной войны 2-й степени за умелое руководство боевыми действиями летчиков дивизии по связи, за правильное воспитание и ввод в строй молодых летчиков, за 12 боевых вылетов, совершенных с целью контроля подготовки молодых лётчиков и за суммарно 101 боевой вылет с начала войны. В наградном листе дана характеристика командиром дивизии о том, что полковник Федоров «Любит прихвастнуть прошлыми подвигами. Часто упоминает, что был снят с командования дивизией за предвзятое отношение к нему с стороны командира корпуса, в который входила его дивизия»
Приказом ВС 2-го Белорусского фронта № 670/н от 06.06.1945 награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за 12 боевых вылета, 2 воздушных боя, в одном из них (25.04.1945 года) сбил 2 самолета противника (ФВ-190), а также - по совокупности за 112 боевых вылета и 11 сбитых самолета противника лично с начала войны. Командиром дивизии полковником Додоновым вновь в наградном листе упоминается излишнее хвастовство Федорова.
В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/ч. В 1948 году поднял в небо и провёл испытания реактивного истребителя Ла-15.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303).
«Слушай, Иван, – объяснил Смушкевич, – воевал ты геройски, а теперь всё насмарку. Ни о каком звании Героя нет и речи. А НКВД на тебя завело особую папку».
Ндаааааааа!
Иван Евграфович Фёдоров в "Список лиц, по которым Указ о присвоении звания Героя Советского Союза отменён" отсутствует. > https://ru.wikipedia.org/wiki....7%D0%B0
У всех не менее пяти сбитых самолётов противника или вот как Владимир Михайлович Бочаров, посмертно:
Совершил 4 боевых вылета на истребителе И-16, провёл 1 воздушный бой.
13 ноября 1936 года был сбит в воздушном бою и совершил вынужденную посадку на вражеской территории. В плену подвергся зверским пыткам и был убит.
14 ноября 1936 года над Мадридом с самолёта был сброшен на парашюте ящик с частями тела В. М. Бочарова. В ящике также находилась записка с угрозами в адрес остальных советских лётчиков.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 31 декабря 1936 года командиру авиационного отряда в войсках республиканской Испании капитану Бочарову Владимиру Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]